Жизель колониального образа

Африканской «Жизелью» закончилась богатая событиями фестивальная неделя в финском городке Куопио, родине старейшего в Европе международного фестиваля танца. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

48-й Kuopiodance подпортила погода: беспрестанный дождь выгнал с главной площади толпы зрителей, собирающихся поглазеть на бесчисленные финские полупрофессиональные компании: каждый год на выстроенной напротив мэрии сцене они показывают что угодно — от фламенко до классики.

Впрочем, основная программа фестиваля, проходящего во вместительных (даже по меркам мегаполиса и уж тем более 110-тысячного городка) залах Городского театра и Музыкального центра, и без уличных гуляний поставила на ноги весь город: в идиллический озерный край съехались труппы из Азии, Европы и Африки.

Главной приманкой для публики стал гала-концерт, в котором худрук фестиваля Йорма Уотинен, по своему обыкновению, смешал контрастные стили и жанры. Некоторые номера и артисты на искушенный российский взгляд выглядели комично: скажем, мастера бальных танцев Ютта и Сами Хелениус, в патетической манере наших прабабушек станцевавшие вальс и танго, или премьеры Национального балета Эстонии Алена Шкатула и Денис Климук, исполнившие любовное адажио в постановке своего худрука Томаса Эдура — с жестами, имитирующими вынимание сердец из груди.

Другие труппы, напротив, предвосхитили будущее, как, например, компания IronSkulls, первая догадавшаяся применить брейк-данс в качестве антивоенного плаката: одетые в хаки, в клубах алого дыма и раскатах жесткого бита ребята откалывали сложные партерные трюки с отчаянием раненых наемников, принимающих последний бой. Но подлинной вершиной гала оказалась «Жизель» в постановке Дады Масило, фрагмент из которой ее южноафриканская труппа The Dance Factory показала в финале концерта, а целиком — на закрытии фестиваля.

Молодой хореограф из ЮАР Дада Масило — главное открытие 2010-х. Успех ей принесли новые прочтения классических балетов «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», которое российские продюсеры везти к нам не рискнули из-за наличия в нем любовного треугольника с двумя мужскими сторонами. «Кармен», правда, московские зрители все-таки увидели — и ахнули.

И от самой Дады — маленькой, наголо бритой танцовщицы с тельцем подростка, энергией вулкана, неправдоподобной пластикой и безбрежным актерским диапазоном. И от ее труппы, в которой единственный рослый белый мужчина торчит Эверестом среди дюжины феноменальных африканцев, сохранивших первородную естественность при серьезной обработке contemporary dance. И от самой постановки, которую постмодернистской назвать трудно: всемирный сюжет просто увиден глазами человека с другого континента.

Стиль Масило, сочетающий мощную дозу фольклора с актуальным contemporary, иронически препарированными элементами классического танца и трескучей болтовней на языке африкаанс, неповторим — его нельзя воспроизвести ни в одной труппе. Поэтому ее спектакли кочуют по миру вместе с ее компанией. В Куопио состоялась европейская премьера двухактной «Жизели», поставленной Дадой Масило на оригинальную музыку Филипа Миллера, использовавшего обрывки тем из первоисточника Адана.

Эта «Жизель» — из колониального прошлого Черной Африки и одновременно из романтической европейской готики, в которой виллисы — неумолимые и грозные убийцы, а не те эфемерные создания, какими их показал классический балет. Режиссура Масило, внятная и изобретательная, превратила романтическую любовную историю в трагикомедию: препотешные жанровые зарисовки без швов перетекают в эпизоды, исполненные шекспировской драматической мощи.

Персонажи балета, сохранив свои функции, получили новый облик: мать Жизели обернулась шумной пьющей толстушкой, лупящей дочь веником за непослушание и готовой за бутылку оставить ее наедине с ухажером Илларионом. Альберт (Кайл Россау, тот самый единственный белый танцовщик труппы) оказался плантатором, затеявшим любовную интрижку с забавной аборигенкой.

Его невеста Батильда — дородная чернокожая деваха, откалывающая классические коленца в виде арабесков или па-де-ша,— представительница местного истеблишмента. Мирта (Ллевелин Мнгуни) — гибкий и патетичный, как лучшие транссексуалы Альмодовара,— нездешнее существо, шаман племени, навсегда вошедший в транс. Жизель — сама Дада, меняющая тысячи обличий по ходу спектакля.

Проказливая и стремительная, как обезьянка, пугливо-ласковая, как дикий котенок, омертвевшая, как сгоревшее дерево, и, наконец, свирепая, как раненая львица (в этой «Жизели» обманутая героиня не прощает предателя — Альберт погибает, затанцованный толпой багрово-кровавых виллис), танцовщица создала здесь лучшую свою роль. И у российских зрителей есть шанс в этом убедиться: петербургский фестиваль «Дягилев P.S.», который в 2018 году по случаю 200-летия Мариуса Петипа превратится в «Петипа P.S.», пригласил в свою программу Даду Масило вместе с ее «Жизелью».

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢