Ход быком

В древней столице Лангедока начался 37-й международный фестиваль современного танца Montpellier Danse, порожденный французской «новой волной», дерзкому радикализму которой он верен по сей день. Из Монпелье — Татьяна Кузнецова.

Именно тут, за мощными стенами бывшего монастыря урсулинок, хореограф Доминик Багуэ в 1981 году устроил всеобщий сбор авангардистов-единомышленников, положивший начало Montpellier Danse.

После ранней смерти «маленького принца» французской «новой волны» директор фестиваля Жан-Поль Монтенари взялся совмещать финансовые заботы с художественными: с 1991 года он — единоличный хозяин Montpellier Danse.

В этом году бессменный куратор заявил, что представит пазл из истории современного танца с середины ХХ века до наших дней, однако явно поддался ностальгии: кумиры времен его молодости и авторы с громкими именами подавили молодых представителей актуального искусства.

Открыл фестиваль Анжелен Прельжокаж, самый востребованный хореограф Франции,— именно в Монпелье в компании Доминика Багуэ он начал карьеру танцовщика, а теперь возглавляет труппу по соседству — в Экс-ан-Провансе. На фестивале он представил балеты, сделанные в свое время для New York City Ballet, а сейчас перенесенные в его собственную компанию.

«Spectral Evidence» (2013) на музыку Джона Кейджа — спектакль о салемских ведьмах, точнее — о свободе духа, коей жертвы узколобых пуритан поражают своих гонителей (центральный дуэт балета намекает и на плотский интерес судьи к обвиняемой).

Балет «La Stravaganza», поставленный в 1997 году на музыку Вивальди с примесью современных авторов, рассказывает о гипотетической встрече двух эпох — современности и XVII столетия (если судить по черным камзолам с отложными воротниками, будто снятыми с плеча Оливера Кромвеля). Формально речь идет о поисках общего пластического языка, фактически — опять-таки о духовной свободе, и самым убедительным аргументом снова оказывается телесная близость.

Удивительно, как старомодно и компромиссно нынче выглядят эти сочинения главного возмутителя балетного спокойствия рубежа веков. Заметно, что Прельжокаж робеет перед труппой Баланчина: старается «оклассичить» свой язык, избегает пластических крайностей и телесных откровенностей.

В результате в обоих балетах носители свободы духа — «ведьмы» и «современные люди» — со своими сиссонами и антраша кажутся неубедительно банальными, в то время как «гонители», сосредоточенно передвигающие угловатые тела по непривычным траекториям, выглядят подлинными мучениками совести.

Надо добавить, что к американской «классике» труппа Прельжокажа приспособлена не вполне: лишь несколько артистов (в их числе две россиянки) свободно чувствуют себя среди туров и па-де-ша, остальные делают па как умеют — корявенько и неточно.

По контрасту с утомленным Прельжокажем, предъявившим на фестивале балеты прошлых лет, другой возмутитель спокойствия — знаменитый южноафриканский перформер Стивен Коэн — находит все новые способы шокировать публику. Его спектакль «Put Your Heart Under Your Feet… and Walk» посвящен умершему любовнику и, в сущности, является публичным похоронным ритуалом.

Перформер, сделавший свое лицо и тело предметом искусства (белый бритый череп инкрустирован стразами, на макушке — маленькое деревце, на щеках увядают листья, приклеенные ресницы — до середины лба, печально изогнутые черные губы, две сияющие дуги вместо ушей, балетный корсет на туловище, полуистлевшая старинная пачка на бедрах, черные копыта быка на ступнях, белые гробики вместо котурнов и пара костылей для перемещения в пространстве), появляется на сцене трижды.

Петляет между инсталляций — уложенные рядами пуанты дополнены атрибутами смерти вроде пистолета с загнутым дулом или черепов с глазами из драгоценных камней; сняв амуницию (кроме корсета), обвешивает себя четырьмя патефонами, играющими меланхолические мелодии 1920-х. Наконец, запалив свечи в старинных канделябрах, глотает ложку праха возлюбленного, запивая вином (а может, кровью) из венецианского бокала, и исчезает в клубах дыма, окутывающего все это мертвое великолепие.

«Живая» часть перформанса волнует не больше, чем эротические фантазии накокаиненных старушек, однако было еще и видео, разбивавшее выходы «чуда в перьях». Вот Стивен в своем сценическом облике опасливо блуждает по скотобойне, элегически поглаживая освежеванные бычьи тела, картинно зависая на крюках для туш и отворачиваясь от презрительных взглядов чернокожих мясников.

Вот он барахтается в месиве загустевшей крови под душем из парных красных струй, стекающих на его драгоценный череп из могучей шеи забитого животного. А вот — крупным планом — процесс обезглавливания быка: нож проходит сквозь желтые дрожащие слои жира, перерезает синеватые трубы сосудов… глаз быка во весь экран недоумевающе расширяется и медленно меркнет.

Стивен Коэн, достроив образный ряд своей тризны убийственным натурализмом, добился желаемого эффекта: однако шок вызывает не только страшная казнь быка, но и нравственная глухота автора, столь расчетливо убитого своим горем.

МинПром

    

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢