Свита обыграла короля

В Авиньоне продолжается 51-й театральный фестиваль. Особое место в программе фестиваля заняли гастроли берлинского театра «Фольксбюне» — крупнейший современный немецкий режиссер Франк Касторф в этом театре уже не работает. Из Авиньона — РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Приближаясь к огромному бетонному круглому зданию авиньонского Парка экспозиций, на секунду останавливаешься, думая, что июльская жара сделала с твоей головой черное дело. Но скульптура Берта Ноймана «Шагающее колесо», много лет стоявшая перед берлинским театром «Фольксбюне» и ставшая эмблемой этого театра,— не мираж и не наваждение. Ее действительно выкопали из газона на площади Розы Люксембург немецкой столицы и привезли на гастроли в Авиньон вместе со спектаклем «Кабала святош».

В Берлине теперь ей нет места — 1 июля труппа «Фольксбюне» под руководством режиссера Франка Касторфа сыграла свой последний спектакль, а с нового сезона театром руководит новый интендант — и это стало причиной большого городского скандала. Но факт остается фактом: черта под 25-летней «эпохой Касторфа» в театре «Фольксбюне» подведена. Поэтому гастроли «Кабалы святош» в Авиньоне для европейского фестивального рынка, в сущности, прощальные — труппа театра распускается, репертуар списывается.

Спектакль «Кабала святош. Жизнь господина де Мольера», не самая удачная работа Касторфа последних лет, очевидно, был выбран Авиньоном потому, что говорит, как и предписано названными произведениями Михаила Булгакова, о конфликтах искусства и власти — именно раздор с берлинскими политиками стал причиной непродления контракта с режиссером.

Впрочем, в спектакле театра «Фольксбюне» нет очевидного противостояния свободных художников и коварных властителей, как государственных, так и религиозных,— здесь, в сущности, все комедианты, все ряженые. И сцена превращенного в анекдот телефонного разговора Булгакова со Сталиным, разыгранная в начале длящегося пять с лишним часов представления, сделана в откровенно пародийном ключе — писателя играет актриса Софи Ройс, а «вождь народов» похож на подвыпившего сантехника.

Что Касторф сделал действительно великолепно, так это искусно адаптировал спектакль к гигантскому пространству. Подвижным элементам декораций, повозке бродячих актеров и павильонам с дворцовыми интерьерами здесь нашлось гораздо больше места, чем на сцене «Фольксбюне». Зрительская трибуна в Авиньоне расположилась словно перед огромной, присыпанной, как и положено, опилками цирковой ареной.

Ограничивающая ее гирлянда лампочек теряется далеко-далеко, в темноте — как будто под крышей павильона разместилась целая вселенная. Огромный экран, на котором показано едва ли не большинство сцен спектакля, здесь не просто «ноу-хау» Касторфа, часто выносящего изнанку сцены на крупный план, но производственная необходимость — иначе актерских лиц было бы совсем не видно.

В таком пространстве театрализованный конфликт актеров, борющихся за власть друг над другом, и представителей разных типов власти, истошно и радостно актерствующих, приобрел какое-то иное измерение. Самыми сильными моментами спектакля вдруг стали те, когда герои, чуть искаженные, грубовато загримированные лица которых только что широко раскрывали глаза и застывали гримасами на экране, вдруг превращаются в крошечные, но настоящие фигурки, мечущиеся по полутемной цирковой арене.

Будь они вульгарными лицедеями или едва не изнасилованным королем архиепископом Парижа, тщета их усилий очевидна. Идет ли речь о придворной труппе каких-то незапамятных времен, насмешниках времен капитализма и масскульта (непременная тема Касторфа), или доживающей последние недели труппе «Фольксбюне» — в «Кабале святош» многое дописано и сымпровизировано на злобу дня, про себя и свой уходящий театр.

Тема театральной саморефлексии не только неисчерпаема, но и особенно подходит Авиньону — здесь любят обращаться к теням прошлого, даже сравнительно недавнего. И сколько бы ни говорили про необходимость открывать новые имена и поддерживать молодых, всегда подчеркивают, что главная сила Авиньонского фестиваля — не в тех или иных спектаклях, а в привычке десятков тысяч зрителей приезжать в «папский город» и жадно, требовательно любить театр с утра до вечера. Кстати, иногда рефлексии на темы сцены и задача представлять новые имена совпадают — как в спектакле «Дыхание» португальца Тиагу Родригеша.

Театр у него показан одновременно мучительным и неизбежным делом: несколько актеров и режиссер пытаются вновь и вновь объяснить друг другу, зачем они выходят на сцену, как взаимодействуют между собой. Сама сцена практически пуста, и у каждого нет ничего, кроме уже сыгранных ролей и желания сыграть новые. Нет, речь здесь не о закулисной жизни и не об интригах — если не считать интригой саму потребность человека выйти на сцену. Где на самом деле царит не актер, а суфлер, существо непонятного пола, тихо нашептывающее всем персонажам реплики. Но иногда получается так, что только от чужого шепота и чужими словами можно прийти к самому себе.

Какие спектали играют на европейских театральных фестивалях

Театральные моды меняются небыстро — от лета до лета отдельные тенденции становятся чуть более заметны, другие — чуть менее. Победившая тенденция прошлых сезонов в этом году превратилась в очевидность: летние фестивали сегодня не просто определяют выбор туристических маршрутов, но и превращаются в своего рода единую репертуарную сетку, которая готова захватить публику с начала июля и не отпускать ее до конца сентября. Авиньон, Экс-ан-Прованс, Барселона, Зальцбург, Эдинбург, Рур — а там уже скоро и Парижский осенний фестиваль, плавно переходящий в рождественские базары.

Роман Должанский

МинПром

 

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢