Современность проиграла классике

Во французском Экс-ан-Провансе завершился традиционный Festival d’Art Lyrique — один из самых престижных европейских оперных форумов. Рассказывает Роман Должанский.

Программа оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе по традиции строится так: в ней обязательно есть одна опера Моцарта, заранее назначаемая главным событием,— на сей раз это была новая версия «Дон Жуана» в постановке французского режиссера Жан-Франсуа Сивадье, спектакль, весьма сдержанно принятый как критикой, так и публикой.

Есть что-то из «базовой» классики оперного репертуара — в этом году таковой стала «Кармен» в постановке Дмитрия Чернякова, фактически главное событие фестиваля, собравшее целую коллекцию восторженных откликов (“Ъ” писал об этом спектакле 13 июля 2017 года). Как правило, есть классика прошлого века. И как своего рода «полюса» афиши — барочная опера и премьера современного сочинения.

В нынешней программе современность проиграла старинной классике: опера «Пиноккио» нидерландского мастера Филиппа Бусманса в постановке известного драматического режиссера и драматурга Жоэля Помра предстала скромным и невнятным зрелищем, теряющимся на сцене Большого театра Прованса. Помра давно уже написал современное, местами весьма остроумное переложение сказки про деревянного мальчика.

Он сам ставил эту пьесу в драматических театрах, в том числе в московском театре «Практика». В оперный спектакль из драмы почти нетронутыми перекочевали некоторые сцены, но обаяние камерной сказки совсем улетучилось. Если дирекция фестиваля хотела таким образом рекрутировать зрителей на будущее, то благородный замысел реализовался неплохо — в зале было немало семей с детьми. Но более содержательного результата достичь не удалось.

А вот раритет XVII века получился изящным и уместным. Кто бы мог подумать, что итальянский композитор Франческо Кавалли станет привлекательным автором для актуальных молодых французских режиссеров. Но в прошлом году энергичный и изобретательный Тома Жолли с успехом поставил в Парижской опере «Гелиогабала» Кавалли, а теперь за «Эрисмену» в Экс-ан-Провансе взялся еще один молодой режиссер, с которым связывают надежды на будущее французской сцены — Жан Беллорини.

Опера Кавалли, премьера которой состоялась в 1655 году в Венеции, на современных сценах практически не имеет истории. Сюжет ее, занимающий разворот программки мелким шрифтом, обещает страшную путаницу из подмен, угроз смерти, донельзя запутанных любовных отношений и обретения давно потерянных детей.

Жан Беллорини не стал мучить зрителей режиссерскими головоломками или упихиванием мифологического сюжета в рамки более понятных и близких нам эпох. Сцена почти пуста — лишь элегантные светильники, считанные детали реквизита да огромная полупрозрачная рама-сетка, становящаяся то тюремной решеткой, то театральным помостом, то ковром-самолетом — в общем, чем угодно.

Костюмы Маши Макеефф вполне могли бы составить яркую современную модную коллекцию с легким привкусом сумасшествия — но в целом Беллорини не настаивает ни на каком радикализме. И поэтому выигрывает — главными оказываются музыка (оркестр Capella Mediteranea под управлением испанского дирижера Леонардо Гарсиа Аларкона) и великолепные голоса, которыми можно наслаждаться и вне запутанных перипетий истории.

И все-таки в этом рафинированном, элегантном спектакле, который в ярусном, но камерном пространстве старинного театра «Жё-де-Пом» обрел сходство с дорогой фестивальной игрушкой, вдруг проступает родство с сегодняшними мотивами. Персонажи «Эрисмены» ведут игру не только с жизнью и чувствами, но иногда, кажется, и с собственной природой.

Высокие мужские голоса (на сцене одновременно три контратенора), женщина в мужской роли, мужчина в роли женской — кажется, гендерные идентичности здесь изрядно перепутаны, что дает повод для авантюрной, но в чем-то меланхоличной игры. Если бы вдруг стали снимать киноверсию «Эрисмены», то приглашать режиссером, без сомнения, надо было бы Педро Альмодовара, прямо из фильмов которого, кажется, в спектакль Жана Беллорини попала старая нянька в исполнении молодого, артистичного, корпулентного тенора Стюарта Джексона.

Если сдержанная, но умная режиссура Беллорини помогла правильно «преподнести» Эксу оперный антиквариат, то чистое оформительство, с которым знаменитый британский режиссер Саймон Макберни подошел к «Похождениям повесы» Игоря Стравинского, сыграло с ним злую шутку. Спектаклю не повезло еще и в том, что в последний момент пришлось менять музыкального руководителя — Дэниел Хардинг повредил руку и выпал из репетиционного процесса. Но если с музыкальной частью справился и норвежец Эйвинн Гулльберг Йенсен, вставший за пульт Парижского оркестра, то из идей Макберни запомнился только бумажный павильон с эффектной видеопроекцией на белых стенах.

Сумасшедший дом из финала был «продан» с самого начала, и потом самым интересным стало следить за разрывами его стен, которые обеспечивали появление прочих предметов оформления и других персонажей. Так что трехлетний цикл Стравинского, задуманный директором фестиваля Бернаром Фоккрулем, закончился менее убедительно, чем начался три года назад — «Персефоной» в постановке американского классика авангардной режиссуры Питера Селларса.

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢