В Люмьерах нашелся Эйзенштейн

В прокат вышли «Люмьеры!». Монтаж реставрированных фильмов пионеров кинематографа комментирует Тьерри Фремо, директор Института братьев Люмьер. Михаилу Трофименкову показалось, что он выслушал проповедь по-французски легкомысленную, но проникновенную.

Название фильма двусмысленно, как сама фамилия первых режиссеров: Люмьер означает «свет». Звучит оно и как задорное «Во дают наши Люмьеры!», и как мистическое «Свет! Я вижу свет!». Институт братьев Люмьер в их родном Лионе почти что храм. В год столетия кинематографа он доверил избранным режиссерам снять минутные сюжеты камерой самих Люмьеров: так по огромным церковным праздникам выносят особенно чудотворные мощи святых, так получился фильм «Люмьеры и компания».

Если институт — храм, а Фремо — первосвященник, то пророк — режиссер Бертран Тавернье, президент института. В порядке творческой «дедовщины» Фремо часто ссылается на него. Но Тавернье — особый пророк: воплощение жизнелюбия, любви к творчеству и парадоксам. Вот на экране учения альпийских стрелков: «спецназ» конца XIX века отчаянно пытается перемахнуть через невысокую стенку. Фремо почтительно цитирует Тавернье: «Теперь я понял, почему Франция проигрывала все войны!»

Культ Люмьеров — культ веселый, как само их творчество, напитанное радостью от одного того, что поезда прибывают, поливальщики оказываются мокрыми с головы до ног, а младенцы упитаны и требуют добавки. Но культ есть культ. Его сокровенная суть: кино Люмьеров, как Священное Писание, содержит все, что будет снято за минувшие с первого публичного кинопоказа 122 года, и все, что еще не снято.

Вот, говорит Фремо, посмотрите на сцену, снятую оператором, сидящим вместе с моряками в шлюпке в бурном море: это же вылитый «Броненосец “Потемкин”»! А план с неподвижными курильщиками опиума заключает в себе кино Ясудзиро Одзу: он тоже снимал с низкой точки. А жуткий пожар на нефтяных приисках в Баку — это же первый экологический фильм-катастрофа! Фремо даже в невиннейших «Первых шагах младенца» видит формулу саспенса. Упадет младенец или не упадет? Ага, упал! Вот то-то.

Прозреть Эйзенштейна в Люмьерах можно только в состоянии религиозного экстаза. Хотя благодаря им у человечества «открылся третий глаз», они оставались людьми «прекрасной эпохи». Поэтому гораздо убедительнее параллели между их фильмами и современной живописью. То, что зарисовки детских забав на лужайках — ожившая вселенная Огюста Ренуара, очевидно. Но Фремо замечает, что и «Игра в карты» — это оживший Поль Сезанн. Хотя не упоминает, что виды Лиона братья снимали с верхней точки, как писал Париж Камиль Писсарро.

Что касается научных обобщений, то Фремо расставляет точки над i в очень существенном вопросе. Популярная философия кино гласит: его история сводится к борьбе «реалистической» «линии Люмьеров» и фантасмагорической «линии Мельеса». Сомнительность такой философии очевидна давно, но Фремо подкрепляет сомнения неопровержимыми уликами. Дело не в том, что Люмьеры задолго до Мельеса открыли спецэффекты, а в том, что ни о какой «жизни врасплох» в их зарисовках и речи не идет.

Существуют, например, два «ремейка» знаменитого «Выхода рабочих с фабрики» братьев Люмьер. И повторяемость в них «спонтанных» деталей — собака, пересекающая кадр,— объяснима только одним образом: Люмьеры строго мизансценировали жизнь. Как, например, смело скомпонован легендарный фильм с рассекающей экран диагональю поезда, вечно прибывающего на вокзал Ла-Сьота. «Случайные типажи» на перроне — актеры, точнее говоря, типажи, получившие актерское задание.

Они не играют, а актерствуют, но какая разница. В сценках уличной игры в шары или игры в карты на террасе кафе непременно присутствуют безбожно комикующие типы, не дающие зрителям забыть, что они лицезрят нечто безумно забавное. Проще говоря, жаль, что Фремо не пришла в голову эта аналогия: они выполняют функцию закадрового смеха в ситкомах.

Но главное в фильме не зоркость Фремо-аналитика и не экстаз «верующего» Фремо. Главное — одна фраза по поводу снятого кем-то из операторов Люмьеров сценки на взморье: «Единственный сюжет этого фильма — его красота». Воистину так. Красота мира — единственный сюжет и фильмов Люмьеров, и фильма «Люмьеры!».

МинПром

    

Новини

12 Лютого 2024

На кордоні з Польшею вже накопичилося більше тисячі вантажівок

Україна скоординувала з партнерами процес конфіскації активів рф

Конфлікт на Близькому Сході загрожує світовій економіці – МВФ

Експорт сталі з ЄС у січні-листопаді скоротився на 3% 

Ставки фрахту в портах Дунаю та Великої Одеси стабілізувалися

Rio Tinto та BHP співпрацюватимуть з BlueScope у виробництві зеленого чавуну

На завершення розпочатих проєктів відновлення треба ще 10 млр грн

За добу Україна експортує більше електроенергії, ніж імпортує

Японія виділить 106 млн дол на підтримку України

Aurizon знизила прогноз обсягів видобутку австралійського вугілля

Укргазвидобування встановило п’ятирічний рекорд з видобутку газу 

Українським морським коридором експортували вже понад 22 млн тонн вантажів

ЄС збирається відмовитися від ртуті

90% замовлень із виробництва дронів отримують українські виробники 

11 Лютого 2024

Ще одна велика хвиля мобілізації призведе до колапсу економіки

Україна підвищить податки, якщо не отримає фіндопомогу від Америки

ВСІ НОВИНИ ⇢