Всё на пропажу

Фильм «Призраки Исмаэля» выходит в России, где его автора Арно Деплешена знает лишь узкий круг синефилов, да и то в нем нет единства. Однако как раз этот не самый удачный фильм французского режиссера, имеющего культовый статус у себя на родине, может найти свою публику, подозревает Андрей Плахов.

В фильме есть для этого многое — и прежде всего обширное пространство авантюрной мелодрамы. Его населяют дипломаты, кинорежиссеры и женщины странного поведения, исчезающие на 20 лет и вновь являющиеся на свет — «внезапные и противоречивые». Вернее говоря, такая женщина одна, но этого достаточно: ее зовут Карлотта, а играет ее Марион Котийяр, которую принято считать неотразимо сексуальной.

Это она, Карлотта, без всякой видимой причины исчезла из жизни главного героя — кинорежиссера Исмаэля. И вообще исчезла: никто о ней с тех пор не слыхал. У Исмаэля есть всепонимающая и всепрощающая подруга — астрофизик Сильвия (Шарлотта Генсбур), но настоящего счастья нет. Гложет его не столько тоска по Карлотте, сколько обида и недоумение: как же можно вот так исчезнуть, не сказав ни слова.

Не меньше страдает герой от творческих мук: никак он не может явить миру свое великое творение и от всей души прикладывается к бутылке с утра пораньше. Впрочем, в огромной серии фильмов мирового кино о творческом кризисе этот — один из самых скептических. «Великое творение», судя по фрагментам замысла, мерцающим в алкогольных парах,— довольно неуклюжий политический триллер, главным персонажем которого оказывается Иван, младший брат Исмаэля, в исполнении Луи Гарреля. Он работает дипломатом-шпионом, получает назначение в Душанбе, встречается с карикатурным русским секретным агентом и очень скоро сам превращается в карикатуру.

Исмаэля играет Матьё Амальрик, который признается: «Меня как актера придумал Арно Деплешен». Придумка оказалась снайперской: Амальрик за четверть века карьеры сыграл уже в сотне фильмов, сам снял несколько как режиссер и стал актером номер один сегодняшнего французского кино. С Деплешеном его по-прежнему связывают особые отношения и общие интересы, в частности к миру дипломатии и бывшему СССР.

Амальрик в детстве провел несколько лет в Москве с отцом — корреспондентом Liberation, а Деплешен снял фильм «Три воспоминания моей юности», где во время поездки в Таджикистан его лирический герой теряет девственность, а потом конспиративно посещает Минск и снабжает поддельным паспортом еврейского отказника. Кстати, у Деплешена действительно есть брат-дипломат, который тоже снимается в его фильмах, только его зовут не Иван, а Фабрис.

Арно Деплешен — почти официальный наследник Алена Рене, отчасти «новой волны», а также длинной интеллектуальной традиции французской культуры. Он любимец и завсегдатай конкурсов Каннского фестиваля. А когда в позапрошлом году «Три воспоминания…» не взяли в официальную каннскую программу и показали только в параллельном «Двухнедельнике режиссеров», разразился скандал чуть ли не национального масштаба. Зато «Призраки Исмаэля» помпезно открывали главный фестиваль мира этого года. Но без особого успеха.

Причина в том, что режиссер слишком положился на отработанные темы и предъявил своего рода джазовую импровизацию из собственных сюжетов, лишив картину самостоятельной мелодии. Бравурная помесь сюрреалистической комедии с бульварной мелодрамой и шпионским фильмом оказалась натужной и по ритму чересчур истеричной. Режиссер только ухудшил впечатление от картины, сообщив, что его вдохновляли Феллини, Трюффо и Достоевский.

Добавим рассыпанные по фильму «указки» на Поллока, Пикассо, Лакана и Джойса. Вполне вероятно, что Деплешен этими ссылками гордится, сравнивая себя еще и с Вуди Алленом. В своем интервью он рассказывает, как его восхитила сцена из «Манхэттена», где Аллен говорит Дайан Китон: «О, я чувствую аромат Набокова».

Действительно, Аллен позволяет своим персонажам умничать, но при этом они не утрачивают своей органики и именно этим прекрасны. Деплешен как будто бы идет по его стопам, стремясь наполнить свое кино горечью и юмором, гневом и меланхолией, откровенностью и подтекстом. В его лучших фильмах все эти эмоции срастаются с небанальным авторским взглядом и начинают жить полноценной жизнью — вспомним «Рождественскую сказку» или картину «Короли и королева».

Но его «Призраки Исмаэля», увы, так и остаются призрачными и напоминают об умозрительности и картезианстве как родимых пятнах французской культуры. В существование этих героев не веришь — здесь даже Марион Котийяр, выступающая в роли секс-символа и танцующая под «It Ain`t Me Babe» tБоба Дилана, выглядит какой-то бесплотной.

МинПром

    

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢