Лишний Восток

Самым ажиотажным в смысле зрительского спроса спектаклем Зальцбургского фестиваля стала «Аида» Джузеппе Верди, поставленная известной фотохудожницей иранского происхождения Ширин Нешат.

В главной роли несколько раз выступила Анна Нетребко, а дирижировал Венским филармоническим оркестром Риккардо Мути. При очевидном блеске новая зальцбургская «Аида» оказалась неожиданно консервативной, считает Сергей Ходнев.

Анну Нетребко, впервые взявшуюся за партию Аиды, фестивальный менеджмент разлучил с супругом: Юсифу Эйвазову достались только два представления под занавес фестиваля, в которых российскую примадонну заменяет кореянка Виттория Сео, а партнером самой госпожи Нетребко в ее серии спектаклей стал итальянский тенор Франческо Мели.

Звездность певицы, отмечающей в этом году 15-летие своего дебюта в Зальцбурге,— аттракцион очевидный, но за теперешним оглушительным успехом Анны Нетребко стоял не один только бренд. С ее теперешним спинтовым сопрано и теперешней артистической «взрослостью» она оказалась в предложенных режиссером и дирижером условиях Аидой столь же идеальной, какой тогда, в 2002-м, была ее Донна Анна.

Предполагалось, однако, что к беззаботному удовольствию от прекрасного вокала будет прилагаться содержательное и актуальное режиссерское высказывание. Что Ширин Нешат на правах художницы-изгнанницы примет особенно близко к сердцу судьбу эфиопской пленницы. И что тогда ориентализм XIX века, высокомерный и безнравственно колонизаторский (а за него «Аиде» пеняли, и не раз), наконец-то будет преображен в нечто безукоризненно этичное.

В фестивальном буклете «Аиды» даже специально обратили внимание читателя (чтобы он ни в коем разе не заподозрил Верди в неполиткорректном образе мыслей) на то, что композитор, мол, бичевал прусский милитаризм и империализм. «Аида» создавалась в самый канун образования Второго рейха, и Верди рекомендовал своему либреттисту Антонио Гисланцони обратиться к победным реляциям короля (а вскорости кайзера) Вильгельма за вдохновением, чтобы передать всю кичливость торжествующих египтян.

Про то, что в это же время Верди находился под сильным обаянием Вагнера, и по «Аиде» это довольно заметно, в буклете не сказано — но об этом не дает забыть Риккардо Мути. Яростные кульминации, густая и могучая оркестровая текстура, принципиальная инновационность того, как устроена музыкальная драматургия,— все это в трактовке Мути было куда заметнее, чем те же игры с «этническим» колоритом.

Размеренностью, обстоятельностью и россыпью предсказуемых эффектов эта «Аида» счастливо напоминает о былых временах, когда опера звучала на фоне картонных пирамид и нарисованного Нила. Счастливо — потому что и нынешнее племя певцов здесь не то чтобы бледнеет на фоне великих вердиевских записей прошлого.

Да, Франческо Мели — не Франко Корелли, но его Радамес, ровно и элегантно спетый с лирической окраской, вполне событие (даже в большей степени, чем его зальцбургский дебют в «Трубадуре» три года назад). Два первостатейных вердиевских баса тоже в наличии — Дмитрий Белосельский (величаво-рафинированный Рамфис) и Лука Сальси (демоничный Амонасро). И, конечно, отдельное обаяние ансамблю придавало то, что в роли Амнерис главной героине противостояла именно Екатерина Семенчук — по темпераменту, примадоннской стати, объему и насыщенности голоса соперница более чем достойная.

Но как из всего этого сделать театральное высказывание, Ширин Нешат, похоже, так и не придумала, а приставленная к ней постановочная команда мало ей в этих размышлениях помогла. Именитый театральный художник Кристиан Шмидт придумал лапидарную сценографию в виде двух белоснежных коробов, напоминающих половинки исполинского чемодана, которые вольно и плавно перемещаются на поворотном круге: в макете наверняка было глаз не оторвать, но на безразмерной сцене Большого фестивального зала зрелищность выходила скромная.

Татьяна фон Вальсум придумала костюмы: египтяне в фесках, эфиопы в модных вретищах, жрецы с комическими накладными бородами и в черных клобуках на манер православного духовенства (вот уж страсть какой смелый художественный жест). Томас Вильгельм поставил танцы — если только можно так назвать неуклюжие выходы семерки танцовщиков с коровьими черепами на головах. То, что уверенно опознается как вклад Ширин Нешат в постановку и носит ее почерк,— три кратких видео, показывающие крупным планом лица то жрецов, то эфиопов, в роли которых снялись реальные иммигранты с Ближнего Востока: надо же было хотя бы попытаться зрителям, пришедшим «на Нетребко», бросить в лицо несчастья беженцев.

И непонятно, стоило ли ангажировать уважаемую и самобытную творческую единицу ради того, чтобы получить не требующее особых постановочных усилий зрелище двух див в развевающихся шелках, заламывающих руки и поющих строго в зал с авансцены. И наблюдать, как из несостоявшегося действа про конфликт цивилизаций, иммиграционные бедствия, теократический тоталитаризм и волю женщин Востока к свободе самозарождается калорийная, добротная, сладкая вампука. При этом по самой природе своей необоримо и безраздельно европейская.

МинПром

    

Новини

13 Лютого 2024

Сенат США проголосував за надання Україні 60 млрд дол підтримки

Українське Дунайське пароплавство спустило на воду чергову SLG–баржу

Китай планує розширити вуглецеві квоти на металургію до 2025 року

ВВП України у січні зріс на 3,5%

Vallourec поставить труби для проекту розробки газу у Північному морі

Європа різко збільшила закупівлю нафти

ДТЕК збільшив імпорт вугілля до 400 тисяч тонн для стабільного проходження зими

У січні металурги збільшили виплавку сталі майже удвічі

У Раді обговорюють концепцію бронювання працівників за додаткову плату

Одна з ТЕС на Дніпропетровщині припинила роботу через російський обстріл

Компанії звільняють працівників через розвиток штучного інтелекту

Сума збитків українській інфраструктурі від війни сягнула 155 млрд дол

Японія передасть Україні 1800 габіонів для захисту критичної інфраструктури 

12 Лютого 2024

Американські металурги імпортували 1,05 млн т чавуну з України

Siemens остаточно залишає Росію

Мережі АЗС почали підвищувати роздрібні ціни на пальне

ВСІ НОВИНИ ⇢