Современная облачность

В залах Новой Третьяковки открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства, подготовленный куратором Юко Хасегавой. Несмотря на трудности перевода, Москва получила глубокую, эффектную и пронзительную экспозицию о новом мироустройстве, считает Игорь Гребельников.

Стоит сразу внести ясность в название проекта Юко Хасегавы, переведенное на русский язык как «Заоблачные леса»: в оригинале слова «облака» и «леса» соединены разнонаправленными стрелками. Именно такое написание отражает суть кураторской концепции. Под «облаками» Хасегава понимает новое поколение художников (да и вообще людей), сформировавшихся в эпоху интернета, для которых цифровые технологии и «облачное хранилище данных» — естественная среда обитания.

У них совсем другие отношения с реальностью, чем у представителей старшего поколения, названного куратором «лесами» за их более прочные связи с землей и традициями. Взаимная устремленность поколений друг к другу и образует по мысли Хасегавы экосистему, в которой мы только начинаем осваиваться.

Новый миропорядок представлен на выставке в виде более развернутой схемы, созданной ассистентом куратора художником Сейхой Куросавой. К ней стоит присмотреться, чтобы представить композицию выставки, придуманную для пространства «Манежа», где ее изначально собирались проводить, однако потом перенесли в Новую Третьяковку.

На новом месте план пришлось скорректировать, и теперь экспозиция вместо общего пространства представляет собой череду коридоров и комнат, раскинувшихся на два этажа. Зато выставка продлится значительно дольше, чем обычно,— четыре месяца, на такой срок «Манеж» свои стены предоставить был не готов.

Описанная куратором взаимная устремленность «облаков» и «лесов» лишь оболочка выставки, посвященной очевидным глобальным проблемам, таким как экология, миграция, политическая нестабильность, войны и техногенные катастрофы. Художники здесь выступают в роли медиумов и исследователей, которые в прошлом и настоящем пытаются разглядеть очертания будущего. И при всей выразительности, технической изощренности либо, напротив, нарочитой примитивности исполнения картины эти вполне апокалиптического вида.

Видео турецкого художника Али Казмы «Безопасность» в разных ракурсах снаружи и изнутри показывает огромное хранилище для семян растений, построенное под землей на севере Норвегии. Предполагается, что в случае глобальной катастрофы они смогут пережить людей. Но глядя на этот бункер в заснеженном Заполярье, возникает вопрос, как же они прорастут.

Безжизненно красивы вазы с цветами голландской художницы Рикки Соммерс: растения поникли, будто схваченные морозом и покрытые льдом. Индийская художница Рухини Девашер расписала стену фантазийным ландшафтом, включающим схемы древнейших представлений о происхождении Земли, на рисунок проецируется видео с потухшим и уже поросшим травой вулканом в Японии, будто снятое с приближающегося к нему космического корабля.

Леденящее душу видео французского художника Пьера Юига, снятое после аварии на атомной станции в Фукусиме, переносит зрителя в мрачное пространство с одинокой девушкой, которая при ближайшем рассмотрении и смене ракурсов оказывается обезьяной в маске и парике. Это лишь отчасти плод фантазии художника: сюжет почерпнут Юигом из YouTube (ролик называется «Fuku-chan Monkey in wig, mask, works Restaurant!») — в одном из японских ресторанов посетителей «обслуживают» две обезьяны в масках и париках. В видео Юига посетителей уже нет, а девушка-обезьяна томится мрачным ожиданием.

Ощутить и даже обонять тревожную тишину предлагает инсталляция британцев Ревитала Коэна и Туура Ван Балена — в темном звукоизолированном пространстве с гигантскими монстерами и техническими приспособлениями, провоцирующими выделение растением запаха, который животные распознают перед резкой сменой погоды.

Мир после катастрофы представляет веселенький с виду анимационный фильм американки Марины Зурков: в нем показан заснеженный пейзаж с озером, над которым не только пролетают птицы и бабочки, но и появляются люди в масках. Все элементы ее «Мезокосма» нарисованы вручную, но бесконечные комбинации самых разных изображений создает компьютерная программа.

Искусственный интеллект, который многие считают одной из самых главных угроз человечеству и тем не менее продолжают над ним работать, выглядит у французско-японского дуэта Жюстин Эмар и Мираи Мориямы скорее комично. Их видео представляет собой диалог человека с роботом, у которого вполне человеческого вида лицо, голова и руки. Он способен реагировать на реплики жестами и звуками, но многие из них непредсказуемы. Юко Хасегава говорит, что это похоже на существование людей в нынешней политической ситуации.

Другой сюжет основного проекта — одушевленность всего сущего, вовлеченность природы в ту новую экосистему, которая создана «облаками» и «лесами». Этот сюжет появляется в захватывающем видео японки Канако Азумы о том, как работает фабрика-теплица, где создаются и выращиваются новые сорта орхидей невиданных в природе форм и оттенков.

Швейцарский художник Уриэль Орлов исследует судьбы растений, в частности тех, которые были завезены колонизаторами в ЮАР, и это захватывающие истории, показывающие в новом ракурсе факты недавнего прошлого. Художник печатает изображения «судьбоносных» деревьев в негативе и сопровождает пояснениями, что, например, «пирамидальный тополь служил ориентиром для жертв апартеида… благодаря этому тополю беженцы искали убежище — дом активистки Рут Фишер».

С историей персидских садов связан проект художницы иранского происхождения Бахар Бехбахани. Она раскопала историю одного из самых известных американских специалистов по этим садам, долгое время жившего в Иране, но оказавшегося шпионом, участвовавшим в подготовке государственного переворота 1953 года, когда было свергнуто демократически избранное правительство. Листы из его секретных докладов с закрашенными черным маркером особо секретными фрагментами стали частью ее инсталляции и живописных полотен.

Куда менее затейливо, но тоже эффектно работают российские художники. Алексей Мартинс собирает большие скульптуры животных из старых досок, одушевляя таким образом вроде бы отжившие свое фрагменты построек. В ярком живописном «Олене», старой картине Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, снисходительный куратор увидела человеческое выражение лица.

И можно предположить, она же подсказала скульптору Даши Намдакову, автору бронзового дерева-шамана, установленного им на байкальском острове Ольхон, как придать его работе современное звучание. Надев специальные очки и нацелив их на гипсовую копию скульптуры, зритель переносится на Байкал и может насладиться живописными видами, открывающимися с высоты этого изваяния, а также в деталях рассмотреть саму работу, побывать внутри нее.

Впрочем, российский контекст, вне зависимости от работ наших художников, попавших на выставку, тоже дает немалую пищу для размышлений в связи с заявленной куратором темой «облаков» и «лесов». Вспомнить хотя бы видеоблогера Руслана Соколовского, осужденного за ловлю покемонов в храме, или дебаты вокруг «Матильды», заурядной костюмной драмы из жизни последнего российского царя, расколовшей общество на два лагеря.

От мыслей об апокалипсисе, о глобальных и российских проблемах на выставке спасут работы исландской певицы Бьорк: ее проект состоит из нескольких частей и занимает отдельное пространство. И это незабываемые переживания виртуальной реальности. С помощью очков и наушников вы оказываетесь в новых видео к последнему альбому певицы: бок о бок с ней посреди Исландии или даже у нее во рту.

Бьорк стала «облаком» еще в 1990-е годы (ее клипы с революционной по тем временам компьютерной анимацией, кстати, тоже показывают на выставке). Благодаря живому вокалу на концертах, под стать природному богатству ее музыки, она и воплощает в себе пиктограмму, ставшую темой основного проекта 7-й Московской биеннале.

«Меня интересует взаимообмен между поколениями»

Куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава о проекте «Заоблачные леса»

Блицинтервью

В названии моего проекта — метафора, которой я описываю взаимообмен между двумя поколениями художников. С одной стороны — «облако», молодые люди, родившиеся в эпоху интернета, они глубоко погружены в мир новых технологий, с другой — люди «леса», которые больше привязаны к традициям, культуре, воспоминаниям, земле. Принято говорить об определенном разрыве, даже пропасти, между этими поколениями: у них действительно абсолютно разное восприятие реальности. Но я рассматриваю это как новую экосистему, в которой мы живем.

Меня интересует взаимообмен между поколениями: то, как образуется новое культурное пространство, возникает новая природа искусства, в которую я предлагаю зрителям погрузиться и, возможно, открыть для себя что-то новое. Молодые художники, выросшие в «облаках», стремятся найти свои корни, спускаются к земле, исследуют историю и традиции, у них формируются новые традиции, другое понимание пространства и исторической перспективы. Старшее поколение стремится попасть в «облако», освоиться в интернете, выйти на новый уровень коммуникации. Мне любопытна циркуляция процессов в этой новой экосистеме, ее богатство и красота.

МинПром

    

Новини

29 Березня 2024

Укренерго запроваджує аварійні відключення у трьох областях через брак потужності

Укрнафта отримала додатковий дебіт в 138 тонн нафти на одному з родовищ

Liberty Steel реструктуризує британський бізнес після угоди з кредиторами

Дружківський метизний завод скоротив прибуток на 29%

Україна втратила десяту частину генерації внаслідок останніх ракетних обстрілів

Україна імпортувала 7,3 тис тонн довгого прокату

Зелену енергетику може очікувати дефолт у разі скасування підтримки через Укренерго

Україна отримала від Японії та Британії кредит на 1,5 млрд дол

Морським коридором вже експортували 33,8 млн тонн вантажів

Україна та США відтермінували виплати за державним боргом

Україна та Польща підписали меморандум про співробітництво у енергетиці

Німецька Stahl-Holding Saar розпочала прийом заявок на майбутні поставки водню

Південна Корея збільшила виробництво напівпровідників на 65%

Ворог завдав ракетних ударів по енергетичних об’єктах у чотирьох областях

Тепла весна надає Україні можливість заощадити 500 млн куб м газу

Окупанти атакували три ТЕС ДТЕК

ВСІ НОВИНИ ⇢