Страна в главной роли

Четырехчасовой спектакль-перформанс — новейшая работа бельгийца Яна Фабра, в ней собрано все смешное, трогательное, ужасное и абсурдное, что режиссер хотел рассказать о своей родине.

В отличие от поставленной два года назад 24-часовой «Горы Олимп», которая до Москвы пока что не доехала, «Бельгийские правила» Фабра мы увидели спустя всего лишь три месяца после мировой премьеры. РассказываетОльга Федянина.

Ян Фабр — реалист, он не питает иллюзий насчет того, сколько обычному небельгийцу известно о Бельгии. Перед входом в зал зрители получают крайне информативную программку: в ней перечислены и объяснены понятия, исторические события, культурные явления, которые прямо или косвенно стали частью постановки.

Помощь зрителю — очень человечный жест, вообще-то современному театру почти несвойственный. Но раблезианское изобилие фабровской «Бельгии» без этих подсказок для многих действительно стало бы труднодоступным.

Ян Фабр упаковывает в четыре часа все, что он хочет рассказать миру про свою родную страну: 14 tableaux vivants, «живых картин», в которых друг с другом встречаются Рубенс и бытовой алкоголизм, средневековый католицизм и современная семейная идиллия, Первая мировая война и «Порнократия» Фелисьена Ропса, геополитика и жареная картошка.

Тот, кто уже видел работы Фабра, не обязательно даже театральные, легко узнает этот принцип соединения. Когда он размещает свои объекты в залах Эрмитажа или расставляет их на площади Синьории во Флоренции, то делает примерно то же самое: выстраивает систему координат. В данном случае систему координат для одной отдельно взятой страны.

Вот вам история искусств по вертикали: от Рубенса до Магритта и Энсора. Вот вам история нации от момента основания до сегодняшнего дня. Вот вам бельгийская горизонталь сегодня — три языка (плюс английский для удобства, чтобы все-таки как-то понимать друг друга), картошка, много пива, много денег, много меланхолии, велогонки, валлонцы, фламандцы, немцы, голуби, коты. «Бельгийские правила/Бельгия правит» Фабра — это то, что получается в месте пересечения всего вышеуказанного.

Трижды за время действия актеры-перформеры декламируют те самые «бельгийские правила», вынесенные в название,— первый раз это правила запретительные («Запрещается называть свинью Леопольд»), второй — предписывающие («Каждый обязан навещать фигуру Маннекен-Писа не реже одного раза в месяц»).

В третий раз, почти уже в финале, появляются правила разрешающие, правила, начинающиеся со слова «можно». И это единственный момент в спектакле, где очень едкий и ироничный патриотизм Фабра превращается в почти что чистый пафос — высшая точка которого громогласное «можно быть бельгийцем».

Все это живописно, необыкновенно разнообразно и исполнено с самой прекрасной художественной фантазией. И вызывает острейшее желание, выйдя из театра, немедленно оказаться в этой самой Бельгии, хотя, разумеется, это сочиненная «внутренняя Бельгия» режиссера. Можно было бы сказать, что «Бельгийские правила/Бельгия правит» Яна Фабра — идеальное шоу открытия каких-нибудь альтернативных Олимпийских игр.

Можно было бы — если бы не труппа Яна Фабра. Какими бы эффектными ни были выходы актеров — это совсем не шоу. Эти живые картины придуманы и поставлены таким образом, что их нельзя «сыграть» или «показать». У Фабра сценический образ может быть каким угодно изысканным и красивым — но каждый исполнитель здесь выходит на сцену не для того, чтобы на ней хорошо выглядеть.

Фабр убивает дистанцию между актером и материалом, его перформеры — это физические тела, мышцы, связки, децибелы, погруженные в игру, как погружаются в воду. Каждую сцену они буквально выносят на себе — с большей или меньшей легкостью.

Такой театр, который демонстрируют Фабр и его труппа, в самом спектакле называют визуальным — в четырех часах «Бельгийских правил» есть место не только для исторических экскурсов, но и для эстетических манифестов. Называют, поясняя при этом: «Визуальный театр — свободен». Хочется добавить: визуальный театр Яна Фабра — это физический театр.

Его бельгийские живые картины (как и ожившие мифы «Горы Олимп») — это картины, основанные на жизни человеческих тел и на безоговорочном и безграничном приятии тела как такового. Тела, которое ест, пьет, движется, устает, совокупляется, пачкается, очищается, стареет, умирает.

Актер Фабра выходит на сцену фигурой с полотна Магритта, гигантским голубем или жертвой газовой атаки — но его главный базовый навык неизменен: принимать, любить и показывать самого себя как физическое существо, создание материального мира.

И «Бельгийские правила» — не только и не столько эффектный визуальный аттракцион, сколько эффектная демонстрация свободы, художественной и человеческой. Свободы, которая для российского театра и российской публики в последнее время становится темой все более сложной и все более насущной. Возможно, именно поэтому Ян Фабр со своей «внутренней Бельгией» сегодня оказался для Москвы одним из самых актуальных режиссеров.

МинПром

    

Новини

25 Квітня 2024

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

ВСІ НОВИНИ ⇢