Струны сочувствия

Две российские премьеры с музыкой Моисея Вайнберга, Роберта Шумана, Карлхайнца Штокхаузена, фотографиями Антанаса Суткуса, скульптурами Низара Али Бадра и анимацией Сандро Канчели были представлены на творческом вечере Гидона Кремера в «Гоголь-центре».

Место встречи, по словам знаменитого скрипача, было выбрано неслучайно, а само событие организовано в поддержку обвиняемых по делу «Седьмой студии» и лично Кирилла Серебренникова. РассказываетЮлия Бедерова.

После того как в зале «Гоголь-центра» отзвучали премьеры, Гидон Кремер, ничем не нарушив классического формата творческого вечера, провел встречу с публикой, ответив на ее вопросы и на реплики ведшего дискуссию режиссера Виталия Манского. «Даже если это ни на что не повлияет, даже если ничего нельзя сделать и нас никто не услышит, все равно нужно высказываться в поддержку невиновных и несправедливо обвиненных,— сказал, в частности, музыкант.

— Это не вопрос репутации, это вопрос совести. Каждый может сделать свой выбор, кто-то решает быть доверенным лицом президента, кто-то — выступать в защиту творческих личностей. Например, Серебренникова, с которым я даже не знаком, но я знаю, что творческий труд не похож на труд столяра, это совсем другое. И нельзя с одними мерилами подходить к творцу и кочегару».

Кремер не впервые выступает с политическими заявлениями и посвящает музыкальные проекты защите прав и свобод. В 2011 году по его инициативе в Страсбурге прошел концерт под названием «Musica Liberat» («Музыка освобождает») в поддержку Михаила Ходорковского, двумя годами позже — берлинский концерт «К России с любовью». И там и там выступали мировые звезды уровня Даниэля Баренбойма, Марты Аргерих, Миши Майского, Евгения Кисина.

В этот раз он показал публике еще и анимационный фильм «Картинки с Востока», где выступил не только автором идеи и исполнителем, но также режиссером и продюсером (следующий показ фильма в Москве запланирован на фестивале документального кино).

Но вышло так, что о скорби и сочувствии ко «всем, пережившим страдания и насилие» (так сказано в подзаголовке фильма) Кремер едва ли не больше и яснее сказал именно музыкой — исполненными чуть ранее 24 прелюдиями Вайнберга, прозвучавшими настолько же объемным, насколько приватным и пронзительным высказыванием.

В оригинале краткие и ювелирно-хрупкие виолончельные прелюдии написаны в 1960-е для Мстислава Ростроповича, который, впрочем, их так никогда и не сыграл. Об очной и заочной, внутренней, уважительной и временами нежно-иронической полемике Кремера с Ростроповичем можно много прочесть в его книгах, коих вышло уже четыре.

Зная о ней, а также о том, сколько миссионерской энергии Кремер вкладывает в популяризацию музыки Вайнберга как в проект по восстановлению исторической и художественной справедливости, можно не удивляться выбору виолончельных прелюдий для нового сольного скрипичного сочинения-проекта «Прелюдии к ушедшему времени».

В нем миниатюры в скрипичной обработке, снабженные новыми заголовками (среди них «Eroi, Fermata», «Alla Russa», «Sarabande», «Misterioso», «Minuetto d`Eternita»), исполняются в темном зале без перерыва, превращаясь больше чем в цикл — в цельную, строгую, по-шубертовски текучую форму. И как будто из самого их звучания на черном экране в точно просчитанном, но производящем впечатление абсолютной естественности ритме на несколько секунд — иногда чуть дольше — проявляются фотографии.

На них, так же как в музыке, утраченное время второй половины ХХ века. И даже сам стиль фоторабот известного литовского художника Антанаса Суткуса, схвативших ушедшую реальность в как будто подвижных тенях, отражениях, открытых окнах, уезжающих автобусах, переплетениях рук и взглядов, подчеркивает ее зыбкость, тепло и ненадежность. Фотографии не сопровождают прелюдии, но становятся одновременно их ключом и неотъемлемой частью.

Так же как музыка Шумана и Штокхаузена (аранжировка Андрея Пушкарева) в исполнении оркестра «Кремерата Балтика», лица музыкантов и даже скрипичные кофры, лежащие в кадре, словно похоронные лодки, в свою очередь, становятся частью изящного мультипликационного мира «Картинок с Востока».

Он выстроен из скульптур сирийского художника Низара Али Бадра, сделанных из прибрежной гальки. Как и сами скульптуры, он подвижен, нестабилен, прозрачен и своим некричащим языком рассказывает о трагедии беженцев и переселенцев.

Духовное странничество композиторов-романтиков для Кремера превращается в метафору трагедии современного переселенчества, физического и эмоционального изгнания и заточения.

А весь проект из двух премьер оказывается посвящен не только конкретным обвиняемым по «театральному» делу, но в целом теме человеческого одиночества, ценности и уязвимости частного мира (в том числе художественного) в потоке бесконечного давления государственных машин, абстрактных интересов, больших и мелких идеологий.

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ  

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢