Полтела сделано

На сцене Театра имени Моссовета компания из Штутгарта Gauthier Dance представила российскую премьеру своего нового спектакля «Нижинский» на музыку Шопена и Дебюсси в постановке Марко Гёкке. РассказываетТатьяна Кузнецова.

Перед началом спектакля на сцену вышел руководитель труппы Gauthier Dance Эрик Готье и в очаровательно живой манере рассказал о спектакле, задуманном Марко Гёкке три года назад и впервые представленном в июне этого года в Штутгартском театре. Рассказ был нелишним: либретто, вложенное в буклет фестиваля, скорее пугало описанием сцен.

Например, той, где Искусство и Терпсихора «вдохновляют друг друга, содрогаясь всем телом при прикосновении». Из объяснений господина Готье выходило, что к подобным благоглупостям относиться всерьез не стоит, что спектакль, с одной стороны, ликбез для западной публики, не знающей, кто такой Дягилев, а с другой — очень личный взгляд на жизнь и творчество Нижинского.

Собственно, зная работы Марко Гёкке (их не раз показывали в России гастролеры, один из его номеров танцевала на своем фестивале сама Диана Вишнева), можно было не сомневаться, что пылких дуэтов с Дягилевым или Ромолой в спектакле не будет. Что обозначенные в либретто знаковые роли Нижинского хореограф как-то трансформирует и Терпсихора едва ли выйдет на пуантах.

45-летний Гёкке, которого у нас до сих пор числят в молодых,— на самом деле увенчанный лаврами хореограф с 17-летним стажем, уже 12 лет состоящий в штате Штутгартского балета и признанный одним из лидеров современной хореографии.

Свой оригинальный стиль он выработал с первых балетмейстерских опусов и до сих пор придерживается его неукоснительно, благо никто не отваживается имитировать почерк Гёкке, опасаясь упреков в плагиате. Придуманная им лексика основана на статике нижней половины тела и чрезвычайной подвижности верхней. Бывает, что во время номера артист вообще не сдвигается с места — стоит на расставленных ногах или вовсе сидит на полу.

Танцуют корпус и особенно руки, предельно напряженные, согнутые острыми углами или, наоборот, нарочито скругленные, мелькающие, как спицы в велосипедном колесе на Tour de France, или мощно рассекающие воздух. Из-за неестественной пластики и резких, клюющих движений шеи и головы персонажей Гёкке часто сравнивают с птицами, животными или насекомыми. В то же время эти истеричные, экстатичные, нервные па способны передавать экстремальные состояния человеческого духа.

Однако для «Нижинского», сюжетного балета с конкретными прототипами, многолетних наработок хореографа оказалось недостаточно. Когда все персонажи спектакля, одетые в одинаковые черные брюки и различающиеся только торсами — обнаженными или прикрытыми, одинаково молотят руками, выбрасывают ноги, как кобра язык, и гнут бока с необычайной быстротой и интенсивностью битых 80 минут, рябить в глазах начинает еще до появления Нижинского (Росарио Герра) во второй части трехчастного балета.

Надежда, что хореографа смягчит музыка двух первых концертов Шопена или «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, безусловно, бесплодна: контраст между движением и музыкой, доходящий до антагонизма,— фирменный прием Марко Гёкке.

Нельзя, конечно, сказать, что хореограф не постарался сделать свой балет доступным. Конечно, без программки не понять, что большой агрессивный мужик с затянутым чулком лицом олицетворяет искусство, а маленькая невзрачная женщина, которую он молотит по разным частям тела,— муза Терпсихора.

Зато Дягилев (Давид Родригес) опознается сразу — по усам и полупальто с меховым воротником (по повадкам-то он чистый жулик: трясет пустым карманом, пока не разбогатеет, а уж тогда, надев цилиндр и задрав нос, важно засеменит чаплинской походкой).

Введя «философских» персонажей (вроде музы и отвлеченных понятий типа Искусства), Марко Гёкке не опускается до пошлых иллюстраций биографии или творческого пути Нижинского. Если речь о Петрушке — на Нижинском оказывается круглый воротник, его руки выпрямляются в локтях и двигаются помедленнее.

Когда речь заходит о «Призраке розы», что-то внезапно бабахает, с колосников падают лепестки, на сцену являются четверо в красных штанах, Нижинский пару раз вспархивает и прекрасная дама, сидя в кресле спиной к публике, свисает головкой с подлокотника.

А вот Фавн у Гёкке не один, ибо, согласно либретто, «в эротическом сне Нижинский встречается со своим другом Исаевым» и тут же запускает руку ему в штаны. Причинное место у обоих трепещет, торсы напрягаются, и в общем-то только по музыке и характерному жесту оригинального Фавна — сомкнутым пальцам с оттопыренным большим — можно понять, что речь идет о шокирующем визионерском балете, наделавшем столько шума сто с лишним лет назад.

Сейчас публику шокировать трудно: хотя начало «эротического сна» она приняла со смущенным смешком, финал балета увенчался полновесной овацией. Благо артисты танцевали великолепно — труппа у Эрика Готье сильная, особенно мужской состав.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ 

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

ВСІ НОВИНИ ⇢