Сам себе театр

Английский исполнитель Бенджамин Клементин собрал аншлаг в зале «Известия Hall», выступив с песнями из нового альбома «I Tell A Fly». О новом любимце москвичей рассказывает Борис Барабанов.

В прошлый раз Бенджамин Клементин выступал в Москве на «Пикнике “Афиши”». Высокий черный мужчина на черном фоне за черным роялем — уже тогда это не было похоже ни на что и все же пробирало благодаря уникальному голосу артиста. И от концерта в «Известия Hall» корреспондент “Ъ” ждал чего-то подобного, только в закрытом помещении и длительностью полтора часа.

Но содержание нового альбома «I Tell A Fly» не умещается в эту формулу. Теперь на записях певца можно услышать самые разные инструменты, он выглядит как адепт «рока крупных форм» — со всеми этими клавесинами, громкими барабанами и подпевками на втором плане. Правда, устройство песен у Клементина остается прежним. Едва возникает что-либо похожее на поп-мелодию, он тут же сворачивает в сторону и ломает весь сценарий, только бы не попасть со своей песней «в формат».

В «Известия Hall» на сцене было больше манекенов, чем музыкантов. Эти манекены, словно с витрины магазина готового платья,— полноправные участники шоу. Клементин то укутывал их в американский флаг, то прикручивал им недостающие конечности. Больше всех повезло манекену-«маме» — у вечно беременного истукана по ходу шоу регулярно прибавлялось потомство. Были на сцене и движущиеся элементы.

Очень много времени Бенджамин Клементин проводил, сидя на фрагменте фермы, похожей на те конструкции, на которых подвешены световые приборы. К этому объекту были прикручены колеса — певец катался на нем, как на тележке, то в одиночестве, то в компании двух своих аккомпаниаторов — барабанщика и бас-гитариста.

В первой части шоу музыканты, как и фронтмен, были одеты в комбинезоны строителей и русские shapki, купленные, как признался Клементин, на каком-то рынке. Коллеги активно подключались к актерским этюдам певца. Основной же их работой была ритмическая поддержка песен. Стоит отметить, что рояль появлялся на сцене только в самом начале и в бисовой части. Все остальное время Клементин двигался перед зрителями с микрофоном в руках под звуки минусовой фонограммы, поддержанной ритм-секцией.

Таким образом, шоу полностью противоречило популярной в России доктрине о жизненно необходимом живом звучании. При этом отсутствие на сцене горы синтезаторов и шеренги инструменталистов, которые выигрывают пальцами каждую ноту, совершенно никого не коробило. Бенджамин Клементин установил свои правила. Это зрелище на грани концерта и современного театра, а если железяки мешают воплощению замысла, то можно и обойтись без них.

Исполнив первую большую обойму песен из «I Tell A Fly», Клементин сделал передышку, но долго отдыхать ему не дали. По рукам зрителей из танцпартера к нему приплыл нарисованный кем-то из фанатов портрет. На нем певец сидел спиной к зрителю и смотрел на развернутую перед ним панораму Москвы.

Продолжив концерт, Клементин не раз провоцировал хоровое исполнение. В отличие от многих других музыкантов, ему было важно, чтобы зрители не просто орали, но понимали текст. И когда он услышал, что в песне «By The Ports Of Europe» москвичи поют «by the ports of you», он остановил концерт и подробно, как на уроке в школе, разобрал каждую строчку, основанную на не самом простом образном ряде.

Исполнив основную часть песен, Клементин переоделся в более привычный наряд — расшитый золотыми и красными нитями мундир и широкие штаны в китайском стиле. Вместо шапки на голове был привычный высоченный кок в духе Литтл Ричарда. Артист предстал перед публикой во всей своей величественной красе. Он сел за рояль и запел свои самые известные песни.

Вдруг выяснилось, что публика знает их все наизусть и готова петь от первой до последней строчки. А ведь это были песни, которые специально сочинены так, чтобы их невозможно было запомнить с первого раза или, не дай бог, крутить на радио.

На фоне прочей поп-музыки сегодняшнего дня Бенджамин Клементин выглядит пришельцем из иного мира, «черным Боуи». Он больше озабочен театром и стихами, нежели музыкальной модой,— он сам себе мода и сам себе стиль. Он блестящий сочинитель, не знающий рамок и форматов, и вокалист, идеально контролирующий свой голосовой аппарат.

Он выглядит продолжателем дела той великой плеяды, ряды которой так поредели в последнее время: Боуи, Коэн, Принс. А главное — ему всего 28 лет, а значит, слушать его мы будем долго.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

ВСІ НОВИНИ ⇢