Почему не аплодируют таможне

Точка зору

Возле грузового таможенного терминала в Киеве образовалась небольшая очередь. Машины одна за другой заезжают в пункт оформления товаров, где водителей поджидают таможенные брокеры. Получив транспортные документы от клиента, брокер спешит на таможенный пост. Тут на одном этаже сидят чиновники государственных контролирующих ведомств — таможни, ветеринарной службы, санэпидемстанции. Двери кабинетов не закрываются: одни что-то уточняют, другие — доносят документы.

В конце длинного коридора установлен информационный киоск, который можно принять за платежный терминал. Там же находятся два окошка для приема документов, плазменная панель и небольшой стол. За столом в ожидании сидят восемь таможенных брокеров. Они обсуждают последние постановления Кабинета министров и Министерства финансов, принятые в поддержку нового Таможенного кодекса. Некоторых подзаконных актов, необходимых для работы, по-прежнему нет. Часто единственный источник информации — сотрудники таможни и, собственно, коллеги.

Брокер и я — в этот день мы работаем в паре — начинаем оформлять товар. У нас пакет документов и флешка с той же информацией в электронном виде. Закачиваем данные в информационный киоск, что занимает около трех минут. Информация из киоска сразу поступает на плазменный экран, где указано, на каком этапе рассмотрения она находится. Пакет документов отдаем в одно из окошек. Подтверждать все свои действия бумажными документами приходится потому, что модель электронного декларирования заработала не в полной мере. И так во всём. 

Киоски вне времени

По идее, на подаче документов наше общение с Государственной таможенной службой (ГТС) Украины должно закончиться. Согласно новому Таможенному кодексу (см. «Документ из контейнера»), который вступил в силу 1 июня, процедура оформления документов значительно упрощена. Главным образом из-за того, что в эксплуатацию ввели специальные информационные терминалы. Речь идет о программно-техническом модуле для самостоятельного ввода декларантами электронных копий таможенных деклараций. Внешне терминал похож на обычный платежный бокс, через который информация попадает в базу данных таможенной системы.

Одна из задач терминала — установить технический контроль за действиями таможенников. В частности, по факту введения информации в терминал (через флеш-карту) декларант получает чек, на котором указаны дата и время подачи документов. Таким образом, таможеннику теперь можно предъявить листок из терминала с датой, обвинив в затягивании времени. «Тем самым мы фактически исключаем возможность несанкционированного отказа в таможенном оформлении или непринятия декларации, что было распространено еще в начале 2011 года. В проекте приказа, который сейчас уже находится на регистрации в Министерстве юстиции, предусмотрено обязательное использование подобных терминалов для принятия деклараций», — отмечает директор департамента таможенного контроля и оформления ГТС Сергей Сёмка. По его оценке, до конца года срок оформления одной декларации сократится до одного часа.

Однако на практике пока что всё работает иначе. Во-первых, таможенники перехватывают декларантов до подачи информации в киоск и лично просят вносить данные в терминал тогда, когда им это удобно по времени. Обычно это банальная просьба: «Подожди часок».

Даже после того как декларант подал информацию в электронный терминал, таможенный инспектор может предъявить претензии по заявленной таможенной стоимости или весу товара

Во-вторых, коррупционный фактор, несмотря на наличие терминала, никуда не делся. Даже после того как декларант подает информацию в терминал, таможенный инспектор может предъявить претензии по заявленной таможенной стоимости или весу товара. Это затягивает время оформления документов и создает повод поторговаться.

Изредка правоохранители фиксируют случаи заявлений по факту вымогательства взяток за оформление грузов. Так, в пресс-службе областной прокуратуры сообщили, что на днях начальник отдела таможенного оформления, его заместитель и инспектор таможни требовали с экспедиторов взятку в сумме 2700 долларов за оперативное таможенное оформление. Местные экспедиторы вспоминают, что подозреваемые сначала брали не больше 500 долларов за контейнер. Но уже летом поборы выросли до тысячи долларов, после чего декларанты обратились в прокуратуру.

А вот на некоторых таможнях информационные киоски и вовсе не появились. «Киоски работают в Одесском порту, куда приезжают топ-чиновники. А вот в Ильичевском порту все работают по старинке. С помощью информационного терминала можно подавать только документы на оформление импортных товаров. В любом случае после инспектор может вызвать декларанта на беседу тет-а-тет. Документы на оформление грузов, идущих в других режимах, к примеру, в режиме транзита, по-прежнему нужно подавать лично инспектору. Документы могут находиться на его столе иногда целый день, а то и два», — сообщил директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий.

Об этом же «Эксперту» рассказал и представитель Ассоциации международных автоперевозчиков в Одесской области Дмитрий Сергиенко. «Сейчас таможня акцентирует свое внимание на транзитных грузах. Ведь если на таможне задерживают импортный товар, моментально начинают жаловаться заказчики внутри страны. А на задержки с транзитными грузами жаловаться некому. Бывает, груз в Приднестровье стоит десять, а то и двадцать дней. В таможне объясняют: причина — борьба с контрабандой. Но от того, что контейнер так долго держат в порту, на границе ведь ничего не меняется», — говорит он.

В самой ГТС утверждают, что подобные случаи — разовые и что со вступлением в силу Таможенного кодекса жалоб на работу таможенников со стороны бизнеса стало меньше. «В летний период массовых претензий к работе таможни было не так много. Новый кодекс — только одна из причин. Многие участники рынка уверены, что причина затишья — предвыборная кампания», — предполагает член общественного совета при Южной таможне Галина Вдовина.

Иными словами, заторы и коррупция на таможне сегодня чреваты для власти большими репутационными рисками. Дело в том, что глава ГТС Игорь Калетник является седьмым номером в списке кандидатов в народные депутаты по спискам Коммунистической партии. «Понятно, что Калетник готовит себе запасной вариант в виде парламентского мандата на случай, если после выборов власть примет решение его уволить. Многие в правительстве недовольны тем, что ставленник коммунистов возглавляет таможенную службу. Среди недовольных в частности вице-премьер Тигипко. Считается, что Калетник является основным спонсором Коммунистической партии. А КПУ сегодня развернула активную пиар-кампанию стоимостью, по разным оценкам, от 15 до 20 миллионов долларов», — рассказал «Эксперту» политолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец.

Неполная корзина

Таможенники недовольны новым кодексом. В августе ГТС направила письмо в адрес Министерства экономического развития и торговли с жалобой, что с 1 июня контрактная стоимость товаров уменьшилась почти на 20%. Одной из причин является то, что была упрощена процедура контроля таможенной стоимости, введенная Таможенным кодексом. В результате, по подсчетам Министерства финансов, в январе­–августе 2012 года ГТС собрала 98,7% доходов от плана. «Дело в завышенных планах Министерства финансов. К примеру, в этом году финансовое ведомство пересмотрело план поступлений сразу после первого квартала в сторону увеличения», — отмечает директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык. Другие эксперты уверены, что причина состоит в многочисленных налоговых льготах, которые власть лоббировала и таки ввела в последнее время. «Импорт товаров в Украину за первые семь месяцев этого года вырос на 7,1 процента. Но одновременно власть продолжает вносить поправки в Налоговый кодекс, упрощая налогообложение для тех или иных товаров. К примеру, в льготном режиме ввозились товары к футбольному чемпионату Евро-2012, некоторые товары легкой промышленности. Отсюда импорт растет быстрее, нежели таможенные платежи», — объясняет исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.

Чтобы пополнить казну, власть намерена повысить пошлины на некоторые товары. В ближайшем будущем на рассмотрение Верховной Рады будет вынесен на голосование во втором чтении законопроект №9241-д, предполагающий поправки в Закон «О таможенном тарифе Украины» (относительно приведения ставок ввозной пошлины к критериям Всемирной торговой организации). Документом  предлагается повысить ставки ввозных пошлин на 600 товарных позиций до максимально возможного уровня, оговоренного Украиной со Всемирной торговой организацией. Например, на пластмассу, машины и оборудование, продукты органической и неорганической химии, пестициды, агрохимикаты, краски, цемент, растения.

Опрошенные «Экспертом» предприниматели утверждают, что законопроект появился не случайно и не только как попытка улучшить динамику таможенных поступлений, а как инструмент, чтобы собрать деньги на выборы. Это делается по такой схеме: сначала создается проблема, а потом за «откат» ее помогают решить, выторговывая для конкретной отрасли приемлемый уровень пошлин. Скажем, сейчас пошлина составляет ноль процентов, максимум можно установить десять процентов, но для хорошего человека можно установить семь процентов, а для щедрого — всего лишь три… «Вряд ли это вероятно. В наших дискуссиях вокруг изменения ввозных пошлин мы исходим из последствий этого решения для рынка. Со стороны министерства таких торгов нет, чтобы что-то поднять, дабы потом к нам пришли договариваться», — заявил «Эксперту» правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий.

Доначисляют по старинке

А пока таможня для выполнения планов Минфина использует традиционные методы. Гостаможслужба 5 сентября разослала начальникам региональных таможен письмо о налоговой нагрузке отдельных товаров. В документе сказано, что в августе, согласно анализу таможни, часть товаров, ввезенных в Украину, были «оформлены по уровню налоговой нагрузки ниже, чем средняя по таможенной системе». В приложении указан перечень деклараций и товаров, в отношении которых нужно провести дополнительные проверки. Начальники региональных таможен на запрос главного управления должны отреагировать в течение недели.

Предприниматели и таможенные брокеры обеспокоены. «Теперь важно, чтобы после внесения новых поправок таможне не вернулись те полномочия, которые у нее были до вступления в силу нового Таможенного кодекса. Ведь тогда получится механизм двойного контроля: у таможни будут широкие полномочия на границе и внутри страны с помощью расширенной системы пост-аудит контроля», — считает директор юридической компании «Правозащита Украина» Герман Таслицкий.

Поставщик бюджетных поступлений

Артем Скоробогатов, ассоциированный партнер юридической фирмы «Международная юридическая служба» (Interlegal):

— За последние три месяца количество жалоб наших клиентов на таможню снизилось. С июня мы получили пока лишь несколько поручений от автоперевозчиков относительно протоколов, составленных на водителей. Суммы предусмотренных за нарушение штрафов в размере ста процентов стоимости груза для водителей, которые в глаза не видели груз, прибывший за пломбой из другой страны, являлись неподъемными и несправедливыми.

Экспедиторы и грузовладельцы в основном говорят о сокращении времени оформления документов таможней по сравнению с транспортным коллапсом, который искусственно создавался в портах, а также о снижении количества контрольных процедур вроде досмотров. Хотя эти примеры, думаю, свидетельствуют больше не о законодательных изменениях, а о наличии политической воли в снижении давления на внешнюю торговлю со стороны государства. Участники рынка опасаются, что стоит измениться «установке», и вновь может заработать государственная машина, которая будет создавать бизнесу проблемы, а потом героически решать их на разных уровнях, получая финансовые и политические дивиденды.

Таможенный кодекс еще требует доработки. К примеру, по-прежнему сохранилась статья 483, позволяющая инспектору шантажировать декларанта при наличии несущественного несоответствия документов и груза.

Всё еще не решен вопрос с невозможностью зафиксировать передачу документов от экспедитора инспектору таможни в порту. В любой момент могут вернуться «модные» экспедиторы. Или же появиться новые механизмы. Исходя из этого, транспортники и бизнес, связанный с международной торговлей, с опаской ожидают окончания текущего года. Это неудивительно, ведь таможенная служба остается одним из основных поставщиков средств в украинский бюджет.

Таможни стало меньше

Виктор Шевченко, генеральный директор транспортно-логистической компании «Заммлер Украина»:

— Со вступлением в силу Таможенного кодекса в процедуре таможенного оформления товаров появилось несколько нововведений. Первое — возможность оформить товар в любой точке Украины. Тогда как раньше каждая группа товаров растаможивалась на определенной таможне. Теперь многие мои клиенты экономят на логистике.

Второе — перечень документов, необходимый для подтверждения заявленной стоимости товаров, теперь прописан в кодексе (всего инспектор может потребовать у декларанта 19 документов). Несмотря на то что список всё равно обширный, у таможенника теперь нет возможности требовать любые документы.

Третье — некоторые процедуры теперь никак не зависят от личного решения инспектора. Например, минимизировано присутствие таможенника в системе управления рисками. За последние три месяца досмотров стало меньше. Если раньше не досматривались только 20 процентов грузов, то теперь ситуация изменилась в обратную сторону — 80 процентов товаров оформляются без досмотров.

Раньше в практике таможенных брокеров были ситуации, когда инспектор отправлял груз на досмотр или дополнительное взвешивание по собственному желанию — пусть даже электронная система на его компьютере не оповещала о том, что груз несет риски. Сейчас инспектор должен принимать такие решения, исключительно если об этом «говорит» система.

Та же ситуация и с электронными информационными киосками, в которые подаются документы. В последние месяцы мы работаем в режиме, когда инспектор начинает оформлять товар, как только документы попадают в киоск.

Сегодня мы ожидаем принятия некоторых нормативных документов, которые должен утвердить Кабинет министров. К примеру, не разработано постановление о предоставлении статуса уполномоченного экономического оператора (компании, пользующиеся специальными упрощенными процедурами при оформлении). Некоторые мои клиенты сегодня готовы к такому формату работы, но мы не знаем критериев для получения такого статуса. Гостаможслужба обещает, что до конца октября документ будет готов.

Екатерина Сыченко

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢