Россию с Турцией развел Южный поток

Точка зору

На сегодня запланирован визит президента Владимира Путина в Стамбул, а в пятницу должна состояться церемония начала строительства «Южного потока». Напомним, что Турция дала разрешение на его прокладку, но ее участие в строительстве не планируется. Москва продолжает добиваться от ЕС предоставления «Южному потоку» статуса трансграничной европейской сети (Trans European Network, TEN). Этот статус выведет газпромовскую трубу из-под антимонопольных норм ЕС.

Накануне поездки Путина в Стамбул наблюдатели отмечают, что российско-турецкие отношения далеки от идеала. Разногласия, в частности, наметились в отношении нефтепровода Самсун–Джейхан, соглашение о строительстве которого было подписано в 2009-м.

Судя по субботним заявлениям главы Минэнерго Александра Новака, его реализация до сих пор находится в подвешенном состоянии. «Российские компании в 2011 году направили турецкой стороне предложения по улучшению экономики проекта строительства нефтепровода Самсун–Джейхан протяженностью 550 км, ответ пока не получен», – посетовал он.

Напомним, что нефтепровод планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Проект изначально был рассчитан на прокачку в год 60–70 млн. тонн нефти в год и должен был позволить транспортировать ее в обход загруженных проливов Босфор и Дарданеллы.

Новак отметил, что существует разногласие между сторонами о тарифе на транспортировку нефти. «В тех расчетах, которые были в 2011 году, использовались цифры порядка 55 долларов за тонну. Насколько мне известно, те расчеты, которые делались турецкой стороной, составляют примерно 77 долларов за тонну», – сказал министр. «Я не очень понимаю, почему проект нефтепровода заглох. Он выгоден обеим сторонам – и России, и Турции, – недоумевает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – При этом у России позиция более сильная – если турки не согласятся на наши условия, то мы ничего не потеряем. Хотя проект интересный, поскольку Джейхан – очень крупный порт, способный принимать в том числе и танкеры. Так что для реализации идеи создания в Турции некоего нефтегазового хаба – пункта распределения углеводородных потоков для всей Европы – это было бы далеко нелишне».

С этим мнением согласен и аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. «Мне представляется, что Турция более заинтересована в нефтепроводе Самсун–Джейхан, – полагает эксперт. – Все-таки пролив Босфор не резиновый. Тогда как у России большой необходимости в нем пока нет. Он интересен опять же Турции и Казахстану, чья нефть и ищет выхода на зарубежных потребителей».

В свою очередь, для России важен «Южный поток» – куда более труднореализуемый и амбициозный проект, у которого сохраняются серьезные экономические проблемы. Россия, в частности, до сих пор не добилась от Еврокомиссии особого статуса трансграничной европейской сети (Trans European Network, TEN) для «Южного потока». «Мы считаем, что этот проект должен получить статус TEN, поскольку является стратегическим и проходит по территории многих государств и должен обеспечивать после завершения строительства и ввода в эксплуатацию поставки 63 миллиардов кубометров газа европейским потребителям», – заявил Новак на встрече с представителями СМИ Турции накануне визита Путина в Стамбул.

Министр отметил, что в настоящее время многие страны, по территории которых будет проходить газопровод, принимают решения о придании этому проекту статуса национального. «Мы считаем, что это должно стать дополнительным фактором, позволяющим получить статус TEN в Еврокомиссии», – уточнил он.

Напомним, что первой из стран ЕС в конце прошлого года «Южному потоку» предоставила статус проекта национального значения Болгария. В июне этого года правительство Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины (БиГ) предоставило ему статус национального проекта и объявило его реализацию стратегической целью. Аналогичный статус в декабре может предоставить и Сербия, сообщил в середине ноября министр природных ресурсов республики Милан Бачевич.

Статус трансграничной европейской сети позволил бы вывести «Южный поток» из-под действия третьего энергопакета ЕС, требующего предоставлять доступ к трубе третьим лицам. Сегодня статус TEN имеют два трубопроводных проекта «Газпрома» – «Северный поток» и «Ямал–Европа», а также проект «Набукко», который называют конкурентом «Южному потоку».

Между тем шансы на особый статус у «Южного потока» эксперты оценивают невысоко. «Вероятность получения статуса есть. Но это – вопрос времени, и пока нет смысла торопиться», – считает Александров.

В свою очередь, Нестеров отмечает, что с «Южным потоком» все идет непросто. «Его запуск, намеченный на 7 декабря, будет чисто символическим, – говорит он. – Настоящая реализация проекта начнется лишь в 2014 году. И сегодня говорить о шансах получения статуса пока сложно. Евросоюз вроде бы и не против, но при этом настаивает на том, что незагруженные мощности «Южного потока» должны быть общедоступными. Без политического решения здесь, похоже, не обойтись – тем более что анонсированы и конкурирующие проекты без участия России. Но нужно помнить, что у Европы сегодня нет особой заинтересованности в расширении газовой инфраструктуры: потребление газа снижается, да и рынок насыщен. Так что все пожелания «Газпрома» могут быть и не удовлетворены».

Сергей Куликов

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢