Шантаж для несговорчивых, или Прав ли Путин?

Точка зору

Президент Российской Федерации Владимир Путин провел пресс-конференцию, на которой был очень откровенен в ответах на вопросы, касающиеся сотрудничества с Украиной.

В частности, он заявил, что Украина сделала стратегическую ошибку, не отдав в аренду свою газотранспортную систему. Главный аргумент руководителя Кремля — после завершения строительства «обходных» российских газопроводов появится вопрос целесообразности существования украинской ГТС. «Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду ГТС Украины, не нарушая украинского законодательства, не забирая ее в собственность, оставляя ее в собственности украинского государства. Взять в аренду и одновременно принять на себя обязательство по развитию и загрузке украинской ГТС», — резюмировал о добрых намерениях Путин, которого цитирует УНИАН. Впрочем, даже не копая глубоко международное законодательство, сразу можно натолкнуться на вопрос: могут ли Европа и Россия действительно совместно руководить ГТС ввиду того, что подходы ведения газовой политики в этих странах, мягко говоря, отличаются? В ЕС суть газовой политики проявляется во внедрении Третьего энергопакета, который всячески пытается обойти Россия. С другой стороны, Владимир Владимирович в принципе прав. Когда в свое время Украина не довела до ума вопрос трехстороннего консорциума (в ЕС тогда еще не действовали новые газовые правила) по управлению ГТС, то ошиблась. «Труба» имеет стратегическое международное значение, и объективно одна Украина не может самостоятельно тянуть ее финансово. Рентабельная работа ГТС возможна лишь при условии 100% наполнения. Поэтому удерживать только средствами украинского бюджета эту «газовую» машину — дорогое удовольствие.

Идем дальше. Российский президент затронул и вопрос вхождения Украины в Таможенный союз. О вступлении сейчас речь не идет, заявил Владимир Владимирович, потому что официальную заявку от Украины еще не получали. Но, намекнул Путин, Украине все затруднительнее решать свои экономические вопросы (читай — сбывать свои товары), связанные с работой на рынке Таможенного союза. В частности, он напомнил о проблемном вопросе предоставления квот Украине на экспорт в Россию трубной продукции. «Мы не даем Украине нужных квот не потому, что не хотим, а потому, что это отнесено к компетенции наднациональных органов (в рамках Таможенного союза. — Авт.). Наши украинские коллеги думали, что мы шутим до какого-то времени, но поняли, что это не шутки», — цитирует Путина УНИАН. «День» попросил правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ Валерия Мунтияна прокомментировать, значит ли заявление российского президента, что Украина сможет получить квоту на экспорт труб в Россию при условии присоединения к Таможенному союзу. Он отказался отвечать на этот вопрос, мотивируя тем, что не имеет полномочий комментировать слова главы другой страны. Впрочем, Мунтиян сообщил следующее: «У нас сейчас подготовлены директивы, проходящие согласования. Делегация по данному вопросу сейчас только отбывает в Россию. В понедельник мы будем проводить переговоры». Переговоры, как объяснил «Дню» правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ, будут проводиться с координационным органом Таможенного союза — Евразийской экономической комиссией. Мунтиян также напомнил, что между Украиной и ТС подписаны два меморандума: один о сотрудничестве и торговле, а второй — о технических регламентах. Больше деталей переговоров, запланированных на следующую неделю, он не раскрыл.

Вернемся к российским заявлениям. Интересно, что очередное публичное выступление главы восточной соседки по стечению обстоятельств состоялось как раз после отмены официального визита Президента Украины Виктора Януковича в Москву (должен был быть 21 декабря 2012 года). Источники «Дня», близкие к переговорному процессу, рассказали, что результатом встречи двух глав государств должно было стать согласие Украины сдать в аренду России украинскую «трубу». Впрочем, рассказывает собеседник «Дня», в последний момент, когда украинские переговорщики возвращались домой, было поставлено еще одно негласное требование — выпустить Юлию Тимошенко. При таких условиях встреча не могла состояться, подвел итог источник издания. Официального подтверждения такого негласного требования нет. Но о конфликте интересов, который, скорее всего, возник в последний момент, свидетельствуют последние откровенные заявления руководителя РФ по двум важным вопросам украинско-российского сотрудничества. Что ж, заданный тон дискуссий высшим руководством Белокаменной не удивляет. Не первый раз и, скорее всего, не в последний придется созерцать такую дипломатическую риторику, которая все чаще выглядит как политический шантаж несговорчивой (по различным причинам, часто остающимся за кадром политических выступлений) Украины.

КОММЕНТАРИИ

«НИКОГО В ТРУБУ ПУСКАТЬ НЕЛЬЗЯ»

Богдан СОКОЛОВСКИЙ, экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности:

— Путин рассказал о том, что давно всем было понятно. Он признался, что высокая цена на газ — это инструмент давления русской стороны на Украину. И Россия не будет отступать от того, чего она достигла.

Что же касается ГТС, то ее нельзя передавать ни в концессию, ни в аренду. Словом, никого в трубу пускать нельзя. Потому что наша ГТС выполняет двойную функцию. Первая и основная — поставка газа внутреннему потребителю. Ни одна страна мира не допускает, чтобы в это вмешивалась чужая страна. А Путин собственно этого и добивается от Украины. Лишь на втором месте находится транзитная функция нашей ГТС. На ней мы зарабатываем 1,5 миллиарда долларов в год. Это — незначительная сумма в сравнении со стратегической важностью самого проекта. Для такого большого государства как Украина — это не те деньги, за которые можно соглашаться на «проблемы», навязываемые Российскаой Федерацией.

Кстати, я впервые слышу, что речь шла об аренде, тем более при участии европейцев. Ведь они давно (это еще было при президентстве Кучмы) отказались от этого варианта. Очевидно, что Путин имеет в виду ту идею, которую он сам вынашивал: бесплатно «влезть» в украинскую трубу.

Что касается обходных газопроводов, то это — дешевый шантаж, на который не нужно покупаться. Южный поток строился как альтернатива украинской ГТС. Но еще посмотрим, как он будет функционировать. Нет в мире такого опыта, чтобы на такой большой глубине прокладывали трубы, а тем более эксплуатировали их. Северный же поток задумывался с целью использования в первую очередь Северного моря, месторождений, которые, к слову, сегодня еще не разработаны. Очевидно, что западные партнеры оказывают давление на россиян, чтобы труба была заполнена, поскольку в противном случае отбить потраченные на нее деньги нельзя. Таким образом Газпром вынужден невыгодно, здесь стоит подчеркнуть это слово «невыгодно», переориентировать газ через Северный поток.

Наша труба никогда не будет пустой. Она будет всегда поставлять газ внутреннему потребителю. Во-вторых, наши хранилища всегда будут нужны, в первую очередь западу. Потому что Европа не является такой нерасчетливой как россияне, там считают каждую копейку.

«ПРОИЗОЙДЕТ СМЕНА ТАКТИКИ ВТЯГИВАНИЯ УКРАИНЫ В ТС — ОТ ВАРИАНТА ПРЯМОГО ДАВЛЕНИЯ К ОПОСРЕДОВАННОМУ»

Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ Центра «НОМОС», Киев:

— Во-первых, перевод стрелок от России в сторону комиссии Таможенного союза, что, дескать, не Россия решает вопрос квот на украинскую трубную продукцию, — это просто смешно. Потому что все хорошо знают, что контрольные позиции в комиссии ТС занимает Россия. Поэтому в принципе это другой немножко замаскированный вариант одного и того же. Во-вторых, такими действиями российская сторона хочет активизировать и стимулировать металлургическую группу украинского олигархата действовать больше в русле интересов России относительно привлечения Украины в ТС через мотив стимулирования личной и корпоративной выгоды. Мол, не нажмете на свое правительство, на свою власть в присоединении к ТС, ваши трубы брать не будем. А нажмете — введем Украину совместными усилиями в ТС, а значит — вам будет продолжено комфортное существование.

Из-за того, что Украина принудительным путем 18 декабря не подписала документы о присоединении ее к ТС в том виде, в котором предлагала Россия, очевидно, произойдет смена тактики от варианта прямого давления к опосредствованному. Но ни в коем случае не в сторону его уменьшения.

Что касается газовой темы, которую поднял Путин, то здесь тоже все поставлено с ног на голову. Когда речь идет о газовых кризисах 2006 и 2009 гг., которые якобы послужили стимулом для реализации Россией обходных проектов, то следует сказать, что еще Энергетическая стратегия, которая была утверждена Путиным в 2003 году до названных выше газовых кризисов, предусматривала создание безтранзитных газотранспортных систем. То есть все лежало в русле геостратегических интересов России в вопросе независимости от транзитных стран — не только Украины, но прежде всего Украины. Здесь россияне последовательно проводят эту политику. Во-вторых, вариант создания трехстороннего консорциума с привлечением европейского, российского и соответственно украинского партнера сорвался в 2002 году именно по вине России. Потому что после подписания Санкт-Петербургского заявления Кучмы-Путина-Шредера не кто иной, как российская сторона — именно «Газпром» — предложила украинской стороне в двустороннем формате согласовать все вопросы, а затем привлечь немцев. Предприятие под названием «Консорциум по управлению ГТС» было создано и зарегистрировано, оно существует и в настоящее время только в двустороннем формате. То есть Россия всегда исходила из того, чтобы максимально дистанцировать Европу от консорциума и в конечном итоге вместо трехстороннего сделать двусторонний формат, где она бы занимала доминирующие позиции, а украинская позиция была бы практически сведена к нулевой. И не кто иной, как Россия отказалась в свое время предоставлять гарантии объемов транзита через территорию Украины. Еще в 2002-2003 гг., когда обсуждался первичный вариант создания консорциума, и в 2009 году, когда подписывался приснопамятный транзитный контракт, где просто зафиксирована индикативная цифра 110 млрд. куб. м. транзита через украинскую ГТС ежегодно, но не зафиксирован принцип «транспортируй или платы». Это типичные приемчики пропаганды а ля Путин, где срабатывает геббельсовский подход: чем больше ложь, тем легче в нее верят.

Что касается строительства Россией обходных маршрутов, то, конечно, от этого не будет лучше Украине. Но от реализации этих чрезмерных и ненужных даже самой России трубопроводных проектов, в конце концов, будет проигрывать сам «Газпром» и Россия в целом. Потому что конкурентоспособность российского газа на европейском рынке из-за наличия избыточных трубопроводных мощностей, которые увеличивают эксплуатационные затраты, будет ниже и он будет уступать и норвежскому, и североафриканскому газу, а в перспективе — даже североамериканскому, когда он придет в виде сжиженного газа на европейский рынок. Поэтому россияне сами себе роют экономическую могилу.

— Что должна делать в этой ситуации украинская власть, которой важно и дальше использовать свою ГТС?

— Она должна была делать то, что должна была делать еще четыре года назад: совместно с Европейским Союзом реализовывать Брюссельскую декларацию по модернизации ГТС. И недавно в очередной раз Брюссель заявил о готовности и дальше сотрудничать в этом направлении. То есть здесь необходима активизация украинской стороны. Если это раньше не реализовывалось, то именно из-за позиции нынешних персоналий из нынешней власти, которая в 2009 году была оппозицией и говорила, что без России мы никуда не имеем права двигаться в этом вопросе. Теперь опыт почти трех лет показал, что и с Россией некуда двигаться не выходе, потому что в России во всем один подход: доминировать, монополизировать, заставить, нивелировать.

— Понятно, что нас толкают в ТС, осталась ли возможность сотрудничества со странами, которые входят в этот союз без обязательного вхождения в эту организацию?

— Никто же не отменял двустороннее сотрудничество. Оно продолжается. С другой стороны, формат ТС для стран, которые не являются его членами, предусматривает некоторое ухудшение условий такого сотрудничества. Но свет клином на Таможенном союзе не сошелся. Здесь нужно делать то, что должны были давно делать, а если что-то и делалось, то бессистемно. Нужны системные подходы к диверсификации внешнеэкономической деятельности и реструктуризации нашей экономики. Даже если бы нам предоставили режим наибольшего содействия в ТС без вхождения в этот союз, в стратегическом плане это не было бы хорошо для Украины. Потому что это означает консервацию, в сущности, низкотехнологического характера украинского экспорта в ТС. Потому что это будет консервировать нас в том технологическом постсоветском пространстве, в котором мы и так находимся. То есть здесь экономическое сотрудничество со странами, которые находятся на таком же или более высоком уровне развития, стимулирует и подтягивает соответствующие отрасли экономики, чтобы сделать их более конкурентоспособными. А если мы работаем на менее прихотливые рынки и восторгаемся тем, что можем туда поставлять свою низкотехнологическую продукцию, то нужно учитывать, что эти рынки тоже не стоят на месте, а развиваются. И, возможно, какое-то время они будут потреблять украинскую недорогую продукцию, но потом, по мере того как они будут развиваться, захотят покупать более дорогу, но более качественную продукцию.

И все уговоры Украины присоединиться к ТС это скорее из разряда баек, за чем прежде всего стоит политический контекст. А во-вторых, за этим просматривается и экономический серьезный контекст. Россия формирует из постсоветских республик свою периферию, которая должна ей частично компенсировать возможные серьезные потери со снижением мировой конъюнктуры на экспортированные энергоресурсы. Когда цены на энергоресурсы растут, российская экономика чувствует себя более-менее уверенно. А если они начинают снижаться, в России начинают возникать проблемы. Поэтому им нужна такая структура как ЕврАзЭС, а в ней Таможенный союз, где Россия через механизм собственного доминирования перераспределяет таможенные поступления в свою пользу.

— А вот советник Президента РФ Сергей Глазьев утверждает уже давно, что в случае вступления Украины в ТС наша страна может рассчитывать на отмену таможенных экспортных пошлин на поставки энергоносителей и общее улучшение условий торговли на 9 млрд. долларов. Что вы скажете об этом?

— Я думаю, что это абсолютно виртуальные деньги. Он не первый раз называет эти поражающие цифры, но не открывает методологию, по которой это было посчитано. Поэтому относиться к этой цифре как квалифицированному подсчету не стоит. Тем более что это не верифицируется из независимых источников. А соответственно, если это подсчет стороны, которая заинтересована в том, чтобы втянуть Украину в свою политическую орбиту, то к таким подсчетам нужно относиться очень осторожно. Более того, возникает вопрос, почему Глазьев, называя такую цифру, не говорит, какие будут потери для Украины. Или, другими словами, во что может вылиться для Украины вступление в ТС. Баланс может оказаться не в плюсе, а наоборот.

Алла Дубровык, Мыкола Сирук, Наталья Билоусова

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢