Что будет с газовым рынком дальше

Точка зору

Акции гражданского протеста, появление которых спровоцировало решение власти отложить подписание соглашения об ассоциации Украина – ЕС, заставили Кабмин вернуть в повестку дня вопрос о переговорах с Брюсселем по развитию сотрудничества уже на текущей неделе. Поводом для этого также стало выступление президента Виктора Януковича, в котором он назвал правительство ответственным за отсрочку ранее задекларированных планов сотрудничества с ЕС.

Forbes выяснил, как теперь будут реализовываться достигнутые договоренности с Евросоюзом по реформированию украинского энергосектора и инвестициям в развитие газотранспортной системы.
Запаздывающие реформы

Сегодня этот вопрос будет обсуждаться в Москве – накануне премьер Николай Азаров проанонсировал визит правительственной делегации, которая проведет переговоры по укреплению стратегического партнерства с Россией. Вторая делегация должна возобновить переговоры с Еврокомиссией относительно условий подписания соглашения об ассоциации.

Украина, находясь на пути транспортировки российского газа в Европу, хочет согласовать условия, которые позволят эффективно использовать газотранспортную инфраструктуру. Это необходимо для привлечения инвестиций в ее модернизацию, которые стремится привлечь Кабмин от зарубежных партнеров, а также увеличения доходности и эффективности транзитных услуг, оказываемых НАК «Нафтогаз Украины» российскому «Газпрому».

За последний год у Министерства энергетики и угольной промышленности возникли сложности с реализацией планов по сотрудничеству, связанные с согласованием условий, выдвигаемых в Москве и Брюсселе. В ЕС настаивают на реформировании холдинговой структуры «Нафтогаза» и либерализации внутреннего газового рынка, а российские власти неоднократно заявляли о стремлении получить контроль над украинской ГТС, что якобы обеспечит и необходимую загрузку трубы, и снижение цен на газ для украинских потребителей.

Из-за таких противоречий застопорилась реформа внутреннего газового рынка, и они стали поводом для обсуждения на заседании Кабмина на прошлой неделе, когда было принято решение о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации.

В распоряжении Forbes оказалась копия докладной записки, подготовленной вице-премьером Юрием Бойко на имя Николая Азарова, в которой он указывает на нарушение сроков выполнения планов по реформированию энергетики, и в частности, газового рынка – в 2013 году фактически ничего не было сделано.

Вице-премьер констатирует, что в нынешнем году так и не состоялась реформа «Нафтогаза Украины», предусмотренная международными обязательствами, задекларированными в протоколе о присоединении Украины к договору о создании Энергетического сообщества, ратифицированном парламентом в 2010 году. Это повлекло нарушение требований директивы ЕС об основах функционирования внутреннего рынка природного газа, которая, в том числе, содержит условия о его либерализации и развитии конкуренции.

Поэтому Юрий Бойко предлагает продлить сроки выполнения этих условий, на которых настаивает Евросоюз, для активизации инвестиций в модернизацию украинской газотранспортной инфраструктуры.

Также вопрос о будущем ГТС остается главным для Минэнергоуглепрома. Недавно Эдуард Ставицкий сообщил, что способствовать достижению компромисса с «Газпромом» по созданию трехстороннего газотранспортного консорциума должна канцлер Германии Ангела Меркель – она, по словам министра, готова быть посредником в переговорах с участием Украины – транзитера, России – поставщика и ЕС – потребителя российского газа.

Необходимость в таком посредничестве вызвана отказом Кремля от идеи консорциума, которая была задекларирована более десяти лет назад, в июне 2002 года, когда президент Украины Леонид Кучма, президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер подписали заявление о сотрудничестве при «эксплуатации украинских магистральных газопроводов и обеспечении бесперебойных поставок природного газа в европейские страны».

В начале 2013 года Москва стала категорически отвергать сотрудничество в формате ЕС – Украина – Россия. «Я думаю, что «Газпром» не согласится на трехсторонний консорциум. Не в интересах России такая мешанина при управлении ГТС, и это ни к чему хорошему не приведет. Нас интересует прямое участие «Газпрома» в управлении украинской трубой или передача ее «Газпрому», – сказал тогда президент Российского газового общества Валерий Язев. В конце октября Сергей Глазьев, советник Владимира Путина, подтвердил актуальность этой позиции Кремля – он констатировал, что вопрос о создании консорциума закрыт.

В сложившихся обстоятельствах, по мнению экспертов, для украинской стороны будет закономерным углубление партнерских отношений с Евросоюзом. Так, Владимир Сапрыкин полагает, что это «единственно верный путь Украины в достижении энергетической безопасности».

Он обратил внимание при этом на важность реализации норм Третьего энергопакета ЕС, который предусматривает ограничения для вертикально интегрированных компаний на владение и управление энерготранспортными сетями. «Россия уже дала понять, что пересматривать газовые контракты 2009 года просто так она не будет, энергетическая безопасность Украины находится в плоскости соглашения об ассоциации с ЕС и партнерства в Европейском энергетическом сообществе», – отметил эксперт.
Проблема выбора

Однако усугубляет ситуацию то, что Украина сейчас находится в сложном финансовом положении. Усилий правительства Николая Азарова оказалось недостаточно, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Поэтому проблема высокой стоимости российского газа, которая мешает Киеву игнорировать условия Москвы, по сути, останавливает углубление сотрудничества с ЕС и мешает выполнению обязательств перед Брюсселем по либерализации газового рынка.

Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук высказал мнение, что таким образом «Газпром» стремится реализовать «заветную мечту» по получению контроля над украинской ГТС. «Если Киев откажется от Третьего энергопакета в пользу дешевого «газпромовского» газа, это будет означать, что Россия получит практически полный доступ к украинской ГТС», – пояснил эксперт. По его словам, Россия таким образом сможет блокировать не только организацию реверсных поставок газа на украинский рынок с территории ЕС, но и работу международных компаний, таких как Shell и Chevron, с которыми Кабмин подписал соглашения по разработке отечественных нефтегазовых месторождений.

«На данном этапе Украину подвели к непростому выбору», – констатирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Выгода от Третьего энергопакета, по его словам, заключается в прозрачности и перспективе формирования рыночных цен на энергоресурсы для украинских потребителей. С Россией же для получения дешевого газа нужно будет, скорее всего, создавать совместные предприятия, что противоречит европейскому законодательству.

«Основная задача Третьего энергопакета ЕС – это дать бой монополистам, Кремль в ответ решил противостоять антимонопольным планам ЕС. А Украина, в свою очередь, оказалась где-то по центру этого поединка. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что экономическая ситуация в Украине довольно сложная, потому очевидный вариант выбрать непросто», – подытожил эксперт.

Александр Моисеенко, Светлана Долинчук

Новини

4 Січня 2024

Ринок нових вантажівок в Україні у 2023 році зріс на 56,5%

За підсумками 2023 року обсяг українського експорту впав на 18,7% 

ДТЕК у ІІ кварталі розпочне будівництво другої черги Тилігульської ВЕС  

Мінекономіки фіксує зростання експорту металопродукції

Кордони не відкриються, ембарго на українську продукцію безстрокове – міністр Польщі

Українська промисловість у грудні погіршила очікування перспектив ділової активності, – Держстат 

Експорт сталі з Австрії зріс до 75,21 тис тонн

Укргазбанк почав страхувати судна в Чорному морі

У 2023 році видобуток газу в Україні перевищив 18,7 млрд куб

У 2023 році Канівська ГЕС виробила 1181 млн кВт·год е/е

МЗС очікує на конфіскацію ЄС активів рф у 2024 році

Україна співпрацюватиме з Францією щодо стратегії управління держмайном

Японія хоче надати Україні технологію із виробництва біопалива 

Китай переведе світове судноплавство на CПГ і метанол

Нафта продовжує дорожчати після стрибка напередодні

Уряд має намір вшестеро наростити військове виробництво у країні

ВСІ НОВИНИ ⇢