Попытка №2: Кабмин определил спонсоров АТО
Точка зоруСегодня парламент опять попытается принять законы, необходимые для финансирования АТО – о секвестре бюджета и изменениях в Налоговый кодекс в части урезания льгот и повышения налоговых ставок. Предыдущая попытка проголосовать за эти документы закончилась распадом коалиции и отставкой – пусть и формальной – премьер-министра. Что изменилось за неделю?
Работа над новым вариантом двух законопроектов – «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты» и «О внесении изменений в закон «О государственном бюджете Украины на 2014 год» началась стразу же после провала предыдущей версии.
Принципиальные параметры сохранились, но существенно «похудели»: так, сумму на АТО и восстановление инфраструктуры в регионах ее проведения Кабмин предлагает увеличить на 11,938 млрд гривен, а не 16,9 млрд гривен, как предполагалось изначально. Но и такой «эконом-вариант» требует новых статей поступлений.
Изменения между первым и вторым вариантом законопроектов позволяют судить об уровне лоббистов той или иной отрасли. Если документ будет принят в предлагаемом виде, можно констатировать, что наиболее эффективно поработали представители аграриев. Ключевые аграрные льготы – спецрежим по НДС, фиксированный сельхозналог – оставлены за отраслью, хотя неделю назад предлагалось их де-факто отменить, переведя на общую систему налогообложения предприятия с годовым оборотом более 20 млн гривен и площадью земли в обработке – более 1000 га. «Таких – свыше 90% производителей валовой сельхозпродукции, не считая домохозяйств», – говорит Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса.
Борьба за сельхозльготы, помимо непубличных переговоров с депутатами и правительством, сопровождалась шумными спецэффектами – на прошлой неделе под парламентом прошел митинг, в котором приняли участие несколько сотен сельхозпроизводителей. «Если правительство вернется к этому вопросу – тут будут тысячи», – говорит глава координационных советов Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов. Аграрии уверяют, что понимают проблемы правительства и готовы согласиться на некоторое повышение налоговой нагрузки – например, дифференциацию фиксированного сельхозналога в зависимости от площади, региона и качества земли. Но произойдет это нескоро. И явно на их условиях.
Некоторого послабления дождалась и нефтегазовая отрасль. О фиксированных ставках на добычу нефти речь уже не идет – рента будет высчитываться в процентах, хоть и более высоких (45% против 39%), чем ранее. Изначальный же вариант, по мнению Геннадия Кобаля, эксперта консалтинговой компании «Ньюфолк» делал добычу нерентабельной. «Причем рост налогов настолько значительный, что все компании понесут невосполнимые финансовые потери, а работу предприятий придется остановить: добывать газ и нефть станет просто убыточно», – считает он. В целом добыча 1 тыс. куб. м газа принесла бы компаниям убыток более 700 гривен. Снижена ставка на продажу газа для населения – с планируемых 70% до 20% и до 55% – для предприятий. Акциз на биотопливо закреплен на уровне 99 евро за 1000 кг против 139 евро, актуальных на прошлую неделю.
Статьи-заменители
Очередной раз донором бюджета правительство определило производителей сигарет. Кабмин предлагает уравнять ставки акциза на сигареты без фильтра с акцизом на сигареты с фильтром (289,63 грн/1000 штук). По итогам 2013 года на сигареты без фильтра приходилась почти пятая часть (18%) общего объема производства этой продукции. Эффект повышения ставки акциза, по мнению представителей табачных компаний – сокращение производства сигарет без фильтра на 4,4 млрд штук, поступления в бюджет упадут на 0,5 млрд гривен, вырастет теневая торговля – все это уже к декабрю 2014 года. «Понимая необходимость приближения минимальной акцизной нагрузки и ставки акцизного налога на сигареты без фильтра к сигаретам с фильтром, предлагаем установить пятилетний план приближения ставок путем ежегодного повышения на 15% минимальной акцизной нагрузки и ставки акцизного налога на сигареты без фильтра», – говорится в письме, подписанном главами крупнейших табачных компаний в Украине – «Филипп Моррис Украина», «В.А.Т.- Прилуки», «Империал Тобакко Юкрейн».
Не отказался Кабмин и от отмены льгот для отелей, прекращая налоговые каникулы на 6 лет раньше.
Еще одним источником поступлений должно стать население – планируется ввести дополнительный «военный сбор» в размере 1,5% в качестве дополнения к подоходному налогу. Эффект – 3,3 млрд гривен до конца года. А с 2015 года эта надбавка, надеются в правительстве, уже не понадобится. Егор Фирсов, член комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики отмечает, что этот повышенный налог платить смогут не все, и это надо учитывать, планируя поступления. «Это ударит по всем, в том числе – компаниям из Луганской и Донецкой областей. Они нам говорят – ребята, мы вообще платить не можем, какие еще 1,5%? Да, по сути, они могут подать нулевые отчетные декларации, но зачем изначально создавать эту проблему?», – говорит он.
Надо отдать Кабмину должное – экономить он предлагает и на себе. Расходы на контролирующие органы и госаппарат предлагается сократить приблизительно на 1 млрд гривен.
Эксперты признают – иного способа профинансировать армию, кроме как повысить налоги, у правительства нет. Другие инструменты себя не оправдали. По мнению экс-зампреда Национального банка Украины Александра Савченко, военные бонды (на них Кабмин делал ставку в апреле-мае) не являются эффективным средством финансирования Вооруженных сил – из-за низкой доходности и низкого уровня доверия населения и инвесторам к этим бумагам. Он добавляет, что в теории эффективным государственным механизмом по обеспечению армейских финансовых нужд является увеличение бюджета. «Но в Украине затраты на армию очень низкие. Они должны составлять минимум 2-2,5%, за счет сокращения других расходов, как то на высшее образование, чиновников высшего звена и так далее», – говорит Савченко.
По состоянию на 20:00 30 июля о принятии законопроектов в правительстве говорили как о деле решенном. «Уверены, что проголосуют. Яценюк все контролировал в ручном режиме», – сказал источник Forbes в Минфине. В то же время представители фракций не давали никаких гарантий: «У меня есть сомнения. По крайней мере, консультации на прошлой неделе ни к чему хорошему не привели», – сказал лидер фракции «Батькивщина» Сергей Соболев. Партия Регионов, исходя из пространного комментария правительственных инициатив – называет их «невежественными» и «безответственными», а поведение премьера – «шантажом» – тоже вряд ли безоговорочно поддержит законопроекты.
Окончательное решение будет приниматься уже в сессионном зале. Но следить за прениями депутатов граждане не смогут. Заседание 31 июля пройдет в закрытом режиме.
Анна Ковальчук
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram