Сколько еще украинский газ пролежит под землей?

Точка зору

Задержка с промышленной разработкой Сахалинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из наибольших в Украине, может дорого стоить украинским потребителям газа. Если кто-то думает, что газовая тема в Украине затихла, то он ошибается. Она лишь изменила фокус внимания и из международной сцены перешла на внутреннюю, украинскую. Уже много месяцев головы чиновников от полезных ископаемых и бизнесов-игроков этой сферы повернуты к Сахалинскому нефтегазоконденсатному месторождению. Расположено оно в Харьковской области, неподалеку от райцентра Краснокутск. По иронии судьбы, на историческом гербе этого поселка изображен жезл Меркурия – символ торговли и процветания – и рог изобилия.

Таким рогом изобилия стали залежи природного газа, которых здесь, по разным данным, от 9 до 15 млрд кубометров. И хотя по международной классификации это месторождение принадлежит к мелким и с очень сложным строением, в Украине оно – одно из наибольших.

Еще с начала 1980-х, когда месторождение открыли, и до марта 2009 г. здесь проводили геологическую разведку и параллельно – опытно-промышленную эксплуатацию. Лицензия на эти работы к недавнему времени принадлежала государственной компании НАК «Надра України», а точнее – ее дочернему предприятию «Полтаванафтогазгеологія» (ПолтаваНГГ).

За средства государственного бюджета компания «Надра України» провела детальную геолого-экономическую оценку Сахалинского месторождения и составила отчет, который должен был пройти экспертизу в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Защита такого отчета в ГКЗ – это своеобразное государственное испытание для владельца лицензии, после которого он может претендовать на промышленную разработку недр, отвергнув приставку «опытно-».

ИСПЫТАНИЕ ПРОВАЛЕНО

Однако компании «Надра України» так и не удалось защитить свой отчет в ГКЗ. На стадии государственной экспертизы между представителями компании, экспертами Государственной комиссии и разработчиками технико-экономического обоснования возникли непреодолимые противоречия относительно способа разработки месторождения. Срок защиты указанной работы в ГКЗ заканчивался 1 апреля 2009 года. А 24 апреля было последним днем действия лицензии компании «Надра України». Такая задержка угрожала тем, что государственные деньги, за которые составили отчет, были бы выброшены на ветер, поскольку пересдача отчета и перерасчет запасов на новую дату стоили бы еще не один миллион гривен. При этом месторождение оставалось бы неосвоенным еще по крайней мере год.

В затягивании процесса, конечно, можно обвинять и финансовый кризис, и сложные условия добычи, и даже украинский менталитет. Но есть еще один нюанс: пока ни у кого нет разрешения на промышленную разработку, опытно-промышленный статус дает возможность фактически бесконтрольно использовать недра вопреки всем правилам, предписаниям и технологиям.

Еще в феврале этого года частная добывающая компания «Укрнафтобуріння» (УНБ) с полностью украинским капиталом приобрела собранную «Надрами України» геологическую информацию, заплатив государству около 4 млн грн. УНБ, в отличие от «Надр України», удалось найти компромисс между авторами работы и экспертами и защитить этот отчет в комиссии по запасам, и компания вплотную приблизилась к получению лицензии на промышленную разработку недр. Покупать геологические данные и работать с ними компания имела полное право, поскольку она еще с 2004 года владеет лицензией на геологическое изучение «Сахалинки». И хотя в 2005-м это спецразрешение отобрали «по политическим мотивам», в прошлом году Киевский хозяйственный суд, а потом и апелляционный суд восстановили права УНБ на разработку месторождения. Против этих решений активно выступало руководство «ПолтаваНГГ», устраивая акции протеста прямо в залах суда, как это было, например, 29 апреля этого года. Возможно, у госпредприятия не хватает правовых аргументов и в действие идут силовые?

Другие компании – претенденты на харьковский газ, среди которых ОАО «Укрнафта» и украинско-польское СП «Девон», которые и раньше работали на месторождении, также были не в восторге от такого развития событий. В Интернете даже появилась информация, что лишение лицензии «Девона» угрожает украинско-польской дружбе и даже может навредить проведению Евро-2012. Однако авторы указанного материала не заметили, что отобрать лицензию у «Девона» невозможно хотя бы потому, что этой лицензии компания никогда не имела и добывала углеводороды в рамках совместной деятельности с тогдашним лицензиатом – «ПолтаваНГГ». Поэтому складывается впечатление, что некоторые стороны этого конфликта целенаправленно смещают акцент на международные отношения, скрывая настоящие, сугубо украинские, причины беспорядка.

ПОЛТАВСКИЕ БИТВЫ

Государственное предприятие с нечитабельным названием «Полтаванафтогазгеологія» было одним из мощнейших геологоразведывательных предприятий СССР. Его специалисты открыли 90% нефтяных месторождений Украины и 70% – всего Союза.

Однако сегодня эта структура – полная противоположность своего прошлого величия. На предприятии, которое до недавнего времени имело лицензию на изучение огромного месторождения, месяцами не выплачивают заработную плату, а его имущество распродают неизвестным коммерческим структурам.

До декабря прошлого года предприятие «ПолтаваНГГ» возглавлял Геннадий Сикалов. Весь 2008 год предприятие не выполняло ни подрядных работ, ни работ по госзаказу, набрав долгов из зарплат и выплат в бюджет. Прикрываясь ликвидацией задолженности, руководство начало распродажу имущества и списанной на металлолом действующей техники. Взять хотя бы детективную историю с неизвестной фирмой ООО «ПЕК Гермес», которой удалось за один сентябрьский день 2008 года приобрести оборудование сразу на семи буровых скважинах Сахалинского месторождения по цене чуть больше чем 100 тыс. грн. за комплект. В то время как настоящая цена каждого такого набора техники – 2-3 млн грн., а общая сумма должна была составить около 20 млн.

Когда пришло время подписывать акт приема-передачи проданного «лома», предусмотрительный директор Г. Сикалов пошел не то в отпуск, не то на больничный, поэтому в документах стоит подпись его заместителя С. Рябенко. А сам Рябенко написал объяснительную записку своим шефам из «Надра України» и Министерства природы, в которой уверил, что не подписывал никаких документов с «Гермесом». В итоге: оборудование – продано, ответственных – нет.

Ситуацию спасло лишь вмешательство Генеральной прокуратуры, по иску которой на оборудование наложили арест, а результаты аукциона признали недействительными.

Рядовые сотрудники «ПолтаваНГГ», наблюдая за этим изнутри и не желая мириться с разворовыванием их предприятия, написали письмо к президенту, в правительство, СБУ и в Генеральную прокуратуру. Они рассказали, что Сикалов, хотя и уволен еще в прошлом году, продолжает фактически руководить предприятием через своих коллег. А новый директор до сих пор не начал исполнять обязанности. «Такая неопределенность отрицательно сказывается на репутации предприятия, другие компании отказываются от наших работ и вообще приводит к социальному напряжению», – дипломатично жалуются сотрудники.

А вот их коллеги, рабочие с Карловской экспедиции глубокого бурения, которая работает в рамках «ПолтаваНГГ», подбирают слова не так осторожно. В письме к президенту, главе СБУ и в Минприроды они подробно рассказывают о разворовывании имущества экспедиции своим начальством, среди которых и заместитель руководителя «Надр України» Игорь Квятковский: «Повывозили насосы, лебедки, крюкоблоки, элеваторы. Ловкачи разворовали все. Куда мы только ни писали – как в воду. Пишем в последний раз, поймаем на горячем – не спасут никакие ксивы». К сожалению, другие цитаты из письма не для печати.

Упомянутый Квятковский берет пример с подчиненных и тоже пишет письма – к премьеру Юлии Тимошенко. Как и рабочие, он тоже детально описывает разворовывание «Надр України» и «ПолтаваНГГ», но, конечно, предъявляет обвинение в этом не себе, а другим руководителям, своим коллегам.

Можно лишь посочувствовать следователям, которым рано или поздно придется разбираться в этой путанице взаимных обвинений.

БУРИТЬ ИЛИ НЕ БУРИТЬ?

За комментариями о ситуации вокруг «Сахалинки» мы обратились к руководству компании «Укрнафтобуріння», которая на сегодня единственный юридически признанный лицензиат на изучение Сахалинского месторождения и вплотную приблизилась к получению спецразрешения на промышленное производство.

Как заверил генеральный директор УНБ Олег Канивец, компания сейчас работает над перезаключением договоров о совместной деятельности с другими нефтегазовыми операторами, которые и раньше работали на месторождении, на тех же условиях. Среди этих операторов упомянутые выше СП «Девон» и ОАО «Укрнафта», а также ООО «Сахалинское» и ООО «Сириус-1». «Мы хотим организовать планомерную разработку месторождения с соблюдением всех технологических правил, как это и должно быть, и не допустить хаотичной и бесконтрольной добычи углеводородов», – сказал О. Канивец. В «Укрнафтобурінні» готовы выложить необходимую сумму за государственную лицензию на промышленную добычу. По оценкам специалистов, речь идет о 150-300 млн грн.

Возможно, битвы вокруг «Сахалинки» скоро прекратятся, и месторождение в конце концов начнет работать на полную мощность на пользу украинским потребителям, хотя бы немного приблизившись в своей доброй славе к российскому тезке. В конце концов газ под землей может подождать еще не один десяток лет. А вот украинский потребитель – вряд ли захочет.

Новини

19 Квітня 2024

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

ВСІ НОВИНИ ⇢