Подробнее Запомнить город


Кабальная сделка

28.05.09 , День
размер текста:

В ситуации, когда большинство украинцев во время кризиса затягивают пояса и урезают расходы, государство Украина продолжает жить не по средствам. Сейчас Кабинет Министров изыскивает деньги для закачки газа в подземные хранилища. Готовность предоставить кредит в несколько миллиардов долларов высказала Россия. Но авансовый платеж за транзит российского газа в Европу, за счет которого Украина планирует закачать газ, таит в себе сохранение старой и невыгодной для Киева ставки за транзит — 1,7 доллара за 100 километров. «Кредит лучше брать у покупателей газа в Европе», — считает президент Киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. — Это позволит Украине более самостоятельно проводить свою транзитную политику по отношению к Москве.

После подписания в январе 2009 года договоренностей по газу и авансовых платежей России Украина транспортировала российский газ по еще более низкой ставке — 1,094 дол., рассчитываясь таким образом за аванс. Новые авансовые платежи России будут означать для Украины сохранение низких, невыгодных для нее ставок на транзит газа, которые в 3—4 раза ниже среднеевропейских при всего лишь 20%-й скидке от среднеевропейской цены на российский газ для Украины.

Неудовлетворительное финансовое состояние украинского бюджета позволяет России снова диктовать свои условия Украине. Используя финансовые рычаги, Москва может попытаться дезавуировать договоренности в Брюсселе о крупном в 2,5 миллиарда долларов кредите на модернизацию украинской газотранспортной системы. Если Украина и дальше будет залазить в долги перед Россией, участие россиян в модернизации украинской ГТС станет практически решенным делом. А, значит, сохранится прежний дисбаланс цен на газ и транзит. Украина по-прежнему не сможет влиять на цену на газ, который она покупает у России. Зато Москва как один из инвесторов проекта модернизации ГТС получит определенные права на украинскую политику транзита. «Если бы правительству удалось добиться цены на газ и его транзит, сопоставимой с теми условиями, по которым транспортируется газ через Чехию, Словакию и другие страны, сегодня не стоял бы так остро вопрос, где взять деньги на закачку газа в хранилища», — считает уполномоченный Президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

Казалось бы, в Брюсселе Украине удалось прорвать информационную блокаду России и доказать европейцам, что Россия перекрывает газ в Европу, а не Украина. Но, похоже, что Москва не намерена так легко отказаться от силового и информационного давления на Киев. Ставки в газовом треугольнике: поставщик — транзитер —потребитель лишком высоки. И слишком много средств Россия уже вложила в информационную войну против Украины, которую она ведет, кстати, за украинские же деньги, которые Киев недополучает с Москвы за транзит. Москва хочет, чтобы Европа договаривалась о транзите газа с ней, а не с Украиной, что сулит России фантастические барыши. Вот почему Москва не намерена так легко отказаться от обвинений Украины в срыве поставок газа в Европу. Это подтвердило и недавнее заявление президента России Дмитрия Медведева на пресс-конференции в Хабаровске, где он сказал, что Россия не будет гарантировать Европе бесперебойные поставки газа, так как у нее с этим все в порядке. Такие гарантии, по мнению российского президента, должен давать тот, кому нечем платить за газ. Этот прозрачный намек касался Украины.

Как считает директор компании «Трансэнергоконсалтинг» Светлана Голикова, Россия рассчитывает, что в ближайшие годы Европа будет потреблять 38% газа, добываемого в России. И вопрос лишь в том, по какому пути (и, добавим от себя — за сколько) будет транспортироваться этот газ.

Украина оказалась в центре газового спора между Европой и Россией. Россия хочет избавиться или минимизировать монопольное положение Украины в транзите. А Брюссель, в свою очередь, хочет избавиться как от монополии России на поставки газа, так и от монополии Украины на его транзит. И стоило Европе начать строить новый газопроводу обход России — проект Набукко, как Россия тут же покупает блокирующий пакет акций одной из восточноевропейских компаний, которая будет заниматься реализацией этого проекта. Москва пытается сохранить за собой экономические рычаги влияния на альтернативные ей транспортные газовые потоки (проект Набукко предполагает доставку каспийского газа в обход Украины и России в Австрию).

По мнению Богдана Соколовского, острое неприятие брюссельских договоренностей Россией вызвано тем, что Москва не скрывает своего желания стать собственником украинской ГТС. «Украину это не устраивает. И она открыто заявляет об этом Москве», — считает он.

 


Комментарии
комментариев: 1
14:01 | 31.05.2009
Владимир
Принимать условия Росии не выгодно. Необходимо брать кредиты в других странах и закачать чем побольне газа в хранилища. А за транзит необходимо требовать мировых цен от 5,5 до 9,3 дол на 100км.

...


Дайджест
24.11.17, ubr.ua
После взыскания залога эти доходы считаются заработком на чужом имуществе.
24.11.17, INSIDER.PRO
Оскар Юнс­сон, кан­ди­дат наук из Ко­ро­лев­ско­го кол­ле­джа в Лон­доне, о том, какое вли­я­ние блок­чейн ока­жет на меж­ду­на­род­ную по­ли­ти­ку и го­су­прав­ле­ние.
24.11.17, ubr.ua
В отдельных регионах страны цены на сало выросли боле чем в 2 раза.
Как чиновники договариваются с депутатами о госбюджете, о проблемах с выплатами субсидий и о финансировании ВУЗов - в интервью замминистра финансов Сергея Марченко.
24.11.17, ubr.ua
Евросоюз вводит новые визовые правила, чтобы решить проблему нелегальных трудовых мигрантов
24.11.17, Сегодня
Заметен ли экономический эффект от ноябрьских распродаж?
24.11.17, ubr.ua
За год самый популярный праздничный салат вырос в цене на 25%.
24.11.17, Сегодня
В Украине есть два способа провезти автомобиль без растаможки. Оба предназначены для иностранцев. Но украинцы нашли щели в законе.
24.11.17, 112.ua
В последнее время разговоры о покупке и строительстве жилья становятся все более популярными. При этом очень много странной риторики. Одни ругаются, что много строят, другие говорят, что все должно рухнуть, но не объясняют, почему раньше не рухнуло. Короче, существует масса домыслов
Ryanair так и не начал полеты в Украину, но желающие занять место ирландского лоукстера уже выстроились в очередь.
23.11.17
22.11.17
21.11.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!