kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Выборы и вызовы

29.05.09 , День
размер текста:

«НЕУЖЕЛИ ОТВАЖАТСЯ?» (БОЛЬШИНСТВО УКРАИНЦЕВ — 80,6% — НЕГАТИВНО ОТНОСИТСЯ К ИДЕЕ ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТОМ. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА, ПРОВЕДЕННОГО ЦСИ «СОФИЯ» С 13 ПО 22 МАЯ 2009 ГОДА. КРОМЕ ТОГО, БОЛЬШИНСТВО УКРАИНЦЕВ СЧИТАЕТ НЕДОПУСТИМЫМ СОЮЗ БЮТ И ПАРТИИ РЕГИОНОВ. ТАК, 56,1% ОПРОШЕННЫХ НАЗВАЛИ НЕВОЗМОЖНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВО ЭТИХ ДВУХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, 23,1% СЧИТАЮТ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ. 20,8% ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ. 39,7% РЕСПОНДЕНТОВ НЕГАТИВНО ОТНОСЯТСЯ К СОЗДАНИЮ КОАЛИЦИИ МЕЖДУ БЮТ И ПАРТИЕЙ РЕГИОНОВ, 24,1% — НЕЙТРАЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО, 22,6% — ПОЛОЖИТЕЛЬНО, 13,6% НЕ СМОГЛИ ОТВЕТИТЬ. КСТАТИ, ВЧЕРА В ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛИСТАМ ВИКТОР ЯНУКОВИЧ ЗАЯВИЛ, ЧТО ПЕРЕГОВОРЫ С БЮТ... ПРИОСТАНОВЛЕНЫ)

К этому внутриполитическому «букету» рисков, вызовов, интриг следует приплюсовать также и внешний фактор. И соседняя Россия, и страны-члены Евросоюза, и США уже сейчас посылают определенные сигналы участникам грядущей президентской эстафеты. Какой вес на выборах главы украинского государства будет иметь влияние извне? Как отразится финансово-экономический кризис на ходе избирательной кампании и предпочтениях наших соотечественников? Могут ли общими усилиями фракции Блока Тимошенко и Партии регионов отобрать право выбора гаранта Конституции у народа и передать его 450 парламентариям? Об этом и не только «День» сегодня беседует с директором международных программ Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, ответственным секретарем Российско-украинского консультативного совета Валерием Чалым. К диалогу мы также пригласили руководителя компании Research&Branding Group Евгения Копатько и директора Национального института стратегических исследований Юрия Рубана.

Кстати, сегодня Центр Разумкова совместно с Российским общественно-политическим центром при поддержке Фонда Арсения Яценюка Open Ukraine проводят круглый стол «Украина — Россия: пути преодоления кризиса в отношениях». С учетом того, что вопрос сотрудничества официальных Киева и Москвы и возникающих априори в его ходе проблем является «вечным», именно с обсуждения этой темы мы и начали беседу с господином Чалым.

«УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕКРЕСТКОМ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ, США И ЕВРОСОЮЗА»

— 2009-й — год президентской избирательной кампании в Украине, год, проходящий под знаком мирового финансово-экономического кризиса, год далеко не простых отношений нашего государства с соседней Россией. С учетом указанных факторов, как бы вы оценили дальнейшую динамику взаимоотношений Киева и Москвы?

— Сегодня украинско-российские отношения пребывают в достаточно сложном, если не сказать критическом состоянии, о чем свидетельствуют оценки экспертов (и с российской, и с украинской стороны). В последнее время наблюдался рост конфликтности во многих сферах: военно-политической, энергетической, гуманитарной. У нас различное видение вопросов исторической памяти, есть также новые проблемы, возникшие в информационном пространстве. Негативный информационный фон, конечно же, не способствует налаживанию продуктивных взаимоотношений. Существует еще ряд замороженных проблем, существенно усложняющих двусторонние контакты. К сожалению, уже достаточно длительное время не проводятся заседания межгосударственной комиссии на уровне президентов Украины и России. Позитивный момент — состоявшееся недавно заседание экономического комитета, однако этого недостаточно для того, чтобы решить все накопившиеся и требующие детального обсуждения вопросы.

Составлено много деклараций о нормализации, прагматизации, деполитизации наших отношений, но, к сожалению, на практике это не происходит. Тем не менее, несмотря на такую ситуацию, контакты продолжаются, идет диалог на государственном уровне. Однако тревожит, что за последнее время ухудшается восприятие Украины гражданами России. Как свидетельствуют опросы, проведенные специалистами российских социологических центров, Украина занимает одно из первых мест в списке недружественных для РФ государств. В то же время в Украине Россия остается на первой позиции как дружественное государство. Подавляющее большинство украинских граждан продолжают считать именно так, и это, надо отметить, весьма позитивный момент. Тенденции проблемности политического диалога на государственном уровне переносятся на отношения между народами. Для того чтобы этого не допустить, необходимо менять информационный фон и налаживать контакты вне кабинетов власти. Вопросы отношений между Украиной и Россией, между гражданами обоих государств должны решаться не только во властных кабинетах, но и путем обсуждения в научной среде, в экспертных кругах и т.д. Очень важно сегодня развивать спокойный, прагматичный диалог именно между экспертами, которые, с одной стороны, могут говорить откровенно, ставить острые вопросы, а с другой — делать это очень доброжелательно, не создавая конфликтов. В этом смысле, думаю, полезной является работа Украинско-российского консультативного совета, инициаторами которого в свое время выступили Центр Разумкова и Фонд «Российский общественно-политический центр». Вчера, кстати, было проведено рабочее заседание этого совета, где был поднят целый ряд острых вопросов и предложены пути выхода из cложившейся ситуации.

Сегодняшний круглый стол, который называется «Украина — Россия: пути преодоления кризиса в отношениях», как раз сконцентрирован на обсуждении причин кризиса в двухсторонних отношениях, механизмов их преодоления и разработке предложений по развитию сотрудничества двух стран. Отмечу, что данная дискуссия организована в рамках комплексного проекта по проблемам и перспективам украинско-российских отношений, осуществляемого Центром Разумкова и Фондом «Российский общественно-политический центр» при поддержке Фонда Арсения Яценюка Open Ukraine. Я думаю, что аналитические материалы, презентованные в ходе круглого стола, будут интересны для тех, кто готовит предложения и осуществляет политику на украинско-российском направлении. Мы планируем опубликовать аналитический доклад, результаты опроса российских и украинских экспертов, позиции политиков в специальном выпуске журнала «Національна безпека і оборона».

— Валерий Алексеевич, как вы считаете, власти двух стран прислушиваются к оценкам экспертов, принимают их рецепты и аргументы — или?..

— Прежде всего, есть проблема, состоящая в дефиците открытой и непредвзятой дискуссии об отношениях Украины и России на различных уровнях. Я думаю, диалог на высоком экспертном уровне влияет не только на позиции государственных структур (что тоже является целью экспертных обсуждений), но и на общественное мнение.

Откровенно говоря, я не ожидаю, что сейчас в двухсторонних отношениях произойдет прорыв. Сегодня, по оценкам и украинских, и российских экспертов, отношениям Киева и Москвы присуща нестабильность и стагнация. Но есть еще один момент. Если говорить о том, как освещается проблематика двухсторонних отношений в СМИ, то и украинские, и российские эксперты солидарны, что она освещается преимущественно в критическом ключе. Возможно, изменение тональности и сути диалога произойдет в следующем политическом цикле Украины.

Что же касается украинской власти, я думаю, уже сейчас необходимо делать серьезный анализ ситуации и формулировать выводы. Нужно, в конце концов, сформировать четкую стратегию на российском направлении. Такой стратегии нет как документа, и такой стратегии, на мой взгляд, нет как действия. Есть ряд предложений и, возвращаясь к вашему вопросу, думаю, такие предложения, разработанные экспертами, могут быть восприняты властными структурами, в том числе и на самом высоком уровне.

— Эксперты двух стран оценивают украинскоо-российские отношения как критические, говоря о стагнации и так далее. Где корень, на ваш взгляд?

— Отношения Украины и России были непростыми все время независимого существования государств. До этого у нас был очень длительный период совместной истории, и фантомные боли развала Советского Союза сегодня чувствуются не только в комментариях российской власти, но и заметны в ментальности политической элиты России. Но в то же время, в нашей стране существует иллюзия, что путем противопоставления Украины именно России (разных моделей развития, де-факто действительно существующих) можно построить эффективную линию развития своего государства. Это, на мой взгляд, иллюзия, потому что формирование украинской политической нации, нахождение своей стратегии развития — это исключительно наша задача, которая не решается на противопоставлении. В этом смысле нормальные, конструктивные отношения с Россией очень важны для реализации европейской и евроатлантической интеграции.

В России существует стереотип, что Украина рано или поздно вернется если не в единое государство, то под полное влияние России и это лишь вопрос времени. В Украине существует другой стереотип: что любое углубление отношений с Россией (в том числе в экономической, энергетической сфере) неминуемо приведет к поглощению. Эти два стереотипа очень опасны, и пока они существуют, о серьезном улучшении отношений говорить не приходится. Вместе с тем, есть сигналы, есть эксперты, которые видят, каким образом могут развиваться отношения Украины и России в совершенно новом алгоритме. К сожалению, в текущем году в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (и не только) произошло существенное сокращение товарооборота между двумя странами, взаимного инвестирования. Есть объективное расхождение интересов двух стран. Мы все чаще становимся конкурентами. Это надо спокойно воспринимать и не разрушать сегменты, точки взаимодействия, где мы можем получить взаимовыгодный эффект.

В первую очередь наши граждане оценят результат действий государственных мужей по своему благосостоянию, по тому, как защищены их права и т.д. Конечно же, сегодня нужно больше говорить не о газовых конфликтах или существующем различии в видении военно-политической стратегии. Сегодня необходимо говорить о соглашениях и действиях, которые дадут возможность ощутить эффект нашим гражданам. Это, прежде всего, экономика, защита социальных прав, вопросы, связанные со взаимными контактами людей.

Мы за годы независимого существования Украины и России так и не создали ни одной совместной финансово-промышленной группы, конкурентной на европейском рынке.

Вероятно, наши отношения в ближайшей перспективе будут развиваться как смесь сотрудничества, партнерства, конкуренции, а иногда даже конфликтности. Этого не стоит бояться, просто нужно создавать такую базу отношений, чтобы мы как стратегические партнеры могли в спокойной рабочей атмосфере решать эти вопросы.

— Ваш российский коллега генеральный директор Международного института Политической экспертизы Евгений Минченко на днях заявил следующее: «Россия будет, несомненно, влиять на ход избирательной кампании в Украине, как и другие страны, имеющие свои интересы в Украине. Я думаю, что влияние РФ будет сопоставимо с влиянием США. Россия будет обозначать свои позиции и ожидания от будущего Президента Украины. Очевидно, Россия будет давать сигналы той части электората, которая ориентирована на расширение сотрудничества с РФ, что тот или иной кандидат сможет выстроить эти отношения лучше, чем какой-либо другой».

Как вы считаете, внешнее влияние может повлиять на ход и исход президентских выборов в Украине?

— Перед выборами 2004 года Центр Разумкова подготовил доклад, посвященный вопросам внешнего влияния на Украину. Во многом наши выводы подтвердились. Попытки вмешательства во внутренние дела Украины есть, но вместе с тем у Украины есть способы пресечь эти попытки, в том числе с привлечением международных институтов, членом которых является Украина. Таких, например, как ОБСЕ.

Наше законодательство четко фиксирует, по каким позициям те или иные действия наших партнеров из других стран могут трактоваться как вмешательство во внутренние дела.

Действительно, в 2004 году некоторые действия соседнего государства граничили с попытками вмешательства во внутренние дела Украины. Но я не думаю, что в ходе грядущих президентских выборов аналогичные попытки будут иметь место. Влияние, конечно же, будет осуществляться, поскольку Украина является пересечением интересов нескольких стратегических игроков, в первую очередь России, США и ЕС.

Как будет развиваться политическая ситуация, какой будет политический режим в нашей стране? Безусловно, эти вопросы интересуют наших партнеров. Есть еще один момент. Россия открыто заявила (и на уровне президента, и на уровне премьер-министра) о стремлении сохранять влияние в Украине, как, впрочем, и в других постсоветских государствах. Конечно, президентские выборы — это одно из важных событий, которое может серьезно повлиять на развитие политики в Украине. Однако вмешательства во внутренние дела, поздравлений кандидата в президенты, который еще не стал главой государства, думаю, не будет. Ставки на какого-либо конкретного кандидата также, на мой взгляд, не будет. Будет, скорее, многослойная, многофакторная игра. И в этом смысле, бесспорно, информационная составляющая влияния очень важна, как со стороны России, так и со стороны стран Запада. Это будет создавать некий фон внутриполитической украинской борьбы. Конечно, российская составляющая сработает именно на политтехнологическом и медийном уровне. Уже сейчас, кстати говоря, целая группа команд (как российских, так и западных) работает в Украине, и их количество будет увеличиваться.

Существует опасность превратить следующие президентские выборы в эдакую политтехнологическую игру виртуальных образов. Еще большая опасность состоит в том, что эти образы будут создаваться гражданами других государств. Что же касается степени влияния, то мне кажется, что оно сегодня видится слишком преувеличенным. Это, во-первых. Во-вторых, если политики не прочувствуют, что игра с народом должна заканчиваться в пользу нормального диалога, понятных предложений и действий, тогда форматы развития ситуации в Украине могут резко поменяться. И тут ни российские, ни западные политтехнологи уже не помогут. Это наша задача — решить проблемы, существующие внутри украинского политикума, а также проблемы проведения серьезных реформ в нашем государстве. В этом контексте формирование четкой, эффективной внешнеполитической линии также, на мой взгляд, имеет важное значение. Российское направление является приоритетным. Приоритетным в смысле проблем, которые необходимо решать, а также внимания, которое следует им уделять. Кстати, большинство граждан Украины об этом же говорят. В целом, я думаю, что альтернативы налаживанию добрососедских отношений Украины и России не существует. Партнерство наше должно выстраиваться на основе европейских правил и норм, паритетности в отношениях, взаимной выгоды. Очень важно, чтобы была прозрачность, публичность, чтобы были сняты созданные в последнее время негативные стереотипы. Необходимо, наконец, прекратить полемику по поводу суверенитета и территориальной целостности. Должно быть взаимное уважение, базирующееся, в том числе, на букве и духе Большого договора между Украиной и Россией. Нужно учитывать национальные интересы друг друга, мирно регулировать возникающие споры, отказаться от использования политико-экономических рычагов давления. Наоборот, необходимо искать точки соприкосновения. Также важно формирование видения в каждой из наших стран своего места и роли в глобализирующемся мире и объединение усилий сторон для повышения конкурентоспособности наших государств и обществ.

КОММЕНТАРИИ

МЫ СПРОСИЛИ:

1. Будет ли соседняя Россия предпринимать попытки влияния на ход грядущих президентских выборов в Украине? Каким может быть уровень данного влияния?

2. Существует ли угроза изменения формулы выборов президента, в частности делегирования этого права депутатскому корпусу посредством внесения изменений в Конституцию двумя крупнейшими фракциями Верховной Рады — БЮТ и Партии регионов?

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР БУДЕТ ИГРАТЬ ЕСЛИ НЕ РЕШАЮЩУЮ, ТО СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ»

Евгений КОПАТЬКО, политолог, руководитель компании Research&Branding Group:

1. Я думаю, что внешний фактор уже играет существенную роль. Есть сигналы, которые подает Украине Европейский Союз, США с приходом новой администрации и, конечно же, Российская Федерация с учетом сложившейся политической и экономической ситуации. Если вспомнить выборы 2004 года и спроектировать, каким будет внешнее влияние на грядущих выборах, думаю, необходимо отметить следующее. Экономический фактор будет играть если не решающую, то очень и очень существенную роль в отношениях украинского руководства с внешним миром. Тогда был политический кризис, разрешившийся определенным образом. Сейчас же ситуация будет абсолютно иной.

Не думаю, что будут конкретные ставки на конкретного кандидата. Соединенные Штаты на последних выборах в Украине сформировали позицию, не нуждающуюся в толковании. Тогда была очевидная ставка на Ющенко. Сейчас, очевидно, в силу сложившихся обстоятельств переговоры украинских политиков, вхожих в кабинеты американского и европейского истэблишмента, действительно ведутся. Однако пока симпатии ведущих государств не проявлены. Есть определенные колебания, и есть не один лидер, а группа людей, на которых ориентируются наши иностранные партнеры, но мне пока сложно сказать, как именно все это будет выглядеть в дальнейшем и во что это конвертируется, потому что очень много факторов непредсказуемых, в том числе экономических. Тем более необходимо учитывать, что Россия сейчас — это не та Россия, которую мы видели в 2004 году. Принято считать, что на последних президентских выборах в Украине видную роль сыграла «рука Москвы». Это иллюзия, и я считаю, что этот фактор существенно преувеличен, несмотря на то, что Путин открыто выступал в поддержку одного из кандидатов, несмотря на поддержку российских СМИ. У России тогда, на мой взгляд, не было четкого понимания, что происходит в Украине и как развиваются события. Сейчас, по-моему, наступает момент более продуманного отношения к украинским событиям со стороны Российской Федерации. Скорее всего, разрабатывается и определенная модель поведения, которая проявляется в действиях российской политической элиты. На мой взгляд, Россия изменила отношение к происходящему в Украине. Кстати, тот негатив, который существует в Кремле, в 2004 году не присутствовал в общественном мнении. Рядовые россияне были более лояльны или, может быть, слабо информированы об украинских событиях. Сейчас же информация подается в определенном ключе, и как будут с учетом этого развиваться события — покажет время.

2. На мой взгляд, серьезнейшей угрозой для украинской демократии является не вероятный союз БЮТ и Партии регионов, а ухудшающаяся экономическая ситуация в стране. Все хорошо понимают, что ни одна из политических сил не имеет решающего преимущества. Сейчас наблюдается серьезный раскол в лагере, который мы условно называем «оранжевым» и который был консолидирован (особенно во втором и третьем турах) на президентских выборах-2004. Союзе Партии регионов и БЮТ? Этот союз несет риски для одной и для другой политической силы. «Регионалы» в случае союза с бютовцами частично берут на себя ответственность за ситуацию в стране. Тем не менее это вероятные решения лидеров, и, очевидно, именно они должны просчитывать как риски, так и выгоды. Я же полагаю, что достаточно сильные аргументы на сегодня есть как у сторонников такого союза, так и у противников.

Вы абсолютно правы, что в некотором смысле несправедливо изменение избирательных правил игры в части избрания президента двумя политическими силами в обход народа, являющегося единственным источником власти в Украине. Между тем именно украинцы этим политикам делегировали власть на выборах 2004, 2006, 2007 годов. Выборы прошли демократично, поэтому политики, пока их не сменили, вправе принимать такого рода решения. Насколько это отразится на их политическом будущем и будущем народа Украины, я думаю, покажет время. В конце концов, такой союз может принести перемирье на нашем политическом ринге и на определенное время смягчить ситуацию.

«РЕЧЬ ИДЕТ О ТОМ, ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ВЛАСТЬ ЗА СПИНОЙ ОБЩЕСТВА»

Юрий РУБАН, директор Национального института стратегических исследований:

1. Я глубоко убежден в том, что президента Украины будут выбирать внутри страны. Думаю, что, конечно же, есть соблазн выставить тех или иных кандидатов как кандидатов от России, США и т.д. Но это скорее технология, а не реальность. В любом случае ни одно иностранное государство не сможет повлиять на результат выборов в 47-милионной стране. В этом отношении я, если хотите, горжусь своей страной и своими соотечественниками, которые не позволили этого сделать в 2004 году и, уверен, не позволят в 2010-м. Мы разные, и эта разница у нас в головах. Мне кажется, что общество до конца еще не осмыслило, что означает независимость и государственность. А это означает очень многое в современном мире. Иными словами, мы развиваем то понимание независимости, которое у нас было продемонстрировано 1 декабря 1991 года. И тут появляются расхождения. Одни считают, что этой независимости можно достичь, не портя отношений с Россией. Сейчас большая часть населения полагает, что европейский выбор совместим с открытой границей и единой экономикой с Российской Федерацией. Другие придерживаются диаметрально противоположного мнения. У нас нет четкого понятия (такого, например, какое есть у поляков, румынов), что такое европейский выбор. Наши соседи понимают, что европейский выбор немыслим без вступления в систему коллективной безопасности и обороны, которая называется НАТО. В умах же наших граждан, к сожалению, в этом смысле заложены небезызвестные страшилки, которые сейчас подкрепляются извне. Эти страшилки можно усиливать, но все равно ответы на такие вопросы необходимо давать внутри страны.

2. На мой взгляд, на самом деле речь не идет об изменении Конституции, чтобы сбалансировать власть. Речь идет о том, чтобы разделить и закрепить власть за спиной общества. Мы наблюдаем очень неприятные вещи. На наших глазах происходит выхолащивание фундаментального духа и буквы Конституции, которая говорит о том, что правительство ответственно перед парламентом. На наших глазах из правительства вычищаются представители всех, кроме одной, фракций. У нас фактически действует Кабинет Министров меньшинства, непредусмотренный Конституции. А если правительство — правительство меньшинства, это означает, что у нас отсутствует политическая ответственность. Уже дошло до того, что каждый, кому, простите, не лень, убеждает, что это все нормально и так и должно быть. А чтобы закрепить эту ситуацию, осталось всего ничего — упразднить всенародные выборы президента. Учитывая то, как избран этот парламент, учитывая, что собой представляют фракции ВР, избрание президента в Раде будет означать сговор двух-трех собственников акций в парламенте этого созыва. Это не имеет ни малейшего отношения ни к демократии, ни к смыслу нашей нынешней Конституции. Логика такова: раз это не имеет отношения к нынешней Конституции, значит, мы ее просто перепишем.

У меня вообще складывается такое впечатление, что всякому правительству страшно не везет со своим народом. И думает народ неправильно, и не понимает благородных чаяний политиков и так далее. На фоне условного лозунга «Давайте будем делать для народа, но без народа» существует риск узурпации власти.

Я полностью поддерживаю тезис Президента о том, что между словом «демократия» и словом «Украина» можно поставить знак равенства. Мы живем в настолько сложной стране, что она может быть сохранена и может двигаться вперед, только если у нас будет демократия. Никакие «сильные руки» нам не нужны. Стиснув зубы, пускай медленно, но мы можем идти вперед только через демократические процедуры. В противном случае страну попросту разорвет. Кстати говоря, публично никто из БЮТ или ПР не может признать факта, что за спиной общества они совершают переговоры. Эти переговоры ведутся под покровом ночи, никто ничего не знает об их результатах... Что это означает? Это означает, что они боятся общественного мнения. На мой взгляд, политики, принимающие участие в этом сговоре, берут на себя очень серьезную ответственность, которую на выборах они на своих плечах не вытянут.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
Оборонні підприємства країни загрузли в корупції та фінансових зловживаннях. Набіги контролерів не допоможуть. Сектор повинен стати складовою гарантування безпеки держави, а не джерелом отримання прибутку для держбюджету.
Бывшее руководство ПриватБанка считает, что ничего нового национализированный банк предложить не может.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян может вернуть контроль над Укрзализныцей, управление которой у него еще в январе забрал Кабинет министров и переподчинил госкомпанию Минэкономразвития и торговли.
Пока мир придумывает новые валюты, а также способы заработать на них, силовики предлагают украинцам довольствоваться дедовскими методами обогащения.
18.08.17, ubr.ua
Казначеи еще не знают, готов ли межбанк двигаться к 25,0-25,20 грн./$, а менялы раскачивают наличный курс на черном рынке.
18.08.17, Газета.Ru
Росстат: реальные денежные доходы россиян сокращаются четвертый год.
Отключение от SWIFT российского Темпбанка – сигнал: за первым опальным банком могут последовать и другие.
18.08.17, ubr.ua
Преступных финансистов увольняют задним числом, чтобы не выплачивать людям возмещения.
18.08.17, Сегодня
Регулятор обещает рост ВВП и снижение безработицы. Эксперты в некоторые цифры не верят.
17.08.17
17.08.17, Сегодня
Если в поезде нарушены санитарные нормы и правила перевозки, пассажир может потребовать книгу жалоб.
16.08.17
15.08.17
14.08.17
12.08.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!