kjsdsf
Подробнее Запомнить город


МВФ расщедрился для Украины

размер текста:

Предоставляя второй транш, Фонд закрыл глаза на невыполнение некоторых первоначальных условий среди которых - ограничение социальной части госбюджета, сдерживание эмиссии и инфляции.

Свою политическую карьеру глава МВФ Доминик Стросс-Кан начинал в качестве активиста Коммунистического союза студентов Франции. И достиг больших высот: к 2000-м годам он стал одним из лидеров французской Соцпартии, а в 1997–1999 годах занимал пост министра экономики, финансов и промышленности Франции. Когда в 2007-м при поддержке стран Евросоюза Доминик Стросс-Кан был назначен директором-распорядителем МВФ, то пообещал изменить принципы работы Фонда. Сейчас ему предоставился шанс реформировать МВФ, считающийся оплотом интересов капитала, в соответствии со своими политическими взглядами.

«Мы вводим новые принципы предоставления кредитов. Некоторая часть доступных средств будет использоваться, чтобы помочь наиболее уязвимой, самой бедной части населения справиться с экономическими последствиями кризиса», — заявил Доминик Стросс-Кан. Такие изменения в политике Фонда объясняют, с какой легкостью Украина получила в мае второй транш кредита МВФ в размере 1,9 млрд SDR (специальные права заимствования, от англ. special drawing rights, — около $2,8 млрд). Фонд отказался от первоначального требования к Украине сбалансировать государственные доходы и расходы, согласившись с дефицитом госбюджета в размере 4% ВВП. Более того, МВФ решил предоставить около половины транша правительству, хотя обычно средства Фонда передаются только в распоряжение центробанка. Кредит МВФ будет использован на обслуживание внешнего долга Украины, что позволит выделить средства на социальные расходы.

«План, направленный на смягчение последствий кризиса для наиболее узявимых слоев населения, создавался не только по этическим причинам или на основе любого рода социалистической философии — совсем нет», — оправдывается Доминик Стросс-Кан. По его словам, помощь бедным — инструмент преодоления экономического спада. Масштаб кризиса вынудил МВФ пересмотреть свои базовые принципы. Раньше фонд требовал от стран-заемщиков проводить жесткую денежно-кредитную политику, в частности, сокращать госрасходы, ограничивать эмиссию и инфляцию. Кроме того, фонд настаивал на либерализации экономики: приватизации, отмене ограничений на движение товаров и капитала, а также на уменьшении административного вмешательства. Предполагалось, что эти принципы оздоровят экономику, но результаты помощи МВФ часто подвергались критике. В частности, по мнению бывшего главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица, режим жесткой экономии привел к росту безработицы, а затем дефолту и социальному взрыву в Аргентине в 2001 году.

Теперь же МВФ согласился смягчить денежно-кредитную политику. К примеру, в ноябре минувшего года МВФ одобрил бюджетный дефицит Венгрии на уровне 2,5% ВВП, в марте разрешил его увеличить до 2,9% ВВП, а в мае сообщил о новом прогнозе — 3,9% ВВП. При этом акцент ставится на помощь бедным. В частности, по оценке Фонда, социальные расходы в Украине вырастут в 2009-м на 0,75% ВВП (по сравнению с 2008-м), в Латвии — на 1,5% ВВП. Однако платой за помощь бедным будет рост инфляции. Кроме того, МВФ сократил требования, связанные с осуществлением реформ. Хотя сам принцип их проведения — либерализация экономики — остался прежним. Например, для Сенегала число необходимых для получения займа МВФ структурных реформ сокращено с 12 до 7. А для Польши, Мексики и Колумбии выделены кредиты на $78 млрд вообще без всяких условий.

Фонд как никогда щедр. К маю этого года кредитные обязательства МВФ возросли до $157 млрд. И эта цифра будет увеличиваться. В апреле страны G20 пообещали утроить капитал Фонда до $1 трлн. На развивающиеся государства прольется ручеек из той денежной лавины, которую обрушивают на свои экономики правительства западных стран. Возможно, на самом деле причина изменений в политике МВФ связана не столько с пересмотром экономической политики, сколько со стремлением обезопасить развитые державы. Займы МВФ помогут бедным странам вернуть или реструктуризировать долги перед западными банками, а в самых неблагополучных государствах — предотвратить социальные потрясения и войны.

В любом случае Украина с большой вероятностью может рассчитывать на продолжение финансирования МВФ. Предоставляя второй транш, Фонд закрыл глаза на невыполнение некоторых первоначальных условий: украинские власти не отменили мораторий на продажу сельскохозяйственной земли, остановили процесс повышения цен на газ для населения, сохранили субсидирование тарифов на тепло, а также практику существования нескольких валютных курсов. По словам главы миссии Фонда в Украине Джейлы Пазарбазиолу, после 15 июня наша страна может получить третий транш МВФ в размере 2,125 млрд SDR (около $3 млрд). Не считая высвобождения ресурсов на пенсии и зарплаты, заем Фонда позволит Украине медленнее тратить резервы НБУ, поддержать курс гривни, а также предотвратить дефолт некоторых частных банков и компаний.

Впрочем, избежав одних рисков, Украина столкнется с другими. Привлечение кредитов стало одним из ключевых направлений антикризисной политики правительства. «Денег МВФ недостаточно», — сетует вице-премьер Григорий Немыря. По его словам, Украина хочет получить также финансовую поддержку от ЕС. Правительство пытается взять деньги взаймы и у России — хотя бы в качестве предоплаты за транзит газа. Возможности для привлечения кредитов пока есть, поскольку госдолг невелик: на 31 марта 2009-го внешний долг государства составлял всего 83,7 млрд грн (около 8% ВВП). Однако если состояние экономики не улучшится, он может быстро увеличиться — правительству будут нужны все новые и новые финансовые инъекции. Кроме того, задолженность будет расти в результате обесценивания гривни. К примеру, за один 1999 год внешний долг Украины увеличился с 26,3% ВВП до 37,1% ВВП. А кредиты придется отдавать уже через несколько лет. Возврат займа МВФ должен начаться в феврале 2012-го. За этот год Украина обязана перечислить МВФ 1,5 млрд SDR (около $2,3 млрд).

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
17.10.17, Дело
Украина пока даже не приступила к внедрению у себя плана BEPS по борьбе с агрессивным налоговым планированием. Тем не менее некоторые из его мероприятий напрямую коснуться украинского бизнеса уже в 2017 году.
Кабинет министров подготовил жалобу в ВТО на Россию из-за ограничения импорта украинских товаров в РФ и их транзита в другие страны.
Несмотря на санкции США против России немецкий бизнес закрепляется на просторах Евразии.
17.10.17, Сегодня
Эксперты считают, что оптимистичные показатели достижимы, но нужны реформы и новые рынки
17.10.17, 112.ua
В течение пары недель украинские депутаты зарегистрировали сразу два законопроекта по регуляции криптовалюты. Редакция 112.ua обратилась к мировому опыту и украинским экспертам, чтобы разобраться, насколько хороши текущие инициативы.
17.10.17, Сегодня
Оклад парламентариев будет расти только вместе с прожиточным минимумом.
Инфляция в сентябре уже превысила базовый прогноз НБУ на 2017 г.
17.10.17, Сегодня
Девять бюджетных месяцев для местного самоуправления стали плодотворными, считает координатор по финансовой децентрализации.
14.10.17
14.10.17, 112.ua
Дипломат Вадим Трюхан рассказал о том, почему сейчас не удастся быстро снять напряжение с украинско-венгерских отношений.
Политические силы никак не поделят между собой должности в ГБР.
13.10.17
12.10.17
11.10.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!