Как Черновецкий разберется с таксистами и пассажирами

Точка зору

Киевская горгосадминистрация собирается всерьез заняться рынком автоперевозок людей и багажа. В КГГА разрабатывают правила для столичных таксистов, а также учредит муниципальную компанию, которая будет заключать договоры с предпринимателями. Стремление навести порядок на рынке одобряют и сами предприниматели, и общественные организации. Вот только есть опасение, что инициатива может стать очередным способом выкачивания денег из бизнеса.

Таксист обязан иметь как минимум пять лет опыта вождения, машину с оранжевыми шашечками и таксометром. Новые правила перевозки пассажиров регламентируют еще массу деталей. Но для того, чтобы их внедрить, придется изрядно поработать. Сейчас ни одна служба такси желаемым условиям не соответствует, говорят эксперты.

Такси для Евро-2012

Идея навести порядки в столичных таксоперевозках официально приурочена к проведению Евро-2012. Дабы не осрамиться перед иностранными болельщиками, в КГГА разработали проект решения "Об установлении правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси в городе Киеве". Если проект воплотится в жизнь, городская власть будет контролировать рынок, который сегодня фактически находится вне регулирования. Во-первых, именно горадминистрация будет определять, сколько такси необходимо столице. Во-вторых, в мэрии определят все разрешенные стоянки возле аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, гостиниц, ресторанов и рынков. Курировать все это будет новый орган – коммунальное предприятие муниципального такси.

После вступления правил в силу таксистам придется соблюсти массу условий, чтобы получить право на перевозки. Кроме опыта работы и соответствующего оборудования авто, водителю необходимо будет застраховать себя и свою машину от несчастного случая, оборудовать авто сигнальными фонарями с красным и зеленым светом и связью с диспетчером. Причем автомобиль таксисту положен не любой, а имеющий объем двигателя не менее 1300 куб. см, минимум четыре двери и три места для сидения.

Таксист сможет отказать в услуге нетрезвому пассажиру

Согласно правилам, таксисты не смогут больше выбирать пассажира в зависимости от выгодности направления, курить и есть в салоне и подбирать попутчиков. С другой стороны, таксист сможет отказать в услуге нетрезвому пассажиру, а также запретить ему курить в машине.

Но эти правила – еще не окончательный вариант постановления. Разработчик проекта, первый заместитель председателя КГГА Евгений Червоненко предложил его на рассмотрение участникам рынка и общественным организациям. Судя по всему, Профсоюз таксистов еще не составил собственного мнения о документе – интернет-газете "СЕЙЧАС" так не удалось получить комментарий от его лидера Василия Попика.

А вот председателя Всеукраинской общественной организации "Качество жизни" Александра Ладыгина правила ничуть не впечатлили. "Ничего там нового нет, к сожалению. Сегодня действуют правила пассажирских перевозок, утвержденные постановлением Кабмина, все эти требования там прописаны и являются обязательными", – пояснил он интернет-газете "СЕЙЧАС". Вот только то, что обязательно на бумаге, не всегда является таковым в действительности – правила Кабмина игнорируют большинство служб такси, говорит Ладыгин.

Езда по правилам и без

Ежегодно общественная организация "Качество жизни" проводит тестирование служб такси столицы. Результаты неизменно удручают: почти все автомобили не имеют лицензии и не соответствуют требованиям закона. Фактически весь рынок не первый год находится в тени и выходить из нее не собирается. По разным оценкам, сегодня в столице от 16 до 20 тысяч автомобилей имеют вид такси и используются для перевозки пассажиров. Хотя данные, полученные "Качеством жизни", говорят о том, что количество лицензионных карточек в Киеве составляет 1200. То есть в легальном поле находится не более 6-7% всего рынка. А это, в свою очередь, влечет за собой целый ряд негативных последствий – как юридических, так и связанных с качеством услуг.

Фактически, в машине без лицензии пассажир лишен своих прав как пассажир такси – ведь по закону, автомобиль, не соответствующий требованиям, такси не является. А в такой ситуации оказываются практически все, кто пользуется машинами по вызову – по оценке "Качества жизни", ни одна служба не укомплектована автомобилями полностью согласно требованиям ЗУ "Об автомобильном транспорте".

В легальном поле находится не более 6-7% всего рынка

Александр Ладынгин видит причину такой ситуации в громоздком процессе получения лицензии: "Если порядок получения лицензии не изменится – ничего не поможет". Сейчас все службы такси контролируются Министерством транспорта в лице Главной автомобильно-транспортной инспекции. Тогда как во всем мире этот рынок – в юрисдикции местных властей.

Регулятор или вымогатель?

В свете того, что в цивилизованных странах правила на рынке такси устанавливает мэрия, стремление Черновецкого и Червоненко навести свои порядки среди столичных таксистов разумны и правильны. Общественная организация "Качество жизни" предложила горадминистрации взять за основу модель Нью-Йорка и большинства европейских столиц. Там мэрия определяет, сколько такси нужно городу, устанавливает правила для получения лицензии и комиссию, которая проводит экзамены для будущих таксистов. Половину такой комиссии составляют чиновники, половину – представители профсоюзов и общественных организаций. "Надо обязательно вводить в контролирующий орган общественность. Если создать опять какой-то закрытый клуб, контролируемый двумя людьми, он обречен на коррупцию", – советует Ладыгин киевским разработчикам правил.

Закрытый клуб, контролируемый двумя людьми, обречен на коррупцию

Председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель соглашается, что такси – это забота муниципалитетов, а не государства. "Должны быть единые правила для всех, но контроль рынка лучше осуществлять на местах", – заявила она интернет-газете "СЕЙЧАС". Но в том, что дело рано или поздно все закончится банальным вымыванием денег у предпринимателей, она не сомневается. "Чем больше создается регуляторных органов, тем нам, как потребителям, будет дороже – ведь мы все это должны будем оплатить", – резюмировала Кужель.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢