Теньги

Точка зору

Масштабы теневой экономики в Украине уже достигают трети от ВВП. Учитывая кризис, нелегальный сектор будет разрастаться. Но государственные мужи обещают тени беспощадный бой. Можно даже сделать ставки на этот поединок, однако всухую еще ни одно государство в подобных боях не побеждало.

Перестали выдавать чеки при покупке мелочей в киоске? У бабушек все чаще можно купить сигареты с чужими акцизными марками (или вовсе без них) намного дешевле, чем в торговых точках? В общении менеджеров снова чаще стали проскакивать слова «кэш» (он же наличка), «чистыми» и «грязными»? Это не только приметы времени, но и признаки тенизации.

Теневой сектор начал прирастать уже в прошлом году, когда закончился период экономической стабильности. Минэкономики, которое косвенными методами рассчитывает объемы тени, отмечало, что в самые благополучные времена нелегальный сектор составлял 28% – это было в 2003-м и в 2007 годах. А уже за прошлый год его доля превысила 31%, впервые с 2001 года. Все-таки, мы возвращаемся в 90-е…

Президентский взгляд

«Это уже вопрос не политики правительства, это вопрос национальной безопасности», – заявил президент Виктор Ющенко на спецсовещании с силовиками, посвященном борьбе с контрабандой и теневой экономикой. При этом глава государства оперировал цифрами за 2008 год. Да еще и отметил, что 31,1% – это отечественный подсчет, а по оценкам Мирового банка, теневой сектор украинской экономики составляет 50%.

Однако президент по-своему видит ту часть экономики, которая оказалась вне закона. Виктор Ющенко убежден, что она растет за счет контрабанды и злоупотреблений в таможенных органах, а также из-за теневых расчетов посредством платежной системы и межбанка, которые созданы для легальных операций. А силовики просто плохо работают в экономической сфере. В итоге буйным цветом расцвела контрабанда, легальный же импорт уменьшается не в количественном отношении, а за счет занижения таможенной стоимости товаров. И хотя таможней регулярно предоставляется отчет о задержанных контрабандных товарах, президент уверен: таких фактов стало меньше. «Вы срастаетесь с преступностью, только так можно это объяснить», – заявил Виктор Ющенко. И поручил проверить завоз мяса в Украину – дескать, стоимость ввезенного в страну в I квартале мяса (за 1 кг) составляла $1,5, тогда как в России $2,1, в Беларуси – $2,2. «У меня вопрос к Генпрокуратуре: где на таможне работают жулики, которые таким образом начинают теневую цепочку на рынке мяса в Украине? Я бы просил – через две недели докажите это дело, и скажите, кто жулик в правительстве, на таможне по этому вопросу», – озвучил глава государства.

Теперь, по его поручению, с таможней будут плотнее работать другие силовики: в частности, СБУ и Генпрокуратуре поручено проконтролировать таможенную стоимость товаров. СБУ, соответственно, должно еще и разработать очередной план-ураган по борьбе с «контрабасом» – вроде прежнего «Цунами» или «Контрабанда – стоп!».

Причины праведного гнева президента по поводу работы Гостаможслужбы стали более понятны несколько позже, после многозначительной фразы: «Я не исключаю, что у таможенной службы, и особенно сегодня, может быть такая политика, потому как политическим силам, которые опекают эту службу, необходимы черные, теневые деньги на выборы», – подчеркнул президент. На этом в борьбе с теневой экономикой можно ставить очередное жирное троеточие – она, как любой ремонт, не кончается…

Кто прячется

Распекать силовиков за вялый бой с тенью – обычное дело для любого президента. А вот правительству, несмотря на возведение проблемы в ранг «национальной опасности», приходится все время ей противостоять. Для этого, прежде всего, врага нужно знать в лицо.

«Объемы теневой экономики можно измерять только по косвенным признакам, ведь очевидно, что никакой сводной отчетности теневого сектора не существует в природе. Именно на косвенных методах и построена оценка Минэкономики», – объясняет экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов. Кстати, три метода, которыми пользуется министерство, дали разные показатели – от 29% до 38%.

Наибольшее увеличение тенизации показал монетарный метод – специалисты Минэкономики объясняют это финансовым кризисом, который вызвал отток денег из банковской системы. Население и предприятия активно изымали деньги, но в финансовую систему они не возвратились, миллиарды залегли «под матрацами» и циркулируют «в чемоданчиках» между предпринимателями. «Падение доверия к банковской системе приводит ко все большему объему денежных операций вне банков, а операции с наличными деньгами сильнее подвержены тенизации», – отмечает господин Блинов.

На такую же величину (до 38%) возросла разница между расходами населения на товары и объемами розничной торговли: считается, что именно столько совершено покупок в теневом секторе. При этом неучтенным остается бартер.

А вот согласно «электрическому методу» (потребление энергии по отношению к объемам производства), теневой сектор даже уменьшился. В Минэкономики предположили, что это может быть результатом внедрения энергосберегающих технологий. Независимые эксперты полагают, что в разных секторах экономики сокращение потребления электроэнергии происходит неравномерно, так что данный метод не может дать объективной картины.

Экономический кризис привел и к тому, что изменились лидеры среди теневиков: если в благополучном 2007-м первенство держал сектор услуг, то в прошлом году – промышленность. Особенно «постарались» производители кокса и нефтепродуктов (45%), легкой и пищевой промышленности. За ними немного не поспели металлурги и машиностроители (36–39%). Как утверждают аналитики, таким образом индустрия пыталась «подстелить соломку» на кризисно-пиковый 2009 год, сократив официальную часть прибыли.

Прятки в тени

Для любого бизнеса падение прибыльности или уход в убытки побуждают экономить на налогах и прятать часть оборота. «Логично, что во время кризиса, и особенно когда правительство пытается удержать объемы бюджетных поступлений на каком-то приемлемом уровне, часть экономики уходит в тень, чтобы выжить, уйти от чересчур больших налогов», – комментирует ситуацию старший экономист центра «Case Украина» Владимир Дубровский. Ведь если в обычной ситуации проще заплатить налоги и спать спокойно, то в кризис заплатить все налоги означает «спи спокойно, дорогой товарищ».

По оценкам экспертов, увеличится теневой сектор и за счет агропродукции. Его и до сих пор было сложнее проконтролировать, а сейчас, когда люди возвращаются к земле и берутся за сельское хозяйство, частная продукция АПК внесет в тень свою лепту.

Еще большей тенизации подвергнутся и доходы простых граждан. «Сегодня существенно уменьшился объем зарплат «в конвертах», компании перешли к жесткой экономии, да и работники стали более сговорчивыми – им нужны хоть какие-то доходы. А белые зарплаты и без того были сведены к минимуму», – отмечает Владимир Дубровский. Еще один фактор, толкающий доходы в тень, – резкое ухудшение доступа к кредитованию: теперь нет смысла показывать высокую зарплату ради получения кредитов, подчеркивает экономист Андрей Блинов. Зато на этом фоне процветает личное заимствование, когда граждане и предприниматели ссужают деньги по знакомству.

Ну и отдельная «песня» – конвертационные центры, услуги которых сейчас особо востребованы, даже несмотря на шумиху вокруг разоблачения каждого очередного «конверта». Президент и силовики сегодня пытаются взять в оборот банкиров, сотрудничающих с конвертаторами. Но эффективность этого может быть низкой, ведь махинаторы используют множество схем, в том числе с цепочками фиктивных фирм и страховиками, а не только с банками.

За и против

Именно существование теневой экономики и помогает странам выживать в тяжелые времена. Ведь это наиболее живучий и динамичный сегмент бизнеса, который, в отличие от легальных коллег, не обременен кредитными обязательствами. В свое время челноки-нелегалы не только решили проблему занятости после развала СССР, но и помогли увеличить потребление. А возрастание производства контрафактной продукции сегодня может частично решить проблемы и занятости, и импортозамещения. Хотя, конечно, это не панацея: подделки бывают опасными, особенно в пищепроме. Наверняка все помнят, сколько поддельного алкоголя продавалось в 90-е, и эта ситуация может повториться после грядущего повышения акцизов.

Для борьбы с теневым сектором государственные мужи предпочли самый непродуктивный метод: на фоне усиления налоговой нагрузки упор делается на работу силовых и контролирующих ведомств. По мнению господина Дубровского, усиление работы силовиков – абсолютно не действенный метод, и даже вредный, поскольку приводит только к взяточничеству и усилению влияния силовых структур на жизнь в стране, что само по себе плохо. Методы, по мнению эксперта, должны быть экономическими, прежде всего, за счет реформирования налоговой системы, улучшения условий для бизнеса, особенно в условиях кризиса. С контрабандой же нужно бороться снижением пошлин, из-за которых и возникли эти схемы.

Но у нас сохраняется status quo, а это означает, что пока не снизится фискальная нагрузка на бизнес, а работа «по-белому» не станет выгодной, тенизация экономики будет расти.

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢