kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Регионы начинают и выигрывают

размер текста:

Нельзя объять необъятное, говаривал Козьма Прутков. Наталья Изосимова говорит проще: «Нельзя распыляться на 150 разных дел». Именно этот подход был положен в основу проекта регионального развития, разработанного Фондом «Эффективное Управление», который возглавляет Наталья Вадимовна.

Как сделать более конкурентоспособными украинские города и области, как придать новый импульс их развитию, когда центр, прямо скажем, не являет образцы делового подхода? Еще весной прошлого года созданный Ринатом Ахметовым Фонд «Эффективное Управление» загорелся идеей реализовать проект по стратегическому планированию в двух регионах, наиболее восприимчивых к новациям. Для чистоты эксперимента — на Западе и на Востоке страны. Для лучшей обкатки технологий — в городе и в области. Чтобы после глубинного анализа сформулировать не неподъемную стратегию из 100—150 пунктов, украсив ею очередную полку в мэрии (администрации), а концентрированный перечень из четырех-пяти-шести мер, реализовать которые реально.

Причем реализовать хорошо, с опорой на лучшую мировую практику и на инициативу снизу, которая пока дремлет и редко поднимается выше забот о благополучии отдельной семьи или бизнеса.

О старте проекта «ЗН» писало еще в ноябре прошлого года (№43 от 15 ноября 2008 г.). Прошло семь месяцев, и мы рады сообщить: стратегии есть! Они разработаны и в мае 2009-го презентованы общественности Львова и Донецкой области. Более того, народ на местах всерьез намерен их реализовывать. На первых порах — под патронатом Фонда «Эффективное Управление».

— Процесс внедрения каждой из экономических стратегий долог и рассчитан на перспективу, — говорит г-жа Изосимова. — Что касается ближайших полгода, то мы видим свою задачу как раз в том, чтобы помочь спланировать, выбрать и выстроить оптимальные процессы и организационные структуры для внедрения стратегий, подготовить кадры, передать знания, накопленные в ходе аналогичных проектов в других регионах мира. И тогда, когда Фонд выйдет из проекта, регионы смогут уже самостоятельно наращивать собственный потенциал на основе качественно выстроенной платформы в течение последующих 10—15 лет.

Итак, скептики могут критиковать, оптимисты — радоваться, а практики — засучивать рукава. А мы заглянем на Донетчину и во Львов, чтобы пообщаться как с разработчиками, так и с «реципиентами» их идей. Хотя «реципиенты» — слово не очень точное. Может, практики?

Металлургия и сельское хозяйство как первые ласточки


Возможно, лет эдак через двадцать Донетчина и станет «долиной» био- или нанотехнологий, или даже «украинcким Детройтом». Можно помечтать и про область с самой высокоразвитой в стране наукой и девственной экологической средой. Но специалисты Monitor Group, обладающие уникальным опытом разработки десятков стратегий развития предприятий, отраслей и целых стран, категорически не советуют отрываться от реалий. С их точки зрения, никак нельзя отказываться от того, что уже сегодня, с определенными оговорками (устаревшие технологии, активы и инфраструктура, сильная зависимость от экспорта стали и запредельная нагрузка на окружающую среду), является конкурентным преимуществом.

Проанализировав всю экономику Донетчины (а это свыше 40 кластеров), Monitor Group определила четыре наиболее конкурентоспособных: металлургия, машиностроение, строительство и сельское хозяйство. Но для начала решено было сосредоточиться на двух ведущих. Выбор пал на металлургию и сельское хозяйство с переработкой.

Не слишком ли традиционный для ХХI века подход, не консервируются ли таким образом отжившие технологические уклады, — интересуемся мы у Евгения Орловского, руководителя проектов Monitor Group в Донецкой области.

— На наш взгляд, точка зрения, что есть традиционная экономика и новая экономика, не совсем правильна. И металлургия, и сельское хозяйство очень востребованы в современном мире, вопрос в том, сколько они производят продукции высокого передела, с высокой добавленной стоимостью, насколько используют современные технологии и подходы.

Почему была выбрана металлургия? Потому что это важнейший блок в экономике Донецкой области, обеспечивающий 75—80% ее экспорта. Донецк будет оставаться промышленным регионом, не зависимо от того, будем ли мы развивать другие кластеры.

Почему сельское хозяйство? Мы хотели взять второй кластер как нечто противоположное, с совершенно иной сутью и спецификой. Сельское хозяйство развито во многих районах Донецкой области. Развивая его потенциал, мы можем обеспечить экономический эффект по большей территории области, что положительно скажется на благосостоянии значительной части населения. Все это не значит, что мы игнорируем машиностроение и строительство. Просто металлургия и сельское хозяйство — первые ласточки...

Такой деловой подход пришелся по душе и руководству области.

— Работа, которая проведена с Фондом «Эффективное Управление» и Monitor Group, дала объективную оценку реального состояния экономики региона, — считает председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. — И на презентации были названы два перспективных кластера: металлургия — как объективно необходимое, сельское хозяйство — как явно перспективное, прежде всего с точки зрения диверсификации и снижения экологической нагрузки.

В дальнейших планах — диверсификация экономики области. Мы будем рассматривать и систему жилищно-коммунального хозяйства, и переработку той сырьевой базы, которая у нас есть, и многое другое.

А еще будем готовить людей. Ведь Monitor Group не вечно будет с нами. Мировые лидеры, оказывающие услуги государствам в разработке стратегических программ, подскажут нам, как действовать, и поедут дальше. Поэтому вопросы подготовки кадров, способных реально оценивать экономику, привносить инновации, заниматься привлечением инвестиций, — второй шаг, который мы сейчас совместно осуществляем.

В Донецкой области должны быть сформированы четыре группы по внедрению рекомендаций (прямые иностранные инвестиции, обучение и развитие, металлургия, сельское хозяйство и пищевая промышленность). Причем Monitor Group выдвигает требование, чтобы группы работали в тесном взаимодействии друг с другом, а также с компаниями области и экспертами.

По оценкам авторов стратегии, при правильной реализации всех рекомендаций до 2025 года область станет регионом с современным промышленным производством и диверсифицированной экономикой. По сравнению с 2009 годом ВВП на душу населения вырастет в два-три раза, до 16,3—24,2 тыс. долл. (уровень Чехии и Польши 2007 года). А совокупный объем прямых иностранных инвестиций на душу населения увеличится в пять-десять раз, до 1,7—3,2 тыс. долл. (также уровень Польши и Чехии, и также 2007 год).

Львов — и туристический, и деловой

366 памятников под защитой ЮНЕСКО, 75 церквей основных конфессий, абсолютно неповторимая атмосфера старины… Но 63% гостей Львова (а приезжают они в основном из Украины, России, Германии и Польши) узнают о «нераскрытой жемчужине» Европы не из официальных сайтов и не из проспектов турфирм — в основном от родных и знакомых.

Думаю, нет нужды пересказывать многостраничные рекомендации Monitor Group по туристическому кластеру во Львове. Туризм — их давний конек, и один из бывших «пациентов» компании — Южная Африка, где стратегию приняли в качестве отраслевой программы, показала отменные результаты в продвижении себя на туристическом рынке.

Сразу скажем: не все во Львове рады туристической перспективе. Кому-то хочется видеть город рафинированным и интеллигентным, кто-то боится «кошмаров Кракова», связанных с многомиллионным наплывом туристов, в основном молодых людей с небольшими доходами, которым подавай развлечения, шум, постоянное движение (при львовском-то состоянии дорог!). Но именно молодой турист путешествует, как правило, с друзьями, что немаловажно с точки зрения будущих львовских доходов. И готов добираться до Львова по железной дороге и жить в беззвездочной гостинице (таких в городе свыше 40%).

— Убежден: если удастся реализовать все наши стратегические проекты — это и новый терминал аэропорта, и новые дороги, и больше порядка на железной дороге плюс хорошая динамика по отелям, конференц-залам, то Львов будет вне конкуренции, — говорит мэр Львова Андрей Садовый. — Уже сегодня экономика Львова коренным образом отличается от экономики других крупных городов. Нынешний кризис мы пережили в 90-х годах, когда практически остановились все крупные предприятия. И мы живем с мелкого и среднего бизнеса. А туризм сработал как подушка безопасности.

Но что делать тем, кто не подался в туристический бизнес? В Monitor Group отвечают — для них может найтись работа в кластере бизнес-услуг.

Пока представление о кластере слабое. Но после получасовой беседы с Алексеем Скрипником, руководителем крупной, по львовским меркам, фирмы Еlекs Software, занимающейся программным обеспечением, мы заразились его оптимизмом. Да, при организационной поддержке властей и благоприятных условиях вновь создаваемый кластер может оказаться «классным и быстрым ответом на многие вызовы».

— Хороший пример, который приводят мои коллеги, — медиа-кластер в Вене, включающий в себя множество услуг: от издания газет до создания кино, онлайн-интервью, проведения тренингов, — рассказывает г-н Скрипник. — Они предоставляют медиа-пространство для всей Западной Европы и распределяют заказы в зависимости от того, кто более профессионально выполняет ту или иную работу. Осуществляют общий маркетинг и продвигают себя именно как кластер медиа-услуг.

Во Львове порядка сотни, быть может, двух сотен компаний в той или иной степени заняты предоставлением бизнес-услуг. В городе немало сервисных организаций, обслуживающих МТС, «Киевстар», «Австрийские авиалинии» и т.д. Есть много фирм, занимающихся выпуском электротехнической и радиотехнической продукции, вполне конкурентоспособной в мире. У меня большой вопрос — почему крупные банки не создают у нас сервисные организации по математическим расчетам, ведь во Львове есть мощная математическая школа?

В чем проблема кластера для Львова, для Украины? Нужно знать точки синергии, знать, за счет чего можно выиграть, получить преимущество. Пока на идею создания кластера положительно откликнулись несколько софтверных компаний. Наверное, тут есть вопросы рекламы и создания рабочих групп. Вот почему идея хорошая, но будет ли успешной реализация... Я очень переживаю за нашу ментальность — позволит ли она переступить через свои узкие интересы?

Исследования Monitor Group подтверждают слова предпринимателя: на сегодняшний день бизнес-услуги представлены в городе в основном разработкой IT/программного обеспечения и колл-центрами. А в перспективе можно было бы заниматься разработкой и поддержкой прикладных программ, локализацией программного обеспечения, аутсорсингом аналитических и финансовых процессов, развивать колл-центры для Центральной и Восточной Европы. Причем ориентируясь не только на иностранных инвесторов из числа мультинациональных поставщиков услуг и представителей специализированных отраслей, но и на инвесторов внутренних.

Низкие зарплаты по сравнению с ведущими мировыми центрами аутсорсинга. Хорошее сообщение с близлежащими рынками, упрощенный визовый режим. И, наконец, богатейший кадровый потенциал. Ни Бухарест, ни Будапешт, ни Прага с Братиславой не могут тягаться со Львовом как по общему количеству студентов (128 тыс. в 2007 году), так и по их специализации (например, выпуск 1500 IT-специалистов в год).

Готов ли горсовет взять на себя инициативу по формированию инвестиционного бренда Львова, привлечению в город современных технологий и капиталов, приведению образовательных программ в соответствие с потребностями бизнеса? А главное, дорос ли до необходимости новых подходов бизнес?

Вы полагаете, все это будет работать?

«Стоящие перед регионами масштабные задачи могут быть решены только путем совместных усилий власти, бизнеса, СМИ и широкой общественности», — утверждает директор Фонда «Эффективное Управление» Наталья Изосимова.

Практически о том же говорит партнер компании Monitor Group Эндрю Сворт: все зависит главным образом от способности властей эффективно решать приоритетные задачи, привлекать к активному участию в проекте представителей кластеров. «Это очень важно, так как в ближайшие полтора-два года они будут совместно создавать в регионе привлекательный инвестиционный климат, адаптировать образовательную систему к потребностям бизнеса, налаживать сотрудничество между предприятиями — участниками кластеров, улучшать нормативно-правовую среду».

Возьмем, к примеру, создание привлекательного инвестклимата. В рекомендациях Monitor Group — что для Донецкой области, что для Львова — значится создание Агентства по привлечению иностранных инвестиций. В украинских условиях такие структуры уже не раз громко создавались и тихо умирали, но каких-либо заметных результатов от их деятельности не было. Значит, что-то не так?

— Подход неправильный, — разъясняет Евгений Орловский. — Ведь как сейчас происходит процесс привлечения инвестиций в той же Донецкой области? Пытаются продать то, что продать легко и что будет инвестору интересно в первую очередь: строительные площадки, интересные проекты. Но системной, стратегической работы, в основе которой лежит четкий курс и четкое направление, нет.

А как должно быть? В идеале, после создания агентства совместно с бизнесом определяются сферы, куда надо привлечь инвесторов. Например, Донецку нужны новые технологии в металлургии, нужны новые потребители стали для развития внутреннего рынка. Таким образом, в процессе обсуждения рабочая группа выходит на перечень конкретных компаний. А уже агентство выполняет техническую работу: готовит для этих компаний документацию (включающую, в том числе, и меры стимулирования со стороны местных властей), рассылает письма потенциальным инвесторам с тем, чтобы нацелить их на конкретный разговор.

Еще один непочатый край новой для нас работы — налаживание взаимодействия внутри кластеров. Преодоление зашоренности, поиск точек соприкосновения между отдельными игроками, а в конечном итоге — рождение доверия к своему местному бизнесу и колоссальный выигрыш за счет синергии...

«Выступая в роли контактера, подрядчика у лидеров бизнеса, малые предприятия получают совершенно новые возможности для своего развития, — раскрывает один из аспектов такого взаимодействия председатель комитета по малому и среднему бизнесу Донецкой торгово-промышленной палаты Владлен Сысун. — Уже сейчас крупный бизнес обращается к малому за поиском совместных решений, за сотрудничеством. Но с его стороны наиболее востребованы аутсорсинговые компании бухгалтерского учета, аудиторские, консалтинговые, логистические и транспортные компании. Для малого же бизнеса очень важен предельно простой механизм поиска заказчика. Необходимо создание ассоциаций малых производителей, которые помогут крупному бизнесу говорить на понятном для малого бизнеса языке. Поэтому давайте смотреть на реализацию стратегии и на открывающиеся возможности не как на взаимоотношения «очень богатый покупатель и большая толпа маленьких заказчиков».

Возможно, это покажется кому-то странным, но после многомесячных исследований разработчики стратегии снова в поисках. Нужны специалисты, в перспективе — команда единомышленников, способная воплотить рекомендации на практике. Так что остановка не за деньгами, на нехватку которых мы привычно списываем большинство своих промахов и недочетов. Остановка — за людьми, способными перевести намеченное из плоскости мечтаний в плоскость действий, а значит, сделать наши регионы и Украину в целом более конкурентоспособными.

Как выглядим мы сейчас? Вот уже второй год подряд Фонд «Эффективное Управление» совместно с Всемирным экономическим форумом в Давосе проводят расчеты индекса конкурентоспособности украинских регионов. И совсем скоро, 25 июня с.г., они презентуют данные самого свежего исследования.

В нынешнем году Фонд и ВЭФ проанализировали уровень конкурентоспособности 15 областей нашей страны (против 12 в 2008-м). В июле презентации исследования пройдут в Виннице и Запорожье. И как знать, может, именно они со временем решатся составить компанию Донетчине и Львову. Или конкуренцию… 

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
19.08.17, Financial club
Страховые компании получили от регулятора «письма счастья». Нацкомфинуслуг намерена применить к ним санкции за невнесение в течение двух дней информации о проданных полисах ОСАГО в центральную базу данных. Участники рынка считают обвинения необоснованными.
19.08.17, ubr.ua
Попасть в реестр банковских проверяющих станет на порядок сложнее.
В Раду внесены законопроекты, призванные взять под контроль оборот торговли.
18.08.17
Оборонні підприємства країни загрузли в корупції та фінансових зловживаннях. Набіги контролерів не допоможуть. Сектор повинен стати складовою гарантування безпеки держави, а не джерелом отримання прибутку для держбюджету.
Бывшее руководство ПриватБанка считает, что ничего нового национализированный банк предложить не может.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян может вернуть контроль над Укрзализныцей, управление которой у него еще в январе забрал Кабинет министров и переподчинил госкомпанию Минэкономразвития и торговли.
Пока мир придумывает новые валюты, а также способы заработать на них, силовики предлагают украинцам довольствоваться дедовскими методами обогащения.
18.08.17, ubr.ua
Казначеи еще не знают, готов ли межбанк двигаться к 25,0-25,20 грн./$, а менялы раскачивают наличный курс на черном рынке.
18.08.17, Газета.Ru
Росстат: реальные денежные доходы россиян сокращаются четвертый год.
Отключение от SWIFT российского Темпбанка – сигнал: за первым опальным банком могут последовать и другие.
17.08.17
16.08.17
15.08.17
14.08.17
12.08.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!