Путин и Медведев теряют Лукашенко?

Точка зору

«В семье могут происходить ссоры, но жизнь идет своим чередом». Как известно, именно такими словами прокомментировал резкое обострение российско-белорусских отношений премьер-министр РФ Владимир Путин. Заодно призвав своих подчиненных-министров воздержаться от чрезмерно критических высказываний в адрес официального Минска: мол, «надо знать, что и когда говорить».

То, что Владимир Путин выступил с примирительным заявлением, а не с каким-нибудь фирменным афоризмом об очередных «ушах от мертвого осла» или «сапогах всмятку», показывает, что в нынешнем противостоянии с Беларусью россияне продолжают традиционно разрываться между двумя крайностями: геополитикой и политикой внутренней.

Война войной, кредит – по распорядку

Напомним, российско-белорусский конфликт стал обостряться с конца мая, когда Минск отказался принимать российский кредит в размере до 500 млн. долл. Причиной отказа стало то, что правительство РФ намеревалось предоставить кредит в рублях, в то время как несознательные белорусы, как высянилось, хотели бы получить его все-таки в американских долларах.

Однако предпосылки к этому конфликту были заложены куда раньше.

Собственно, справедливым будет сказать, что они заложены всей новейшей историей взаимоотношений двух стран, которые, напомним, формально входят в единое Союзное государство.

Пока российская пропаганда вела активные боевые действия против той же Украины, которая якобы чуть ли не паразитирует на российской экономике (то просит кредиты, то «ворует газ», и так далее), Александр Лукашенко реально создал систему «кормления» от российских мощностей – в первую очередь, ресурсных – а также за счет демпинга на российском рынке.

Разумеется, это всегда входило в противоречие с материальными интересами РФ. Однако до поры до времени в Кремле закрывали глаза на проделки «младших братьев», рассчитывая получить свое геополитическими, в том числе военными, дивидендами.

В феврале в Москве прошел ряд встреч лидеров государств, входящих в ЕврАзЭС или иначе тесно связанных с Россией. На этих встречах российское руководство добилось оформления ряда инициатив, призванных еще плотнее «привязать» к России ее традиционных союзников по СНГ.

Среди указанных инициатив главными были две. Во-первых – создание некоего совместного фонда, из которого могли бы выделяться средства для поддержания экономик стран-участниц перед лицом глобального кризиса.

Во-вторых – углубление военно-политической интеграции по линии ОДКБ. То есть Договора о коллективной безопасности, известного также как «Ташкентский договор».

По линии последнего Россия, Казахстан. Беларусь, Армения, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия собирались создать «Коллективные силы опперативного реагирования» (КСОР), о которых президент РФ Дмитрий Медведев наперед заявил, что они будут «не хуже, чем у НАТО».

Львиная доля финансирования и военной силы, разумеется, принадлежала Москве (да еще – Казахстану). Кроме того. за согласие союзников россиянам пришлось еще и существенно доплатить: «братство по оружию» было простимулировано многомиллиардными кредитами ряду участников ОДКБ, среди кеоих Беларусь занимала не последнее место в смысле аппетитов.

Однако, едва вернувшись в Минск. Лукашенко заявил, что белорусские солдаты не будут воевать нигде за пределами страны – иными словами, практически дезавуировал собственную подпись од декларацией со создании «евразийского мини-НАТО».

Скандал вышел крупный: с публичным недоумением срочно выступил посол РФ в Минске. Но на Лукашенко особого влияния сие не оказало.

С этого самого момента Россия и начала плавное «закручивание гаек» а белорусском направлении.

Беларусу рубль – не деньги

Первой жертвой стал кредит в сто миллиардов рублей, который Лукашенко, по некоторым сведениям, просил в Москве вдобавок к двум миллиардам долларов, которые россияне уже пообещали одолжить верному союзнику в обмен на бескорыстную дружбу.

После демарша белорусского лидера многочисленные «анонимные источники» завалили российские СМИ заявлениями о том, что очередной кредит материализуется вряд ли.

В ответ Лукашенко демонстративно пошел на дальнейшее сближение с Европой, открывшись для Евросоюзовского проекта «Восточное партнерство». Беларуси это, помимо всего прочего, позволило привлечь сравнительно немалые суммы в виде кредитов МВФ и европейских финансовых институций.

Но зато очень огорчило Москву. Где к тому же с осени недоумевали по поводу того, когда же наконец Беларусь признает, вслед за РФ и Никарагуа, государственную независимость Южной Осетии и Абхазии.

Возможно, именно играя на упреждение, в конце мая Минск отказался и от уже упомянтого полумиллиардного транша, который был последней частью двух миллиардов долларов, одолженных Россией согласно еще прошлогодним договоренностям.

При этом мотивировка отказа – мол, россияне хотят дать кредит в рублях, а не в долларах – не могла не задеть чувствительные струны российских лидеров.

Ведь именно превращение рубля в региональную резервную валюту является одной из излюбленных тем как Путина, так и Медведева, на всех международных экономических мероприятиях последнего полугодия.

После этого события понеслись вскачь: Лукашенко озвучил свое известное обвинение в адрес россиян и лично Путина в том, что они, оказывается, поддерживают «белорусских отморозков» – читай, оппозицию. После чего Россия запретила поставки белорусской молочной продукции – якобы из-за несоответствия сопроводительных документов к этой продукции новым российским санитарным нормативам.

В таком шаге нельзя было не усмотреть аналогию с «винной войной» против Грузии и Молдовы. И Лукашенко ее усмотрел.

В качестве ответной меры белорусский лидер не только не приехал на саммит ОДКБ, где подлежали дальнейшему оформлению инициативы по КСОР, но и объявил подписанные там без его участия документы недействительными. Поскольку, дескать, по уставу ОДКБ подобные вещи должны подписываться всеми без исключения странами-членами организации.

Последний довод тандемократов

На сегодня ситуация находится в миттельлшпиле. Буквально во время написания этой стьи стало известно, что белорусская сторона согласилась приостановить поставки своей молочной продукции на два следующих квартала.

В то же время все те же «анонимы» в российских СМИ заговорили о применении против строптивой Белоруссии главного орудия РФ на внешнеполитической арене – природного газа.

Как выяснилось, хотя в текущем году цена топлива для Минска должна была составлять смешные 210 долл. за тысячу кубометров, на самом деле белорусы платили еще меньше – всего 150 долл. соответствующая договоренность была достигнута Лукашенко и Путиным.

Однако оформлена эта договоренность никак не была, вследствие чего «Газпром», теоретически, может требовать доплаты согласно подписанным контрактам. И хотя речь идет не о такой уж большой сумме – немного больше 200 млн. долл. – факт крайне неприятен для белорусского руководства.

Ведь полноценная «холодная война» с Россией обойдется Беларуси, осмелимся предположить, куда дороже, чем она обходится Украине или, до 08.08.08, обходилась Грузии. Просто потому, что зависимость белорусской экономики от доброй воли Кремля – на порядок больше.

Впрочем, Лукашенко наверняка понимает, что российский правящий тандем постарается до последнего не переводить противостояние в категорию открытой вражды. Хотя нельзя не понимать и того, что поле для маневра и Путина, и Медведева не столь уж велико.

Трудно быть «старшим братом»

С одной стороны, рассориться с Беларусью – для Кремля означает лишний раз расписаться в своей «агрессивности». Причем расписаться очень большими буквами, и не в глазах какого-нибудь Запада, а перед теми, кого Россия традиционно рассматривает как свою «зону естественных интересов».

Уже сегодня на постсоветском пространстве приверженность «дружбе с Россией» декларируют только Беларусь, Армения и несколько среднеазиатских республик.

Но при этом та же Армения все больше удивляется сближению России с врагом-Азербайджаном; таджики и узбеки отгораживаются друг от друга минными полями (а недавно там даже началось, по ближневосточному образцу, строительство разделительной стены); Казахстан, на словах заверяя в вечной дружбе, строит трубопроводы в Китай и все плотнее подминает под себя элиты соседних республик…

В такой ситуации публичное выяснение с Беларусью, даже если оно приведет в полной победе Москвы, отнюдь не укрепит ее позиций в других регионах постсоветского пространства.

С другой стороны, нахальство «бацьки», как это воспринимают в Москве, не может не вызывать вполне понятного раздражения россиян. Тем более – во времена кризиса.

И тем еще более, что на экономические интересы весьма удачно накладывается детально разработанная в России последних лет концепция «осажденной крепости».

В этой ситуации крайне трудно сказать, куда в конце концов склонится чаша весов: к очередному «косметическому ремонту отношений», после которого Беларусь благополучно продолжит паразитировать на российской экономике – или к охлаждению этих отношений, способному перевести Минск в ту же категорию, в которую еще в годы путниского правления перешли Киев, Тбилиси и многие другие – перешли, судя по всему, «без права на возвращение»…

В конце концов, даже условно «мирное» решение нынешнего кризиса не снимет имеющихся противоречий.

А значит, рано или поздно концепция «старшего брата», которого постоянно обижают неблагодарные «младшие», возобладает и в отношении Беларуси.

Ведь Владимир Путин совершенно справедливо сказал, что жизнь идет, несмотря ни на какие семейные ссоры. Но не уточнил – куда.

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢