Российско-словацкая борьба за нефтепроводы

Точка зору

Война, которую Владимир Путин в свое время повел против Михаила Ходорковского, привела к неожиданным и досадным для Кремля последствиям. Правительство Братиславы воспользовалось моментом и купило у обанкротившегося «Юкоса» пакет в 49% акций национального оператора словацких нефтепроводов — компании «Транспетрол». И хотя Москва настаивала, что все имущество «Юкоса» должно автоматически перейти в собственность российского государства, международные суды не согласились с этим утверждением. Словакам посчастливилось, ведь акции «Транспетрола» не принадлежали собственно «Юкосу», а были собственностью его дочернего предприятия «Юкос Файнанс». А оно де-юре является британской компанией и поэтому не подчиняется российскому законодательству.

И только словацкое руководство открыло шампанское по случаю успешной покупки, как ситуация с «Транспетролом» снова усложнилась — свои права на 34% акций компании доказывает частный предприниматель Игнац Ильчишин, действия которого связывают с российскими спецслужбами. Хотя на быстрое завершение этого конфликта не стоит рассчитывать, однако правительство Словакии обнародует свои планы по дальнейшей реприватизации энергетического сектора — следующими должны стать «Словнафт» и электроэнергетические предприятия. Что важно, борьба с россиянами за «Транспетрол» является первым за время правления Роберта Фицо проявлением нелояльности к Кремлю. До сих пор словацкого премьера считали одним из самых верных союзников Москвы в Европе, что подтвердило даже поведение Р.Фицо во время последнего газового кризиса.

От приватизации до ренационализации

Компания «Транспетрол» была приватизирована в 2002 году, во времена кабинета Микуляша Дзуринды. Тогда миноритарный пакет в 49% акций купила за 74 млн. долл. российская компания «Юкос» (еще при правлении Михаила Ходорковского). Тогдашнее правительство Словакии проводило политику «массовой приватизации», которая должна была коренным образом изменить экономику страны после эпохи контраверсионного Владимира Мечиара.

Деньги от приватизации были крайне необходимы премьеру Дзуринде для финансирования радикальной экономической реформы в стране. Ведь после экономических экспериментов Мечиара в государственной казне не хватало денег даже на текущие расходы, не говоря уж о финансировании реформ. Кроме того, стратегический инвестор был нужен «Транспетролу» для проведения затратной модернизации нефтетранспортной сети Словакии, на что у занятого реформами правительства не было средств.

Когда в 2006 году к власти пришло левопопулистское правительство Роберта Фицо, ситуация была уже совсем другой. Реформы принесли ощутимые результаты, экономический рост достиг 10% в год, в Словакию начали поступать европейские дотации, и, наконец, словаки без особых проблем ввели евро. Коалиция левых популистов («Курс — социальная демократия»), националистов («Словацкая национальная партия») и мечиаровцев («Движение ради демократической Словакии») громко критиковала чрезмерную приватизацию и обещала вернуть стратегические компании в руки государства.

Возвратить «Транспетрол» было нелегко. Переговоры вели несколько лет, а еще нужно было выяснить в международных судах статус дочерних предприятий обанкротившегося «Юкоса». Был заинтересован в приобретении «Транспетрола» также польский «ПКН Орлен», являющийся владельцем чешских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) — а те перерабатывают нефть, поступающую собственно со словацкого направления.

В результате правительство Словакии купило пакет в 49% акций за 240 млн. долл. (в свое время его продали за 74 млн.). «Мы первый в истории Словакии кабинет, который не только не распродает стратегическое имущество, но и возвращает его в собственность государства. Мы будем в этом последовательными и то же самое сделаем со «Словнафтом» (принадлежит венгерской группе МОЛ. — Я.Л.), переговоры по этому делу уже ведутся», — сказал после приобретения государством акций «Транспетрола» премьер Роберт Фицо.

Тайные интересы

Однако словацкое правительство недолго радовалось возвращению стопроцентного контроля над стратегической компанией. Когда переговоры с «Юкос Файнанс» находились на завершающей стадии, о своих правах на 34% акций заявил предприниматель Игнац Ильчишин, владелец компании Tradeunion из восточнословацкого городка Вранов-над-Топлеу. Ильчишин, за которым, скорее всего, стоит российский капитал, созвал внеочередное общее собрание акционеров, на котором проголосовали за слияние «Транспетрола» с кипрской фирмой Imperio Regere SE. А владельца Tradeunion избрали… главой новой компании.

Но правительство в Братиславе считает это собрание недействительным, а конфликт с восточнословацким предпринимателем называет попыткой рейдерского захвата стратегической компании — в подтексте — россиянами. Ситуацию усложняет то, что правовой статус Ильчишина как акционера «Транспетрола» неоднозначен — некоторые суды признали его права на акции, однако без возможности распоряжаться ими. И судебные дела еще продолжаются.

Конфликт вокруг «Транспетрола» уходит корнями в непрозрачные времена премьерства Владимира Мечиара, когда Словакия, мягко говоря, не была похожа на правовое государство с рыночной экономикой. В мае 1995 года компания IlaS (Вранов-над-Топлеу) хотела продать дом, на который налоговая наложила запрет (как потом выяснилось, необоснованно). Высшая налоговая инстанция отменила это решение, но врановской компании так и не удалось продать эту недвижимость. Предприятие обратилось в суд с иском против министерства финансов с требованием компенсировать убытки и таки выиграло, однако министерство отказывалось платить. На основании решения от 1997 года суд определил в качестве компенсации 34-процентный пакет акций «Транспетрола», тогда находившийся в собственности государства, то есть должника. Но окончательно не было выяснено, может ли фирма г-на Ильчишина этими акциями распоряжаться. Хотя с 1995 года прошло уже немало времени, до сих пор этот правовой конфликт не исчерпан.

Премьер Роберт Фицо и правительственные юристы настаивают, что Игнац Ильчишин не является владельцем спорного пакета акций, а дело компенсации старых убытков еще окончательно не решено. Тем не менее позицию восточнословацкого предпринимателя подтвердили Конституционный суд и районный суд в Братиславе, признавшие права этого предпринимателя на созыв общего собрания.

Игнац Ильчишин предлагает министерству финансов сесть за стол переговоров и определиться относительно условий и цены, по которой государство может откупить спорный пакет акций (конечно, намного выше рыночной стоимости). Однако правительство пока игнорирует судебные решения и с предпринимателем разговаривать не хочет. «Обращаю внимание этой группы из Восточной Словакии, что государство может воспользоваться параграфом 20 Конституции о принудительном перенесении собственности», — угрожает министр хозяйства Любомир Ягнатек.

Хотя к конфликту вокруг спорного 34-процентного пакета акций привела обыкновенная правовая небрежность словацких органов эпохи Мечиара, сегодня этим явно намерена воспользоваться Россия.

Наконец о своих связях с россиянами заявил и сам Ильчишин. «Когда господин премьер был у Медведева, то пообещал ему, что 49% акций «Транспетрола» останутся в российских руках. Считаете, что российская сторона это просто так оставит? Государство, в конечном счете, без меня не защитит даже эти 49% акций. Я знаю, о чем говорю», — отметил восточнословацкий предприниматель. По его мнению, существуют серьезные сомнения, было ли законным последнее приобретение 49% акций от «Юкос Файнанс». «Россияне готовятся к участию в общем собрании как легальный акционер 49% акций «Транспетрола». Речь идет об обществе «Промнефтьстрой», — добавил Ильчишин. По его словам, «Промнефтьстрой» должно было получить этот пакет в августе 2007 года путем покупки иностранных активов «Юкоса». Хотя суды подтвердили, что компании «Юкос Файнанс» это не касается.

Есть за что бороться

Если внимательно присмотреться к компании «Транспетрол», то становится понятным, почему за нее так жестко борются. Несмотря на свои небольшие размеры, Словакия играет огромную роль в европейских нефтегазовых отношениях. Прежде всего, потому что по территории этой страны проходит южная ветка нефтепровода «Дружба», пропускная способность которой составляет 20 млн. тонн в год. Ее построили в начале 1960-х годов, и теперь она обеспечивает поставку нефти на нефтеперерабатывающий завод «Словнафта» в Братиславе, а также на НПЗ в Чехии и Германии.

С точки зрения диверсификации поставок нефти стратегическое значение имеет нефтепровод «Адриа», соединяющий хорватский порт Омишаль с «Дружбой» вблизи городка Шаги на востоке Словакии. Пока по этому пути прокачивают относительно небольшие объемы нефти в реверсном направлении (из России на юг), хотя после январского газового конфликта словацкое правительство все громче стало говорить о необходимости диверсифицировать поставки энергоресурсов (не только газа, но и нефти, угля и урана), в том числе с использованием нефтепровода «Адриа».

К тому же словацкую ветку нефтепровода «Дружба» все чаще и серьезнее упоминают в контексте прокачки каспийской нефти по трубопроводу Одесса—Броды. Это тем реальнее, что, в отличие от польского варианта, здесь не понадобятся инвестиционные расходы. Однако для этого, кроме всего прочего, необходимо иметь контроль над оператором словацких нефтепроводов. А в этом всячески хотят помешать российские партнеры словаков.

Имеет значение также то, что в последние годы компания «Транспетрол» осуществила крупномасштабную модернизацию своей транспортной инфраструктуры. В отличие от трубопроводных систем Украины и России словацкие нефтепроводы отвечают жестким европейским стандартам в сфере безопасности, надежности и охраны окружающей среды. По всему маршруту словацкой ветки нефтепровода «Дружба» проложена двойная труба, позволяющая осуществлять реконструкцию и модернизацию без отключения системы. Даже малейший сбой можно оперативно обнаружить благодаря внедрению современных информационных систем RIS, MIS и LEOS (нефтепроводной информационной системы, менеджерской информационной системы, системы идентификации микроповреждений). Здесь невозможны расхождения в оценках потребленной и транспортированной нефти, которые потом становятся источником конфликтов, поскольку все показатели доступны в режиме реального времени на экране компьютера.

От того, кому все же достанется «Транспетрол», зависит судьба энергодиверсификационных проектов Центральной и Восточной Европы. От настойчивости словацкого правительства зависит нечто значительно более важное — вопрос геополитической ориентации этой маленькой, но стратегически важной страны, разрывающейся между влияниями Запада и России. Январский газовый конфликт показал, что команда Фицо—Слота—Мечиара, правящая Словакией, склоняется скорее в сторону России и вместе с тем поворачивается спиной к своему непосредственному соседу — Украине. Тем не менее последние события свидетельствуют об изменении этой тенденции. Остается лишь узнать, каким будет окончательный результат конфликта.

Новини

23 Лютого 2024

Ціни на газ в ЄС впали до рівня 2021 року

93% продукції українських аграріїв експортується через порти Великої Одеси та Дунаю

Через блокаду кордону з Польщею уряд розробляє низку логістичних проєктів

Вартість автогазу у мережах АЗС за тиждень зросла майже на гривню

З 1 березня Кабмін проіндексує пенсії, вони зростуть аж на 300 грн

США запроваджують нові санкції проти Росії

Блокада кордону шкодить і Україні і Польщі – Висоцький

Україна виходить на довоєнний рівень експортних обсягів – Шмигаль

Світове виробництво чавуну у січні залишається на стабільному рівні

Україна на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Україна експортує електроенергію у п’ять країн ЄС

Німецький газовий гігант планує інвестувати 500 млн євро у водневу інфраструктуру

Євросоюз ухвалив 13-й пакет санкцій проти Росії

Українські виробники сталевих труб збільшили експорт продукції на 51,6%

JSW Steel може придбати частку в австралійського постачальника вугілля

ArcelorMittal налагодила випуск рейок у Польщі

ВСІ НОВИНИ ⇢