Транспортная развязка

Точка зору

Деловая столица

На текущей пленарной неделе парламенту предстоит заняться кадровыми перестановками в правительстве. Судя по тому, с каким вдохновением народные избранники уже отправили в отставку глав МИДа, Минфина и Минобороны, уход с поста министра транспорта Иосифа Винского — вопрос практически решенный. Если понадобится, своими голосами коалиции помогут «регионалы» и коммунисты. Зато назначение на освобожденные места новых фигур может затянуться. Впрочем, премьера вполне устроит и расширение в ее команде круга исполняющих обязанности.
Он не любил пролетариата

С клеймом коррупционера правительство Юлии Тимошенко покидает уже второй министр. Недавно по этой же причине с благословения Верховной Рады своего кресла лишился министр обороны Юрий Ехануров, уличенный в масштабных махинациях с землями Минобороны. На сей раз камнем преткновения стали 15 млн грн. «Укрпочты», которые Иосиф Викентьевич якобы хотел потратить на собственную рекламу в качестве кандидата в президенты. Наивно полагать, что причиной громкого скандала стала банальная ревность Юлии Владимировны, не простившей своему подчиненному желания встать на ее пути к креслу главы государства: г-н Винский слишком мелкая сошка, чтобы тягаться со своим шефом в таком вопросе. Легковесно выглядит и предположение о том, что премьер, поддерживая свое реноме борца за справедливость, изгоняет из своей команды людей, могущих запятнать ее светлое имя. Юлия Тимошенко отнюдь не всегда занимала столь принципиальную позицию, в том числе и по отношению к Иосифу Винскому. После ее громогласного заявления весной прошлого года об отказе министров от роскоши, Иосиф Викентьевич демонстративно пересел на дорогой Mercedes S-класса стоимостью 1 млн 167 тыс. грн., купленный за казенный счет одним из подведомственных министерству предприятий. На что Юлия Владимировна снисходительно бросила: «Мы сделаем все для того, чтобы Иосиф Винский ездил на дрезине. Он же министр транспорта». Единственным неудобством, которое пришлось испытать главе Минтранса, подмочившему репутацию премьера, стал отказ от служебного автомобиля. На появившиеся в СМИ сведения о том, что при официальном годовом доходе в 216,8 тыс. грн. на счету семьи г-на Винского в банке лежит более 5 млн грн., а в собственности находятся четыре машины, дом и квартира, Юлия Тимошенко вообще не отреагировала.

Стоит ли говорить, что вне зоны премьерского внимания до сих пор оставалась и бурная деятельность Иосифа Викентьевича на министерском посту, в которой при желании можно было накопать коррупционного компромата на сумму, куда большую злосчастных 15 млн. Его не раз обвиняли в попытках в ущерб государству приватизировать ряд инфраструктурных предприятий отрасли (к примеру, министра транспорта упоминали, говоря о продаже госпакета акций Керченского судоремонтного завода по цене в несколько раз ниже рыночной). Упрекали в попытках реформировать законодательство о портах, фактически передав их на откуп частным владельцам. Показательным в этом плане стал конфликт с начальником Ильичевского порта Геннадием Скворцовым. Тогда Минтранссвязи выступило открытым лоббистом интересов «Укртрансконтейнера» («дочка» российской Национальной контейнерной компании), заинтересованной в приобретении двух причалов и Ялтинского порта.

Не смущали Юлию Тимошенко и междоусобные войны, вернее, неумение г-на Винского учитывать широту интересов однопартийцев премьера. В свой актив дружбы с БЮТ Иосиф Викентьевич может записать назначение главой наблюдательного совета ОАО «Украинское Дунайское пароходство» Владимира Бадагова — протеже бютовца Константина Жеваго. Для наблюдателей это стало явным подтверждением того, что г-н Жеваго положил глаз на эту последнюю крупную государственную судоходную компанию. И пост руководителя порта Южный для Юрия Крука — младшего сына заместителя председателя комитета ВР по транспорту и связи, члена БЮТ Юрия Крука. Зато конфликт с директором «Укрзаліз-ниці» Василием Мельничуком, которому покровительствует секретарь парламентского комитета транспорта и связи и руководитель ЗАО «Интертранс» бютовец Николай Ковзель, г-ну Винскому явно не прибавил очков. В прошлом году транспортный министр обвинил главного железнодорожника в срыве выполнения финансового плана. Реальной же причиной конфликта стало несовпадение взглядов на возможную продажу французской компании Lafarge щебневых карьеров «Укрзалізниці» (г-н Мельничук ратовал за то, чтобы сотрудничество осуществлялось на условиях совместной деятельности, Иосифу Викентьевичу хотелось продать карьеры с аукциона). Местью за «непослушание» стал апрельский приказ Минтранссвязи, по которому некоторые железнодорожные предприятия передавались в прямое подчинение министерства (в частности, пресловутые 18 щебневых карьеров, локомотиво- и вагоноремонтные заводы, Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски» (Киев), «Укррефтранс», «Укрспецвагон» и госпредприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта «Укржелдорснаб»).

Тем не менее все эти шалости сходили г-ну Винскому с рук благодаря ранее проявленной собачьей преданности премьеру. Он активно занимался партийным строительством на местах. После своего скандального выхода из Соцпартии в 2006 г. (бывшие однопартийцы превратились в «ублюдков» за желание сотрудничать с коммунистами и «регионалами») и вхождения во Всеукраинское объединение «Батьківщина», которое возглавляла Юлия Тимошенко, он как заместитель председателя партии и лидер парламентской оппозиции перетянул в БЮТ часть активистов и электората социалистов. В частности, в Винницкой, Полтавской и Донецкой областях. А в 2007 г., после роспуска парламента и перенесения основных событий в стены Конституционного суда, лично блокировал один из подходов к зданию.

Отсюда следует, что только куда большая выгода могла заставить Юлию Владимировну пожертвовать Иосифом Винским, а именно: желание расширить круг союзников. Впервые речь о возможной отставке министра транспорта зашла осенью прошлого года, когда БЮТ и ПР в очередной раз были в шаге от создания коалиции. Эта должность оказалась предметом торга между возможными союзниками, впрочем, как и теперь. Хотя о создании парламентского большинства в такой конфигурации речь уже не идет, Юлия Владимировна по-прежнему остро нуждается в голосах депутатов, которые бы позволяли ей проводить через парламент нужные решения. Нынешняя отставка Иосифа Винского — яркое подтверждение того, что переговоры между «бело-сердечными» и «бело-синими» продолжаются. Правда, теперь стороны обсуждают возможную совместную «продуктивную» работу. Иосиф Викентьевич в этой ситуации выглядит помехой. И не только потому, что должность министра транспорта в знак дружбы может быть отдана «регионалам», но и из-за его хронического неприятия любого союза с ПР. Не став дожидаться, пока его попросят освободить кабинет, г-н Винский сам написал заявление об увольнении, не преминув ответить г-же Тимошенко на обвинения в коррупции той же монетой. «В силу определенных обстоятельств премьер, приняв требования олигархов, делала 20%-ную скидку предприятиям горно-металлургического комплекса на перевозки железнодорожным транспортом. Были компании, которые возили уголь по железной дороге, оплачивая 25–30% от стоимости перевозки. Я это жестко отменил. Понятно, что такая моя позиция вступила в противоречия с определенными бизнес-интересами. Бывший глава «Укрзалізниці» тормозил развитие компании. Я шесть раз абсолютно аргументированно ставил вопрос о его увольнении. Последний раз — в лоб : или я, или он», — заявил Иосиф Винский.

По информации «ДС», после своей отставки он намерен примкнуть к политическому проекту одной из новообразовавшихся политических сил. Вероятнее всего, новым «аэродромом подскока» для него станет партия Сергея Тигипко, уже заявившего о своем намерении участвовать в президентских выборах.

Впрочем, уход транспортного министра вовсе не означает полной потери им контроля над ведомством. В период междувластия руководить Минтрансом будет первый замминистра Владимир Работнев, близкий соратник Иосифа Винского. Причем уволить нового и. о. будет не так-то просто: для этого Юлии Тимошенко понадобится представление действующего министра, назначение которого невозможно без согласия Верховной Рады. Кроме того, в качестве рядовых замов останутся и другие люди г-на Винского: «серый кардинал» министерства Игорь Урбанский, заместители Анатолий Клименко и Леонид Сергиенко, связанные с экс-министром общим социалистическим прошлым.

Вся власть премьеру

Юлии Тимошенко разрыв с Иосифом Винским может создать определенные сложности. Заявления о выходе из партии вслед за своим гуру положили бютовцы Геннадий Задирко и Владимир Каплиенко, которые руководят Донецкой областной и городской организациями БЮТ. Это пошатнет позиции премьера в ключевом для нее восточном регионе, что весьма нежелательно в период практически стартовавшей предвыборной кампании. Зато раскол, предрекаемый злопыхателями после ухода видного специалиста по партийному строительству, БЮТ с его железной дисциплиной точно не грозит. Равно как и возможные проблемы с успешным для Кабмина голосованием в парламенте. «Коалиция крепка, и никакие события, которые сегодня происходят в политикуме, не повлияли на нормальную ее работу», — заявила премьер, напомнив, что слаженная работа парламента обеспечивалась еще и благодаря сотрудничеству с коммунистами и «регионалами» в работе над отдельными законами.

Кроме того, она пообещала, что уже на текущей неделе все кадровые вопросы в правительстве будут решены. По словам источника «ДС» в БЮТ, следом за главой Минтранса своих постов могут лишиться выходцы из Соцпартии и протеже г-на Винского: министр экологии Георгий Филипчук и министр углепрома Виктор Полтавец. Правда, у г-на Полтавца, как у человека, наладившего отношения с депутатом от БЮТ Натальей Королевской, есть шансы удержаться в должности. Но при желании Юлия Тимошенко может добиться от парламента увольнения любого из вышеперечисленных кандидатов на вылет. При необходимости коалиции помогут все те же ситуативные союзники. Куда сложнее будет продвигаться вопрос с назначениями, по которому каждая из фракций имеет собственное мнение и своих кандидатов. Юлия Тимошенко же будет неплохо себя чувствовать и в том случае, если на заседаниях Кабмина прибавятся несколько и. о. По словам исполняющего обязанности министра финансов Игоря Уманского, его статус не дает ему полноценного права голоса на правительственных заседаниях. Таким образом, избавившись от «не оправдавших доверия» министров, премьер сделает еще один шаг к единоличному правлению. На сегодняшний день обезглавленными остаются Минобороны, МИД, Минфин и Минтранс. Чтобы поднять вопрос о нелегитимности правительства, своих кресел должны лишиться девять министров. Так что у нынешнего Кабмина еще остается хороший запас прочности.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢