К трейдерам ищут подход

Точка зору

Итогом совещания по ценовой ситуации на рынке топлива при участии вице-премьера Александра Турчинова на прошлой неделе стало решение вновь изменить формулу расчета цены горючего. Соответствующее протокольное поручение направлено экспертно-аналитической группе (ЭАГ) при Минтопэнерго.

Во время заседания в правительстве по поводу цен на автозаправках и. о. главы АМКУ Александр Мельниченко суммировал претензии, выдвигаемые им последние две недели, к действующему формульному расчету, который ежедекадно публикует ЭАГ и на который с завидной тщательностью ориентируются отечественные продавцы горючего. Напомним, что новый алгоритм расчета уровня цен, введенный с 20 мая, больше не привязывается к ценам украинских заводов, ориентируясь исключительно на европейские котировки. Внедрение модифицированной формулы пришлось на не лучшее время — начиная с середины апреля, стоимость нефтепродуктов на мировых площадках стремительно росла. В итоге, цены на украинских заправках отреагировали более оперативно и «рьяно», без обычного амортизирующего фактора внутренних заводских цен — только за июнь стоимость бензина А-95 выросла на 10,7%. По словам руководителя АМКУ, привязка к «триклятому Platts» привела к тому, что ценовой уровень, устанавливаемый экспертами Минтопа, завышен на 15-20 коп./л. Его мнение разделяют аналитики компании UPECO и НТЦ «Психея», отмечая, что соотношение импортного и украинского топлива в этом году изменилось в пользу последнего, что не учитывается новой формулой.

С оглядкой на эти аргументы, а также ссылаясь на то, что продолжающийся рост топливных цен потянет за собой общеинфляционные процессы, Александр Турчинов поручил профильной ЭАГ пересмотреть и обсудить с нефтетрейдерами изменения к формульному расчету. «Александр Турчинов предложил рассмотреть вопрос возврата к расчету оптовой цены на базе фактурной стоимости таможенных товаров и стоимости украинского ресурса, чтобы была средневзвешенная цена. У нас есть на это две недели»,— рассказал «і» гендиректор госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» (составляет бюллетени секретариата ЭАГ) Владимир Емелин, уточнив, что вопрос будет решаться совместно с участниками рынка на заседании экспертной группы, время проведения которой будет зависеть от того, как удастся договориться с нефтетрейдерами.

Напомним, что отталкиваться не от мировых котировок, а от фактурной стоимости привезенного топлива на таможне в марте предлагали АМКУ и Гостаможня (см. «і» от 3 февраля). Тогда от этой идеи участники рабочей группы отказались, аргументируя тем, что в среднем по году расхождение между ценами на таможне и котировками Platts не превышает $10/т. Между тем за последний месяц «разлет» между европейскими ценами и ценами, зафиксированными Гостаможней, составляет $30/т, а то и $40/т.

Иными словами, правительство решило не идти по опасному пути госадминистрирования топливных цен, чреватого, как это уже было в 2005 г., дефицитом ресурса на рынке. Будет ли изменен алгоритм или нет, но, похоже, что при обсуждении очередных формульных трансформаций представители Кабмина попытаются договориться с нефтетрейдерами заморозить или, по крайней мере, более сдержанно повышать цены на горючее. Скорее всего, даже если компромисс и будет достигнут, стабилизация цен будет временной и продавцы горючего даже с очередной модификацией формулы будут повышать цены так, как посчитают нужным. «Например, трейдеры смогут завышать цену привезенного топлива на таможне»,— отметил один из отраслевых экспертов.

Наталья Давыденко

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢