Подробнее Запомнить город


ВТО не признала пошлину

Всемирная торговая организация (ВТО) признала неправомерным введение Украиной дополнительной 13%-ной импортной пошлины. В ответ Киев пообещал постараться отменить пошлину еще до окончания ее действия в сентябре. В свете недавнего решения Конституционного суда это имеет право сделать только парламент. Задержка может привести к ответным мерам со стороны отдельных стран.

Неделю назад, 25 июня, в Женеве состоялось заседание комитета ВТО по ограничениям торгового баланса, в ходе которого, помимо прочего, обсуждалась дополнительная 13%-ная пошлина на импорт некоторых товаров в Украину. По данным «і», особенно недовольны этой пошлиной Япония, США и Евросоюз (по части автомобилей) и Южная Корея (холодильники). В связи с кризисом производители этих стран и так сталкиваются с ослаблением спроса (например, японский экспорт авто упал на 70%), и дополнительные барьеры им ни к чему.

В ВТО сообщили «і», что комитет утвердил отчет, согласно которому 13%-ная надбавка к пошлине признана необоснованной и противоречащей нормам ВТО. «Защитная мера не может быть оправдана текущим состоянием платежного баланса, согласно требованиям 12-й статьи ГАТТ. Кроме того, меры не были применены в соответствии с этой же статьей»,— объяснили в организации.

В Еврокомиссии уточнили, что отчет был принят единогласно. «Сама Украина согласилась с этим выводом»,— сообщил «i» Лутц Гюльнер, представитель еврокомиссара по торговле Кэтрин Эштон.

В ответ Киев пообещал отменить дополнительную пошлину не позже 7 сентября и «сделать все возможное», дабы отменить ее в середине июля. Пошлина вступила в силу 7 марта и была введена на полгода. Таким образом, 7 сентября ее действие должно закончиться автоматически. А вот с отменой в июле будет сложнее.

Дело в том, что 23 июня Конституционный суд (КС) признал неконституционными полномочия Кабмина по введению, отмене или изменению временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары. Соответствующее представление в КС внес президент Виктор Ющенко. Но теперь не совсем понятен юридический статус решения правительства от 18 марта, которым оно отменило дополнительную пошлину на все товары, кроме легковых автомобилей и холодильников. Министр экономики Богдан Данилишин убежден, что решение КС касается только авто и холодильников.

В любом случае, теперь отменить пошлину может только Рада. Замминистра экономики Михаил Поживанов сказал «і», что господин Данилишин еще в мае дал поручение разработать законопроект об отмене 13%-ной пошлины. «До сентября мы справимся. О середине июля речь не идет, у Кабмина очень длительная процедура согласования документов такого рода,— говорит господин Поживанов.— Кроме того, есть и лоббизм со стороны автопроизводителей, а особенно — производителей холодильников». Замминистра добавил, что правительственный законопроект об отмене 13%-ной пошлины находится на уровне департаментов Минэкономики.

В кулуарах Кабмина говорят, что документ об отмене 13%-ной пошлины уже готов и даже был подписан Богданом Данилишиным. Якобы премьер Юлия Тимошенко пошла на этот шаг, посмотрев на поступления в госбюджет от Гостаможни, которые существенно упали в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Львиная доля этих поступлений шла от импорта автомобилей.

Чиновники говорят, что в контексте коалиционных переговоров между БЮТ и Партией регионов Юлия Тимошенко утратила интерес к финансированию президентской избирательной кампании со стороны владельца одного из крупнейших автопроизводителей. Но после демарша Виктора Януковича, отказавшегося идти на альянс с Юлией Тимошенко, премьер решила не перекрывать источники финансирования кампании. В результате уже подписанный документ, отменяющий преференции для автопроизводителей, так и не увидел свет.

Кто ввел, тот и отменит

С другой стороны, ничто не мешает депутатам написать подобный законопроект. Первый замглавы комитета Рады по таможенной и налоговой политике Николай Круглов (ПР) сообщил «і», что вопрос отмены пошлины будет главным в повестке дня заседания комитета. «На комитете обсуждения по этому вопросу будут во вторник (7 июля), и если Минэкономики предоставит нам выводы комитета ВТО, мы их рассмотрим и можем внести законопроект об отмене 13%-ной пошлины самостоятельно, а авторами выступят члены комитета»,— сказал депутат.

Он добавил, что при благоприятном развитии событий парламент может принять документ в целом уже в следующий четверг, 9 июля. «Позиция Партии регионов по поводу отмены пошлины будет известна в понедельник, 6 июля, на согласительном совете. Впрочем, Кабмин будет противиться, апеллируя к потерям бюджета»,— полагает Николай Круглов.

По иронии судьбы, выступать с докладом придется главе комитета по таможенной и налоговой политике Сергею Терехину (БЮТ), который и был автором законопроекта о введении 13%-ной пошлины. «Пошлина вводилась из-за проблем с платежным балансом,— напоминает депутат.— Теперь я выйду на трибуну и буду рекомендовать отменить пошлины в связи с тем, что у нас торговый баланс, мягко говоря, позитивен» (по предварительным данным Национального банка, в мае сальдо текущего счета было положительным, на уровне $230 млн.— «i»). Он подтвердил, что голосование пройдет в четверг: «Учитывая, что было соответствующее решение КС, достаточно одного чтения».

Однако господин Терехин убежден, что решение комитета ВТО не соответствует 12 ст. ГАТТ. «Когда Китай заявляет, что не будет покупать импортные товары за государственный счет, то наша 13%-ная надбавка выглядит несмело»,— говорит он.

Затягивание с принятием законопроекта может привести к санкциям со стороны других стран. Так, буквально через пару дней после введения пошлины замминистра экономики, торговли и индустрии Японии Санаэ Такаити заявил, что если надбавка не будет отменена на японский импорт автомобилей, то его стране придется применить ответные меры. Но тогда японцы не стали делать этого без оценки нашего решения со стороны ВТО. Теперь, после заседания комитета, у них развязаны руки.

Правда, наш экспорт в эту страну невелик, в прошлом году он составил всего $116 млн. Однако Япония может, например, передумать впредь покупать у нас парниковые квоты (в апреле-мае купила на $375 млн. из запланированных $560 млн.). Тем более что она ведет соответствующие переговоры и с другими странами.

Выигравшие и проигравшие

Станет ли хуже местным производителям (и легче импортерам) от отмены пошлины — это другой вопрос. Например, продажи новых легковых автомобилей в январе-мае текущего года сократились вчетверо по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., подсчитала информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. И связано это явно не с пошлиной, а с резким сокращением спроса. По этой же причине пошлина вряд ли помогла национальным предприятиям. Отечественный выпуск легковых машин за тот же период, по данным ассоциации «Укравтопром», упал более чем в шесть раз. В частности, в мае легковые автомобили выпускал только «Еврокар» (всего 107 единиц).

То же самое, в принципе, относится и к холодильникам. Единственный их производитель в Украине — группа «Норд», принадлежащая народному депутату от ПР Валентину Ландыку, еще зимой, до введения дополнительной пошлины, полностью останавливала производство. Причинами назывались снижение потребительского спроса, сокращение потребительского кредитования и контрабанда импортных холодильников.

По данным компании GFK Ukraine, в IV квартале 2008 г. продажи холодильников упали на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в I квартале 2009 г.— на 15%. В конце концов рынок мог просто приблизиться к насыщению. По данным Госкомстата, холодильники сейчас имеют почти все домохозяйства. Таким образом, за годы кредитного бума все желающие просто обновили холодильники, и спрос упал.

Впрочем, сами производители с этим не согласны. Народный депутат от ПР, совладелец корпорации «АИС» Дмитрий Святаш сказал «і», что его политическая сила еще не определилась с позицией во время голосования. «Я буду рекомендовать не голосовать за отмену пошлины,— заявил господин Святаш.— Отмена поставит отечественный автопром в условия, еще более плачевные, чем те, в которых он существует сейчас». Пускай пошлина доработает до 6 сентября, резюмировал депутат.

Дмитрий Горюнов, Ольга Куришко

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
Готовить новый Избирательный кодекс, который будет делать невозможными влияния, фальсификации, преступления в избирательном процессе.
Маск обещает, что его грузовик Tesla Semi будет не только более экологичным, но и более дешевым в использовании.
18.11.17, AUTO-Consulting
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков подчеркивает необходимость скорейшего урегулирования проблемы с автомобилями с европейской регистрацией, длительное время находящимися в Украине.
Искусственный интеллект, виртуальная реальность, большие данные и цифровая экономика быстро трансформируют сферу занятости.
Парламентские выборы как главная угроза децентрализации.
17.11.17
У крупнейшей госкомпании страны НАК «Нафтогаз України» появилась мечта - найти советников, которые помогут сделать скучную управленческую работу.
17.11.17, ubr.ua
Депутаты перекраивают праздничный календарь, чтобы заставить украинцев работать еще больше.
17.11.17, Deutsche Welle
20 ноября на Украине должно заработать Государственное бюро расследований. Для его создания у властей было пять лет. Но за этот срок бюро появилось лишь на бумаге.
В Украине также не исключают передачу долга третьей стороне.
16.11.17
15.11.17
14.11.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!