Вторичная переработка

Точка зору

В июне группа «Приват» смогла решить сразу две глобальные задачи на нефтяном рынке. Во-первых, днепропетровские бизнесмены оформили оперативный контроль над собственником всей нефтетранспортной системы Украины — «Укртранснафтой». Во-вторых, выкупили 18% «Укртатнафты», тем самым лишив государство минимальных шансов закрепить контроль над крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом Украины.

17 июня наблюдательный совет ОАО «Укртранснафта» своим решением сменил главу компании: место Игоря Кирюшина занял Александр Лазорко. В соответствии с официальной версией Игорь Владимирович лишился своей должности из-за нарушения требований устава компании. «На протяжении длительного времени нам ничего не известно о деятельности дочерних предприятий «Укртранснафты». Лично я только из сообщений в СМИ узнаю о средствах, которые поступают в «Укртранснафту», — объяснил кадровую ротацию первый замглавы НАК «Нафтогаз України» (владеет 100% «Укртранснафты») Игорь Диденко.

На первый взгляд, такое решение руководства «Нафтогаза» выглядит странно, ведь Игорь Кирюшин имеет значительные заслуги перед старшим бизнес-партнером Игоря Диденко (по ООО «Протон-21») Игорем Коломойским. Например, с подачи «Укртранснафты» весной прошлого года компания «ТНК-ВР» перестала быть оператором маршрута Одесса–Броды (несмотря на то что эта российско-британская группа располагала соответствующим договором до 2010 г.). Вместо долгосрочных договоров с «танкистами» «Укртранснафта» перешла на непродолжительные отношения с российской «Транснефтью», которая качала через Одесса–Броды нефть «Казтрансойла». Благодаря этому у Игоря Валерьевича появилась возможность в любой момент реализовать свою стратегическую задачу: перевести Одесса–Броды в аверсный режим. Это позволило бы днепропетровцам поставлять каспийскую нефть в Западную Украину. А оттуда (после ее смешивания с прямогонным мазутом производства Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ) продавать эту дешевую смесь, которая характеризуется улучшенными показателями выхода светлых нефтепродуктов, на переработку в Европу и/или на Кременчугский НПЗ.

Для реализации этой задачи летом прошлого года Игорь Кирюшин подписал с приватовской Milbert Ventures Inc договор, в соответствии с которым за этой оффшоркой резервировалась необходимая инфраструктура (нефтетерминал «Південний», линейная станция «Броды», нефтепроводы Долина–Дрогобыч, Долина–Надвирна, Броды–Госграница-1, Жулин–Дрогобыч и Одесса–Броды). Но использовать это оборудование в своих целях г-н Коломойский не смог, поскольку тогда этим планам противодействовало правительство. Близкие к «Привату» люди говорят, что, несмотря на взаимопонимание между Игорем Кирюшиным и Игорем Коломойским, днепропетровский бизнесмен давно планировал назначить главой «Укртранснафты» своего человека. Как сообщил «ДС» один из членов набсовета компании, пожелавший остаться инкогнито, до последнего времени эти попытки не приносили результата по двум причинам. Во-первых, из-за запрета Хозяйственного суда Киева на проведение собрания акционеров «Укртранснафты», которого она добилась еще в сентябре 2008 г. Во-вторых, эту кадровую ротацию не одобряло правительство. «Возможно, сейчас Кабмин согласился на увольнение г-на Кирюшина, поскольку в настоящее время формируется новый состав правительства, а для этого нужны голоса в парламенте, которые есть у «Привата», — предполагает источник «ДС» в набсовете «Укртранснафты». Правда, если учесть, что в Верховной Раде у Игоря Коломойского всего лишь около семи штыков, то это предположение кажется не очень убедительным.

Более вероятной причиной увольнения Игоря Кирюшина представляется обострение конфликта вокруг ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). Дело в том, что в последнее время «Укртранснафта» принялась активно бомбить в судах ЗАО, на деятельность которого довольно давно оказывает влияние Игорь Валерьевич. Недавно «Укртранснафта» выкупила 14 млн грн. долгов Кременчугского НПЗ у киевского ООО «ТД «Магистраль Украина», а уже в мае 2009 г. добилась решения Хозяйственного суда Полтавской области, который постановил взыскать этот долг. Сразу же после этого «Укртранснафта» заявила о желании стать участником процедуры банкротства «Укртатнафты» (которая началась еще в 2005 г. по инициативе ЗАО «ТД «Укртатнафта-Донбасс» и тянется по сегодняшний день). Для этого компания Игоря Кирюшина обратилась в Хозсуд Полтавской области с требованием предоставить ей номер дела, в рамках которого рассматривается банкротство ЗАО. Это требование было удовлетворено полтора месяца назад — 19 мая.

Не исключено, что активность «Укртранснафты» была инициирована представителями татарской группы акционеров Кременчугского НПЗ, которые два года назад уступили оперативный контроль над этим предприятием в пользу Игоря Коломойского. И такая версия представляется вполне жизнеспособной. Во-первых, вышеупомянутое ООО «ТД «Магистраль Украина» близко кременчугскому бизнесмену Владимиру Матицину. В конце 90-х годов прошлого тысячелетия Владимир Митрофанович занимал должность главы правления «Укртатнафты» и состоял в дружеских отношениях с татарскими бизнесменами (в бытность г-на Матицина главой ЗАО близкие к татарам оффшорки Seagrоup International Inc. и Amruz Trading AG купили за векселя 18,3% акций «Укртатнафты», что в сумме с имевшимися к тому времени у них ценными бумагами позволило консолидировать стратегический пакет в размере 55%). Во-вторых, подопечные президента Татарстана Минтимера Шаймиева являются одними из крупнейших кредиторов ЗАО (размер их претензий составляет 2,1 млрд грн.). Это означает, что если сейчас «Укртранснафта» активизирует процесс банкротства «Укртатнафты», который не получил никакого развития фактически с момента своего начала, то при формировании комитета кредиторов должника татары получат неплохие шансы на то, чтобы войти в его состав, а значит — влиять на его дальнейшую судьбу.

Вполне вероятно, что для Игоря Коломойского активность «Укртранснафты» вокруг процесса банкротства Кременчугского НПЗ стала неприятной неожиданностью. Возможно, именно поэтому сейчас должность Игоря Кирюшина занял Александр Лазорко, к которому днепропетровцы имеют существенный запас доверия, поскольку он долгое время работал на Надвирнянском и Дрогобычском НПЗ. Активизация процесса банкротства «Укртатнафты» стала особенно невыгодна «Привату» на прошлой неделе. Тогда близкая этой группе компания «Корсан» выкупила за 2,1 млрд грн. на организованном «Укртатнафтой» конкурсе 18,3% акций этого ЗАО, которые ранее принадлежали татарским оффшоркам Seagrоup и Amruz.

Любопытно, что, помимо «Корсана», этот пакет хотел купить «Нафтогаз України» (владеет 43% «Укртатнафты»). Компания Олега Дубины подала заявку на участие в конкурсе, но в конечном итоге НАК не был к нему допущен, поскольку не смог перечислить задаток (303,5 млн грн.). Понятно, что «Нафтогаз» сейчас находится не в лучшем финансовом состоянии, но если бы он нашел необходимую сумму, то смог бы за счет выкупленных 18,3% консолидировать 61% акций «Укртатнафты». Такой пакет позволил бы НАКу самостоятельно управлять крупнейшим в Украине нефтеперерабатывающим заводом. Но «Нафтогаз» отказался от этой возможности, объясняя это тем, что утвержденный правительством финплан компании не предусматривает средств на покупку акций «Укртатнафты».

Сейчас представители «Нафтогаза України», а также татарских бизнесменов заявляют, что намерены оспорить в суде результаты конкурса на основании того, что в Высшем хозсуде оспаривается решение Хозсуда Полтавской области, который еще в марте 2009 г. удовлетворил иск «Корсана», обязав «Укртатнафту» продать пакет своим акционерам. Предугадать, чем закончится этот спор, сложно. Зато можно констатировать, что Игорь Коломойский уже начал кампанию по наращиванию своей доли в «Укртатнафте». Это ЗАО еще в конце прошлого года обратилось в суд с требованием признать недействительным договор, по которому Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана в 1999 г. купило 28,77% его акций. Недавно подопечные Игоря Валерьевича одержали промежуточную победу в этом споре: 13 марта 2009 г. Хозсуд Полтавской области удовлетворил это требование.

Об окончательной его развязке говорить еще рано, потому что Минземли Татарстана сейчас оспаривает это решение в Киевском межобластном апелляционном хозсуде. По данным «ДС», эта апелляция будет рассматриваться 15 июля. Если предположить, что служители Фемиды примут сторону «Укртатнафты», то 28,77% ее акций будут возвращены этой компании, после чего она выставит их на продажу. При таком раскладе «Приват» сделает все, чтобы выкупить эти акции, ведь благодаря данному приобретению днепропетровская группа сконцентрирует более 47% «Укртатнафты». С помощью такого пакета Игорь Коломойский сможет блокировать собрание акционеров этой компании. А значит, увековечить оперативный контроль над этим предприятием. 

Дмитрий Рясной

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢