kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Государственные морские порты страдают от частных компаний

07.07.09 , Дело
размер текста:

Частные компании с помощью судов проводят масштабное наступление на финансовые интересы госпортов. Если правительство не вмешается в ситуацию, потери государства могут превысить $1 млрд. в год

16 июня Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) обязало государственный порт «Южный» выплатить штраф 17 тыс. грн. и предоставить скидку в 50% на портовые сборы для компании «Трансинвестсервис» («ТИС») российского предпринимателя Алексея Федорычева. Компании «ТИС» и «ТИС-Руда» обратились с требованием уравнять тарифы портовых сборов для судов, идущих к причалам порта «Южный» и причалам, которые обслуживает «ТИС», еще в 2007 году. 15 ноября 2007 года АМКУ принял сторону «Трансинвестсервиса», пригрозив порту «Южный» штрафом. Порт обжаловал в областном хозяйственном суде решение административной коллегии Одесского отделения АМКУ, но еще до вынесения вердикта, летом 2008 года, решил все же предоставить судам, идущим к 18-му причалу, скидку в размере 30% от тарифа. Несмотря на это, в 2009 году «ТИС» и «ТИС-Руда» вновь обратились в АМКУ, потребовав 50% скидки — как и у судов, обрабатывающихся в порту «Южный».

Директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций Александр Рябченко отмечает, что законодательство дает портам право самостоятельно устанавливать скидки до 50% на такие сборы, исходя из экономически обусловленных факторов. При этом, согласно положению о портовых сборах, такое право предоставлено исключительно порту как госпредприятию, реализующему государственную экономическую политику и государственные интересы. Но частной структуре не понравилось, что суда, идущие к их причалу, не получают скидок, предусмотренных для судов, работающих с портом «Южный». При этом в самом порту «Южный» отмечают, что к причалам «ТИСа» идти по акватории порта в два раза дольше, чем к причалам порта «Южный». «Мы считаем данное решение несправедливым и планируем оспорить его в суде», — сообщила пресс-служба порта. «Штраф — не самое худшее. Гораздо хуже то, что порт и государство начнут терять значительные средства от портовых сборов, которые теперь пойдут не в бюджет государства, а в карманы ловких бизнесменов. Поэтому решение АМКУ, который принял сторону не государства, а частной компании, мягко говоря, удивительное», — заключает член комитета Верховной Рады по транспорту и связи Алексей Бабурин. По мнению Александра Рябченко, решение Антимонопольного комитета создает опасный прецедент, который может привести к тому, что арендаторы и владельцы частных причалов будут подавать иски в суд на госпорты, а те лишатся выручки.

Битва за дно

Глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель отмечает, что на совместном совещании ее комитета и Минтранса чиновники признали, что, несмотря на конституционный запрет частным компаниям проводить какие-либо работы на акватории, такие случаи имели место. Так, в 2005 году компания «ТИС» без согласования с портом «Южный» провела дноуглубительные работы в районе двух причалов — для того чтобы принимать крупнотоннажные суда. В январе 2009 года «ТИС-Руда» (правопреемник компании «ТИС») подала в Одесский областной хозяйственный суд иск с требованием к порту «Южный» выплатить более 51,3 млн. грн. в качестве компенсации за дноуглубительные работы. «Частная компания очистила акваторию и понесла затраты. Но это их затраты и их проблемы. Земля под водой никогда не будет принадлежать частной компании, и ее расходы не должно компенсировать государство», — резюмирует глава Госкомпредпринимательства. Кужель рассказала, что в ближайшее время Минтранс должен разработать и реализовать план мер, направленных на защиту порта «Южный» и других государственных портов от исков частных компаний.

Потери от аренды

Еще одна линия конфликта — аренда имущества портов частными компаниями. Большинство действующих ныне договоров по аренде заключалось в 2005-2006 годах, когда министром транспорта и связи был Николай Рудьковский. Позже государство выявило желание эти договоры расторгнуть. Так, 24 декабря 2008 года руководитель ГлавКРУ Николай Сивульский в письме на имя премьер-министра Юлии Тимошенко заявил о необходимости возврата двух причалов из аренды «ТИСа» порту «Южный». Ссылаясь на статью 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», он подчеркнул, что «объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, не могут быть объектом аренды». Отметив, что государство теряет десятки миллионов прибыли, он предложил обязать Фонд госимущества прекратить всякие договорные отношения с СП «Трансинвестсервис» и вернуть причалы на баланс порта «Южный».

По оценкам комитета Верховной Рады по транспорту и связи, в общей сложности государственные порты теряют от сотрудничества с частными компаниями более $800 млн. в год. Возможно, что ситуация изменится после прихода нового министра транспорта и связи, на должность которого прочат народного депутата Тариэла Васадзе. Сам парламентарий уже отметил, что все конфликты в портах должны разрешаться с таким условием, «чтобы интересы государства в этом вопросе отстаивались и не пострадали».

Инна Михайловская

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
19.08.17, Financial club
Страховые компании получили от регулятора «письма счастья». Нацкомфинуслуг намерена применить к ним санкции за невнесение в течение двух дней информации о проданных полисах ОСАГО в центральную базу данных. Участники рынка считают обвинения необоснованными.
19.08.17, ubr.ua
Попасть в реестр банковских проверяющих станет на порядок сложнее.
В Раду внесены законопроекты, призванные взять под контроль оборот торговли.
18.08.17
Оборонні підприємства країни загрузли в корупції та фінансових зловживаннях. Набіги контролерів не допоможуть. Сектор повинен стати складовою гарантування безпеки держави, а не джерелом отримання прибутку для держбюджету.
Бывшее руководство ПриватБанка считает, что ничего нового национализированный банк предложить не может.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян может вернуть контроль над Укрзализныцей, управление которой у него еще в январе забрал Кабинет министров и переподчинил госкомпанию Минэкономразвития и торговли.
Пока мир придумывает новые валюты, а также способы заработать на них, силовики предлагают украинцам довольствоваться дедовскими методами обогащения.
18.08.17, ubr.ua
Казначеи еще не знают, готов ли межбанк двигаться к 25,0-25,20 грн./$, а менялы раскачивают наличный курс на черном рынке.
18.08.17, Газета.Ru
Росстат: реальные денежные доходы россиян сокращаются четвертый год.
Отключение от SWIFT российского Темпбанка – сигнал: за первым опальным банком могут последовать и другие.
17.08.17
16.08.17
15.08.17
14.08.17
12.08.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!