Подробнее Запомнить город


Заправщики хватились газа

Дефицит сжиженного газа на отечественном рынке спровоцировал новую волну поставок импортного ресурса, которой, впрочем, не удалось сдержать резкий скачок розничных цен, как это уже было в мае этого года.

В результате с начала июля в отдельных регионах стоимость пропан-бутана перескочила черту 4 грн./л.

В июне цены на сжиженный газ на заправочных станциях возобновили лихорадочный рост — за месяц его стоимость выросла в среднем на 1 грн./л, а в западных, южных, большинстве центральных областей страны и в Киеве перешагнула отметку 4 грн./л. Для сравнения: если в мае на АГЗС можно было заправиться пропан-бутаном по 2,80 грн./л (в среднем по стране), то в начале июля — уже по 3,75 грн./л, а на прошлой неделе — в среднем по 3,92 грн./л.

Наблюдатели рынка связывают этот ценовой шторм исключительно с нехваткой ресурса на рынке из-за действий основных его производителей: Кременчугский НПЗ приостановил отгрузки на свободный рынок, «Укрнефть» выставляла очень маленькие лоты, поддерживаемая в этой практике «Укргаздобычей». Участники рынка не исключают, что этот дефицит в значительной мере создан искусственно для раскачки рынка структурами, контролирующими первых двух из упомянутых украинских производителей пропан-бутана (группа «Приват») и попутно являющимися владельцами самой широкой сети АГЗС после покупки заправок «Альфа-Нефти» (сеть под брендом ANP).

В итоге законтрактовать нужные объемы розничным операторам в июне стало кране сложно, что и привело к взвинчиванию цен: «Дефицит газа на рынке привел к обострению борьбы за ресурс и как следствие — к росту цен. Стоимость пропан-бутана на украинских аукционах на условиях автовывоза достигла в среднем 6050 грн./т, тогда как уже растаможенный импортный продукт, поставленный по железной дороге, обошелся бы по 5300 грн./т»,— констатирует аналитик консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн. В то же время, отмечает эксперт, транспортные пути поставок импортного газа еще не проторены, как в случае с нефтепродуктами, и сроки доставки его в страну больше. Поэтому торговцы, закупившие импортный ресурс по адекватной на тот момент цене, рискуют привезти его, когда цены на украинском рынке уже уйдут вниз. Напомним, что дефицит сжиженного газа уже спровоцировал рост цен в середине мая этого года, который был погашен, хотя и ненадолго, импортными поставками из России, Казахстана и в особенности Беларуси, испытывающей сейчас его профицит. Отметим, что ранее потребности украинского рынка полностью удовлетворялись отечественными производителями, а на экспорт шли только излишки.

Но участники рынка и эксперты настроены оптимистично — они предполагают, что, несмотря на разгар сезонного пика потребления, цены на сжиженный газ все же пойдут на спад в ближайшее время: «Кременчуг должен нарастить объемы производства пропан-бутана. К тому же, по нашим оценкам, в Украину сейчас идет около 6-8 тыс. т сжиженного газа, с их приходом ценовой ажиотаж потихоньку спадет»,— прогнозирует президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. По его словам, первые импортные поставки начнут заходить в страну 20 июля и устранят наблюдаемый дисбаланс — согласно золотому правилу рынка, стоимость пропан-бутана не должна превышать 50% цены бензина А-95, а ввиду продолжающегося удешевления высокооктана (сейчас уже 6,67 грн./л в среднем по стране) это соотношение нарушено.

В подтверждение этого отметим, что на последних аукционах сжиженный газ уже успел немного подешеветь — появление налаженного канала импортных поставок вряд ли входит в планы приватовцев.

Наталья Давыденко

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
24.10.17, Financial club
Пілотний проект з прямого врегулювання з ОСЦПВ не виправдав очікування учасників ринку.
Медицинская реформа может не принести ожидаемых результатов. Препятствий для ее реализации сразу несколько: от дефицита кадров в системе здравоохранения - до политических разборок.
Точка невозврата пройдена — электромобиль стал обыденностью. А у Украины есть шанс поучаствовать в глобальном технологическом сдвиге
Після років декларованої політики скорочення бюджетних видатків, дерегуляції і невтручання уряду в економіку держава у 2017 році витратить на підтримку бізнесу 170 млрд грн. Це майже третина держбюджету і понад 6% ВВП.
24.10.17, ubr.ua
Нынешний тем пополнения угольного запаса на спасать наших энергетиков.
С выходом из Испании страна автоматически выходит из Еврозоны, Евросоюза и, соответственно, теряет членство во всех торговых соглашениях, которые действуют для Испании.
24.10.17, 112.ua
Вице-премьер-министр Владимир Кистион в интервью Экономической правде посетовал, что надстройка НАК Нафтогаз Украины тратит на свое содержание 1,8 млрд грн в год. Вице-премьер предположил, что надстройка должна быть ликвидирована. 112.ua разбирался, на что "Нафтогаз" тратит 1,8 млрд грн бюджетных средств
24.10.17, ubr.ua
ВСУ считает, что цена потребзайма должна включаться лишь в процентную ставку.
На что нужно обратить внимание, обсуждая главную политическую тему осени.
24.10.17, Газета.Ru
В Киеве назвали условие возвращения к закупкам российского газа.
23.10.17
21.10.17
20.10.17
19.10.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!