Транзит газа через Украину оказался под угрозой: конкурентов ГТС становится все больше

Точка зору

Несмотря на все разговоры об энергосбережении и альтернативных источниках энергии, природный газ Украине будет нужен еще долго и в больших количествах. Его источников два: собственная добыча и экспорт.

На днях министр энергетики Игорь Насалик заявил, что Украина сможет за счет наращивания собственной добычи и мер по энергоэффективности и энергосбережению полностью отказаться от импортного газа к 2020 г.

Такой оптимизм представители власти демонстрируют не впервые, но он выглядит необоснованным:

  • для наращивания добычи нужны огромные инвестиции в разведку и производство, приход которых маловероятен;
  • велика вероятность, что запасы газа в необходимых объемах не будут найдены в недрах страны;
  • после аннексии Крыма значительно усложнился доступ к запасам газа на шельфе Черного моря, а часть разрабатываемых месторождений находится на неподконтрольной территории Донбасса.

Так что импорт останется еще надолго. Для его получения реально есть два направления (поставки сжиженного газа через собственный терминал выглядят утопичными): Россия и Европа. Но на сегодняшний день "европейский" газ – это почти на 100% тот же российский, только иначе оформленный юридически.

Сейчас такие поставки возможны, т. к. как у наших западных соседей есть излишки газа, цена которого ниже той, которую нам предлагают россияне. Это происходит главным образом потому, что этот газ поступает по трубопроводам через Украину. Если этого транзита не будет, то газ в Центральной Европе подорожает, и вполне вероятно, что наша страна будет вынуждена закупать его в России.

Угрозы прекратить транзит через Украину уже неоднократно звучали из Москвы, но дело не ограничивается словами. Нынешняя российская власть вкладывает огромные средства в строительство новых экспортных газопроводов, в том числе и направлении Европы. Причин для этого несколько, и желание наказать "строптивых соседей", таких как Украина, только одна из них. Есть также желание дать возможность "заработать" на этих мегапроектах "нужным людям", и стремление сильнее посадить европейцев на свою газовую иглу.

В ЕС этого не хотят, но одновременно очень боятся повторения ситуации января 2009 г., когда из-за украино-российской газовой войны им пришлось мерзнуть, т. к. транзит был остановлен почти на три недели. Поэтому европейцы настойчиво развивают альтернативные российским каналы поставок газа на континент (и здесь сжиженный газ уже не утопия, а экономически оправданная реальность) и одновременно стараются не сильно портить отношения с Россией, аккуратно сдерживая ее наполеоновские планы строительства новых газопроводов.

Так, в Европе согласились на строительство "Северного потока", от которого газовая безопасность Северной Европы, особенно Германии, реально повысилась. Но жестко противостояли "Южному потоку" (поставка газа по дну Черного моря из России в Болгарию), добившись его закрытия. Главной причиной нынешней глубокой заморозки проекта "Ямал – Европа 2", предполагающего направление части нынешнего газового потока мимо Украины, стала жесткая позиция Польши. "Турецкий поток" был отложен после обострения российско-турецких отношений.

Сейчас серьезная борьба идет за "Северный поток 2". С его вводом россияне могут почти полностью отказаться от украинского транзита (разве что останутся поставки в Молдову). В результате Украина потеряет и доход от транзита (на сегодняшний день это около $2 млрд в год), и возможность покупать относительно дешевый газ в Европе.

Если бы от этого проекта пострадала только Украина, европейцы, может быть, и смирились бы с ним. Но лишится дохода от транзита и Словакия (около $800 млн в год), а она – член ЕС. Кроме того, газ неизбежно подорожает, особенно для и так небогатых стран Южной Европы (из-за роста издержек на транспортировку). Да и в целом газ для европейски потребителей может стать дороже из-за сокращения числа каналов его поставки. Мощности существующих внутриевропейских газопроводов может не хватить для дистрибуции всего объема газа от побережья Германии, придется строить новые. Исключение Украины из числа транзитеров газа может усложнить для европейцев доступ к нашим подземным хранилищам газа, которые им потенциально интересны.

Одновременно с борьбой против "Северного потока 2" европейцы активизировались в работе над собственным "Южным газовым коридором", который снижает их зависимость от российского газа.

Украинские власти в этой борьбе – не пассивные наблюдатели. Их задачи:

  • обеспечивать высокую надежность функционирования отечественной газотранспортной системы (ГТС), чтобы не снижать доверия к ней европейцев;
  • реформировать условия работы ГТС под правила ЕС, чтобы она стала более понятной для европейцев;
  • найти варианты того, как можно финансово заинтересовать европейцев в сохранении транзита через Украину (создание совместных предприятий, акционирование и т.п.);
  • добиться заключения нового договора на транзит газа, трехстороннего, с участием европейцев.

 

Украинская газотранспортная система

Любая большая ГТС представляет собой сеть газопроводов, связанных между собой технологическими перемычками, которые обеспечивают надежность газоснабжения в случае аварий на отдельных трубопроводах. И украинская система – не исключение. Природный газ поступает в нее по 22 магистральным газопроводам ("Союз", "Прогресс", "Уренгой – Помары – Ужгород" и др.), а выходит – по 15.

Проектная пропускная способность с Россией составляет 288 млрд куб. м в год, на границах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Беларусью и Молдовой – 178,5 млрд куб. м, в том числе со странами ЕС – 142,5 млрд куб. м.

В настоящее время ГТС из-за изношенности уже не может обеспечивать проектную мощность, но все равно она сильно недогружена. В 2015 г. объемы транзита составили 67 млрд куб. м (для примера – в 2011 г. было 93 млрд). Ожидается, что по итогам 2016 г. объем будет такой же. Около 96% газа направляется в Европу, остальной – в страны СНГ.

Доход от транзита российского газа в 2013 г. был $3,6 млрд, а в 2015 г. – $2 млрд.

Проекты, альтернативные украинской ГТС:

"Ямал — Европа". Назван он так потому, что соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Проходит по территории России, Беларуси, Польши и Германии. Проектная мощность – 32,9 млрд куб. м газа в год.

Из Беларуси газ попадает непосредственно в Польшу, а в Словакию – через территорию Украины. Чтобы избежать украинского "захода" и хотели построить ветку "Ямал – Европа 2", мощностью 15 млрд куб. м, чтобы газ в Словакию поступал через Польшу. Однако польские власти подвергли этот проект резкой критике, поскольку его осуществление может привести к исключению Украины из транзитной схемы. Официальный представитель "Газпрома" заявил в июне 2014 г., что реализация проекта фактически заморожена.

"Северный поток" (Nord Stream) соединил балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии. Первая очередь газопровода была запущена в ноябре 2011 г., вторая – в октябре 2012 г. Совокупная мощность первой и второй ниток составляет 55 млрд куб. м газа в год. Стоимость проекта составила 6,4 млрд евро.

"Голубой поток" – газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Черного моря. Проектная мощность 16 млрд куб. м газа. Он дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии.

"Северный поток 2". В июне 2015 г. "Газпром" и ряд европейских компаний подписали меморандум о расширении мощностей "Северного потока". В это время загрузка "Северного потока" достигла 94%. В проекте – строительство третьей и четвертой ниток мощностью по 27,5 млрд. куб м в год. Говорится, что они обе будут введены в эксплуатацию в конце 2019 г. Поскольку новые трубы пролягут по тому же маршруту, что и предыдущие, строительство можно завершить быстрее. В случае реализации этого проекта суммарная мощность "Северного потока" достигнет 110 млрд куб. м газа в год.

В консорциум по реализации проекта входят, помимо российского "Газпрома", немецкие компании E.ON и Wintershall, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE.

На днях финансовый директор Nord Stream заявил, что стоимость строительства "Северного потока 2" может составить 8 млрд евро, а стройку планируется начать в апреле 2018 г. Он также сказал, что тариф "Северного потока 2" будет ниже, чем при транспортировке газа через Украину. При этом он уточнил, что речь идет о действующем тарифе, а не о новом, на котором настаивает "Нафтогаз Украины".

Европейский парламент уже принял резолюцию, в которой призвал страны – члены ЕС не допустить строительства газопровода "Северный поток 2", а также полностью использовать транзитный потенциал Украины, через территорию которой ежегодно в Европу поставляется около 40% от общего объема российского газа.

map-nord-stream-ru_-2015-11-13_01

В середине марта текущего года против проекта выступили восемь членов ЕС: главы правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии, а также президент Литвы заявили, что его реализация несет геополитическую угрозу.

Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев назвал проект русским "троянским конем" для Европы, т. к. он не способствует расширению поставок газа в страны ЕС, поскольку не связан с новыми источниками газа. Если "Северный поток 2" будет построен, то газ будет перенаправлен из Центральной и Восточной Европы в Германию.

В начале мая проект раскритиковал госсекретарь США Джон Керри. По его мнению, он окажет вредное воздействие на страны Восточной Европы. Также было сказано, что проект не будет способствовать развитию конкуренции на газовом рынке Европы, и что он не является коммерческим.

Новый газопровод по дну Черного моря. "Газпром" в феврале этого года подписал с итальянской и греческой компаниями меморандум о взаимопонимании, предполагающий поставки газа "из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию". Неназванной третьей страной рассматривается Болгария, которая уже отказалась от участия в аналогичном проекте "Южного потока". Поэтому пока это не проект, а мечтания его потенциальных участников.

Проекты без российского участия:

"Южный газовый коридор" предполагает поставку газа от азербайджанского месторождения Шах-Дениз (шельф Каспийского моря) через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии. Общая стоимость проекта оценивается $45 млрд, из которых $28 млрд необходимы для увеличения добычи газа на Шах-Дениз. На первом этапе проект может обеспечить поставку в Европу 10 млрд куб. м газа с 2020 г., еще 6 млрд кубометров будут поставляться для Западной Турции. На втором этапе мощность проекта может быть увеличена за счет транспортировки газа из Туркмении и с Ближнего Востока. 25 мая президент ЕБРР заявил, что банк готов начать финансировать проект.

Коридор включает в себя два главных компонента – газопроводы TAP (Трансадриатический) и TANAP (Трансанатолийский). TAP является продолжением TANAP – от границы Турции по северной части Греции через Албанию и Адриатическое море он выйдет в Италию, где соединится с существующей газовой сетью. Реализацией проекта занимается швейцарская Trans Adriatic Pipeline AG, акционерами которой являются британская BP (20%), азербайджанская SOCAR (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарская Axpo (5%). Стоимость ТАР – 5,6 млрд евро. 7 мая состоялась церемония начала строительства этого газопровода. TANAP пройдет по территории Турции. В начале декабря прошлого года Турция и Азербайджан договорились ускорить его строительство (пуск был изначально запланирован на 2018 г.).

Польский газопровод – газовая компания PGNiG планирует снизить зависимость Польши от российского газа за счет постройки газопровода, по которому в страну будет поставляться газ с месторождений Норвегии (говорится о нескольких миллиардах кубометрах газа в 2022 г.). В начале января этого года стало известно о вхождении PGNiG в четыре проекта по добыче газа на норвежском шельфе Северного, Норвежского и Баренцева морей.

Газопровод из Израиля в Турцию – страны ведут переговоры о поставках газа через трубопровод по дну Средиземного моря. В Анкаре рассчитывают, что Израиль сможет поставлять до 30 млрд кубометров ежегодно, из которых 10 млрд будут оставаться в Турции, а 20 млрд транзитом отправятся в Европу. Общая стоимость строительства оценивается в $2,5-3 млрд.

Сергей Гусев

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢