Приват набрасывает сеть

Точка зору

Газовый реверс в Украину под угрозой

Правительство РФ официально предложило Словакии выйти из оппозиции к газотранспортному проекту "Северный Поток-2", который обходит стороной Словакию и Украину, и подключиться к транзиту российского газа в Сербию и Венгрию. Тот может пойти окольным путем – через Германию и Чехию. Это предложение во время визита в Братиславу озвучил глава российского Минэкономразвития Алесей Улюкаев. Нынешние интересы Братиславы от этого не пострадают. "В настоящее время доход Словакии от транзита российского газа составляет 700-800 млн евро в год, это огромная сумма для такой маленькой страны. Этот договор о транзите со Словакией составлен до 2028 года, и он не подлежит сомнению", – заявил российский министр.

В случае согласия Братиславы на дополнительный встречный транзит газа из Германии и Чехии по направлению на Сербию, Москва надеется сорвать проходящие через Словакию реверсные схемы поставки российского газа Украине. В Кремле не довольны, что словацкий и венгерский реверс снизил роль российского "Газпрома" на украинском рынке почти до нуля. Кроме такого удара по Украине, озвученное Москвой предложение показывает острую реакцию РФ на последнее крупное событие южно-европейского газового рынка – начало строительства газопровода Trans Adriatic Pipelines (TAP), ориентированного на газ Прикаспийских стран и иракского Курдистана. При стоимости 5,6 млрд евро он должен с 2018 года дать Южной Европе 10 млрд куб м газа в год, а после 2020 года – 20 млрд куб. м. На эту цифру страны региона cмогут сократить объем импорта из РФ или начать продавать излишки. Как показали реверсные европейские поставки газа в Украину в течение последних лет, на них всегда найдутся покупатели.

А пока что на их газовых рынках господствует сербская компания Naftna Industrija Srbije (NIS), 51% акций которой в 2013-2014 гг приобрела российская "Газпромнефть". Альтернативы NIS на балканском рынке нет, но эта ситуация не вечна. Через несколько лет после запуска ТАР его акционеры начнут обустраивать сеть трубопроводов-отводов, чьи ветки буквально разрушат российскую локальную монополию. Среди акционеров газопровода – британская корпорация ВР, азербайджанская Socar и итальянская SNAМ (по 20% акций), а также бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарская Axpo (5%).

Греков заставили сделать выбор

Состоявшаяся 17 мая в Греции церемония начала строительства газопровода ТАР твердо обозначила перспективу присоединения соседних стран к проекту. Этот шаг также положил конец греческой газовой политике лавирования между Москвой и Брюсселем. До военно-террористической конфронтации РФ с Украиной и Сирией, Греция откровенно применяла двойные стандарты в реализации стратеги развития своей газовой промышленности. Задолго до начала проекта ТАР, многие в Афинах планировали усидеть на двух стульях. С одной стороны, политики-правоцентристы обещали для погашения долгов ЕС продать греческие госкомпании DEPA и Hellenic Petroleum (НР) азербайджанской компании Socar. Таким образом они намеревались показать Брюсселю, как греки поддерживают европейскую политику снижения газовой зависимости от РФ. С другой стороны, официальные лица Греции откровенно лукавили, то и дело заверяя РФ, что готовы сохранять импорт российского газа на старом уровне. Одновременно из Афин неслись обещания подключиться к еще одному обходящему Украину российскому трубопроводному проекту – "Турецкий Поток". Если бы он не схлопнулся в конце прошлого года по независящим от Греции причинам (конфронтации между РФ и Турцией), афинские политики и до сих пор продолжали бы такую риторику.

Из-за такой стратегии двойных стандартов азербайджанская Socar, как наиболее вероятный будущий собственник греческой ГТС и нефтекомпании НР, должна была пообещать Греции неимоверный кульбит: наряду со своими каспийскими ресурсами покупать еще и российские газ и нефть. По задумке греческих левых политиков, Москва должна была щедро вознаградить их за построение такой схемы. Ее конечной задачей было дотянуть до момента, когда РФ с помощью уже действующего "Северного Потока", его будущей второй очереди и "Турецкого Потока" смогла бы завести свой газ на Юг Европы, чтобы отрезать путь в ЕС каспийскому и азиатскому газу. Косвенным подтверждением такого плана может служить тот факт, что несмотря на фатальное кредитное состояние Греции, ее власти уже 5 лет к ряду притормаживают приватизацию компаний DEPA и НР.

С начала этого года, когда ЕС заметно ужесточил свое отношение к "Газпрому", а военные операции РФ в Украине и Сирии перешли в фазу длинной заморозки, Афинам пришлось делать трудный выбор. Подошел срок начала строительства газопровода ТАР, который был спроектирован еще в прошлом десятилетии, но одобрен ЕС только в 2014 году. Socar, которую Греция водит за нос с приватизацией, является одним из крупных акционеров ТАР, и вторым по весу источником ресурсов, уступая только корпорации ВР, которая является бесспорным лидером инвестиций в добычу газа Азербайджаном и иракским Курдистаном.

Какие дивиденды получит Киев от ТАР

Если бы отношения России и Турции не испортились, Кремль смог бы запустить "Турецкий Поток" к 2017-18 гг вместе с "Северным Потоком-2". При этом он мог бы рассчитывать на поддержку властей Германии и Франции, доминирующих в нефтегазовой политике ЕС. Но все пошло не по плану. И ныне "Газпром" уже начинает работать с отрицательной рентабельностью из-за европейской антимонопольной политики и сокращения поставок в Украину. Из-за начала строительства нового газопровода ТАР, заведомо установленный российской газовой монополией контроль над сербской NIS становится ненужным и дорогим приобретением. Он уже ничего не принесет во внешнеполитическом плане, даже если Словакия и Венгрия решатся начать транзит из "Северного Потока-2", и тем самым отодвинутся от будущих ресурсов Южного газового коридора ЕС, важным элементом которого является газопровод ТАР.

Украинские инженерно-строительные компании и трубопрокатные заводы пока что не добились крупных подрядов в европейском проекте ТАР. Но даже без этого экономика Украины получит от него дивиденды. Компании-потребители российского газа в Греции после запуска ТАР и поступления на рынки каспийского и иракского газа получат профицит ресурсов, и будут вынуждены продавать закупаемый у РФ газ по маршруту его следования – Украине, Молдове и Румынии. Возникновение избытка газа на рынках приведет к снижению импортных цен, что может позитивно сказаться на конкурентноспособности местной химической, цементной и стекольной промышленности. Кроме того, газотрейдеры транзитных государств, благодаря проекту ТАР получат больше возможностей для закупки газа с южного направления.

Иван Петров

Новини

24 Квітня 2024

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

ВСІ НОВИНИ ⇢