Заплатить Коломойскому: торг за контроль над Укрнафтой продолжается

Точка зору

Общее собрание акционеров ПАО «Укрнафта», запланированное на 7 июля, может не состояться. Об этом официально сообщила пресс-служба главного акционера – НАК «Нафтогаз Украины», после того как 22 июня акционеры не смогли провести заседание наблюдательного совета. Кворум не собрался.

Один из членов набсовета – Игорь Коломойский – хотя и находился в Киеве, на заседание не пришел. В это время он вместе с экс-премьером Яценюком был у Арсена Авакова в здании МВД. Члены набсовета должны были одобрить ряд решений по вопросам, вынесенным на общее собрание акционеров: смена наблюдательного совета, выбор аудитора для спецпроверки относительно дебиторской и кредиторской задолженности за 2015 год, и самое главное – финансовое оздоровление и план досудебной санации компании.

Ситуация, на сегодня сложившаяся вокруг «Укрнафты», это определенный вызов нынешнему руководству «Нафтогаза», руководителям Фискальной службы и правительству Гройсмана. Им приходится брать ответственность за популистскую политику предыдущих властей. Пока что они не решаются это сделать, потому что примеру «Укрнафты» могут последовать и другие компании. Но, если все оставить как есть, Украина может потерять свою единственную нефтяную компанию, обеспечивающую 20% рынка нефтепродуктов.

Шлейф проблем

В сентябре 2015 года, когда Марк Роллинс возглавил «Укрнафту», у компании уже имелись проблемы: налоговые долги в размере почти 9 млрд гривен и судебные тяжбы с «Нафтогазом Украины» за газ, который изымался у компании с 2006-го по 2012 год на нужды населения. В общей сложности около 10,6 млрд куб. м. Проблемы накапливались годами.

Решение о продаже всего газа собственной добычи НАК «Нафтогаз Украины» по цене, устанавливаемой НКРЭ, было принято правительством Юрия Еханурова 9 июня 2006-го (постановление КМ №813). В 2006 году у «Укрнафты» «забрали» 2 млрд куб. м газа. В последующие годы объемы были гораздо меньшими, потому что компания сориентировалась и нашла лазейку в документе Кабмина: стала оформлять свой газ как «технологический и для собственных производственных нужд», поставляя его на промышленные предприятия, подконтрольные группе «Приват». В итоге вместе с нефтью компания стала торговать химическими удобрениями, ферросплавами, металлом.

Практически с 2006 года юристы «Укрнафты» судились с «Нафтогазом» и правительством Украины. Кстати, судились и другие компании, на которых распространялось действие постановления КМ, и выигрывали суды. Марк Роллинс первым делом изучил все правовые и законодательные нормы, по которым работала «Укрнафта». И в ноябре 2015 года при общении с журналистами сообщил, что поддерживает все действия предыдущего руководства компании в данном вопросе, отметив, что бартерные операции с химудобрениями и металлом приносили компании прибыль.

Тайный договор

Кроме НАК «Нафтогаз Украины», акционерами «Укрнафты» являются и частные компании, интересы которых правительство Еханурова проигнорировало. Последующие правительства тоже не отменили это решение, хотя судебные тяжбы продолжались. «Укрнафта» несколько лет не проводила собрания акционеров и не распределяла дивиденды, 50% которых принадлежали государству.

Вместо этого в январе 2010-го премьер Тимошенко одобрила некий договор «о взаимопонимании и сотрудничестве» между акционерами «Укрнафты». Со стороны государства договор подписал глава НАКа Олег Дубина, со стороны миноритарных акционеров – четыре офшорные компании: Littop Enterprises Ltd, Bridgemоnt Ventures Ltd, Bordo Management Ltd и Ballioti Enterprises Ltd, связанные с группой «Приват». Из одиннадцати членов набсовета люди Игоря Коломойского получили право назначать пять, при этом кворум – восемь. Также они получили право назначать своего председателя правления. А все споры должны решаться в Лондонском международном арбитраже. Фактически, группа «Приват» получила единственную украинскую нефтяную компанию в полное единоличное владение. Если поднять соответствующие архивы Кабмина, можно увидеть там подпись Юлии Тимошенко.

Лишь в начале 2015-го, под огромным давлением и с крупным скандалом государству удалось вернуть контроль над «Укрнафтой». А в мае 2015 года три компании – фигуранты договора «о взаимопонимании», Littop Enterprises Ltd, Bridgemоnt Ventures Ltd и Bordo Management Ltd, подали в суд на Украину, правда, в Стокгольмский арбитраж. Общая сумма иска – $4,67 млрд. Она включает $2,063 млрд, рассчитанные как потеря дивидендов, $0,932 млрд – как штрафные санкции, и $1,679 млрд – как потеря стоимости акций.

Налоговые долги в «Укрнафте» объясняют тем, что изъятие у нее газа по нерыночным ценам не давало возможности полноценно развиваться и платить все налоги. О техническом и производственном состоянии компании надо говорить отдельно. И, похоже, в «Нафтогазе Украины» об этом состоянии знают, и наконец-то поняли, что угрозы миноритарных акционеров вполне серьезны. С таким отношением к бизнесу и тайными договоренностями Украина может проиграть суд.

Деньги или газ

Последний раз наблюдательный совет собирался 24 мая, и там уже шел более-менее предметный разговор о том, каким образом НАК «Нафтогаз» будет возвращать газ «Укрнафте», и как разобраться с налоговыми долгами. Еще в феврале т.г. Марк Роллинс говорил, что независимые аудиторы подсчитали стоимость газа, который был отобран у «Укрнафты» по трем методикам. Наибольшая сумма составила 50 млрд гривен.

Однако на майском заседании речь шла о сумме в 3,8 млрд гривен, то есть по цене, установленной НКРЭ. Этими деньгами планируется погашать налоговый долг на протяжении 2016 года. Кроме того, ровно такую же сумму миноритарные акционеры пообещали вытребовать у должников, которые закупали нефть у компании в первой половине 2015-го. Общая сумма дебиторской задолженности превышает 13 млрд гривен, но почему-то самых крупных должников ни акционерам, ни нынешнему руководству «Укрнафты» найти не удалось. Все эти условия прописаны в плане санации, который пресс-служба компании официально огласила лишь спустя месяц, 22 июня.

«Основные элементы плана включают: проекции денежных потоков для погашения налогового долга согласно показателям работы компании в будущем; денежную выплату в размере 3,8 млрд гривен в отношении части 11 млрд куб. м природного газа, которые «Укрнафта» добыла и передала «Укртрансгазу» в период с 2006 по 2012 год; погашение задолженности иных должников на равную сумму», – говорится в пресс-релизе.

Не зря в сообщении пресс-службы речь идет о денежной выплате «в отношении части 11 млрд. куб. м газа». Дело в том, что оставшийся налоговый долг, начиная с 2017 года, компания готова погашать в течение трех лет за счет прибыли от работы. Но, по другой информации, руководство не против сразу погасить налоговые долги за счет передачи ГФС 2 млрд кубометров газа, которые были изъяты у компании в 2006 году, но юристы отсудили их в 2012-м. 7 июня судебный исполнитель под ПАО «Укртрансгаз» даже зачитал исполнительный лист о возврате этого газа. Однако в НАКе категорически отказались признавать документ. И Марк Роллинс имел очень неприятный разговор на повышенных тонах как с Игорем Коломойским, так и с главой НАКа Андреем Коболевым.

Дилемма для Гройсмана

На так и не состоявшемся заседании набсовета «Укрнафты» вопрос «возвращать или не возвращать» газ уже не поднимался. Представителями заинтересованных сторон в основном обсуждалась форма возврата этого долга. Согласно официальному сообщению НАКа, «Нафтогаз Украины» настаивал, в частности, на включении в план санации обязательства правления «Укрнафты» прекратить действия, направленные на взыскание в натуральной форме 10,62 млрд куб. м природного газа, который был потреблен населением Украины на протяжении 2006-2012 годов, предусмотрев расчеты за такой газ «Нафтогазом Украины» в денежной форме».

«Денежные расчеты за газ, добытый «Укрнафтой» и использованный населением Украины, является единственной цивилизованной формой расчетов за газ, который «Укрнафта» обязана была передавать для удовлетворения потребностей населения», – заявил после несостоявшегося заседания председатель правления «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.

«Условия санации, предложенные менеджментом «Укрнафты», вместе с предложениями «Нафтогаза Украины» направлены на сохранение крупнейшей нефтедобывающей компании Украины и снятие юридических противоречий, которые за последние 10 лет делали невозможными привлечения иностранных инвестиций, модернизацию производства и развитие предприятия. Данные условия сейчас рассматриваются Кабинетом министров Украины», – говорится в официальном сообщении НАКа.

Сегодня «нефтяной мяч» – на поле Кабинета министров, премьеру Владимиру Гройсману следует найти аргументы, чтобы убедить других членов правительства фактически «выплатить» олигарху Коломойскому компенсацию за популистские решения предыдущих правительств. Со своей стороны, действия миноритарных акционеров, в частности, срыв заседания набсовета, очень похожи на своеобразный шантаж. Игорь Коломойский заявил, что в преддверии судебного слушания в Стокгольме участие в заседании набсовета могло бы подорвать их позиции. Сложно оценивать правдивость этой информации. А вот то, что без проведения общего собрания акционеров «Укрнафта» может вообще остановить работу – это факт.

Действенный прецедент

Более того, ситуация с «Укрнафтой» стала определенным прецедентом. Специализированная антикоррупционная прокуратура раскрыла схему хищения газа и денежных средств в «Укргаздобыче» через работу предприятий совместной деятельности. Три таких предприятия, тоже с налоговыми долгами, принадлежат народному депутату Александру Онищенко. В ближайшее время парламент должен решить вопрос о снятии с него неприкосновенности.

Между тем Онищенко уже успел публично заявить, что готов погасить налоговые долги в 1,5 млрд гривен, когда «Укргаздобыча» выплатит ему 2 млрд гривен за те инвестиции, которые его компании сделали в процессе работы. И, якобы, переговоры об этом уже идут. ПАО «Укргаздобыча» через пресс-службу так же – публично – опровергла слова Онищенко.

«ПАО «Укргаздобыча» не вело переговоров ни с Александром Онищенко, ни с ООО «Карпатнадраинвест», ООО «НадраГеоцентр», ООО «ХАС», которые работают по договорам совместной деятельности, относительно выкупа этих обществ. «Укргаздобыча» не имеет и не имела никаких обязательств по такому выкупу», – заявила Елена Кобец, директор ПАО «Укргаздобыча» по правовым вопросам.

В сообщении говорится, что «Укргаздобыча» требовала от представителей этих обществ объяснения причин невыполнения ими плановых показателей добычи углеводородов, и настаивала на необходимости своевременного выполнения операторами совместной деятельности своих обязательств, включая налоговые. Но к позитивным сдвигам эти переговоры не привели. Не было найдено и способа внесудебного завершения действия договоров о совместной деятельности и возврате скважин ПАО «Укргаздобыча».

Никто не знает, какие офшорные компании могут появиться, и какие еще «тайные договоры» найдутся в архивах Кабмина. Однако ясно одно: ситуация вокруг государственных добывающих компаний имеет тенденцию к ухудшению.

Инна Коваль

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢