Судебные новеллы: чего ждать Украине от реформы правосудия

Точка зору

В середине июля президент Украины Петр Порошенко подписал новую редакцию Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII (далее Закон о судоустройстве), принятого Верховной Радой 2 июня 2016 года. Принятие Закона о судоустройстве позволит реализовать положения, принятые в этот же день парламентом касательно изменений в Конституцию Украины относительно правосудия.

Закон о судоустройстве вступает в силу 30 сентября 2016 одновременно с изменениями в Конституцию Украины относительно правосудия.

Указанный Закон, который существенно изменяет структуру судебной системы Украины, процедуру назначения, увольнения и привлечения к ответственности судей, имеет свои преимущества и недостатки, основные из которых мы рассмотрим в данной статье.

Важными являются положения Закона, которые направлены на деполитизацию судебной системы. После вступления в силу Закона о судоустройстве политические органы не будут влиять на судейскую карьеру. Полномочия от президента и Верховной Рады Украины по переводу, увольнению судей, дачи согласия на их арест и содержание под стражей перейдут к Высшему совету правосудия. Назначать судей будет президент Украины по представлению Высшего совета правосудия.

Кроме того, президент Украины лишается полномочий по созданию и ликвидации судов своим указом.

Закон предусматривает переход к трехзвенной судебной системе и определяет роль Верховного Суда в Украине как суда кассационной инстанции, а в определенных случаях ─ в качестве суда первой или апелляционной инстанции. Кроме этого, в составе Верховного Суда будет действовать Большая Палата, которая будет осуществлять унификацию судебной практики и решения юрисдикционных споров.

Это положительный шаг, поскольку трансформация высших специализированных судов в подразделения Верховного Суда Украины будет способствовать обеспечению единства судебной практики и одинакового применения законодательства.

Верховный Суд Украины с новой структурой и новым составом должен заработать в первом квартале 2017 года.

Набор судей в высший судебный орган будет осуществляться по конкурсу. В конкурсе на должность судьи Верховного Суда смогут участвовать как действующие судьи, так и кандидаты с не менее чем 10-летним стажем научной работы в сфере права или адвокатской деятельности.

Возможность назначения лица без опыта работы судьей на должность судьи Верховного Суда как высшего органа, который должен обеспечивать устойчивость и единство судебной практики, может негативно повлиять на качество правосудия.

Законом предусмотрено обновление и местных судов. Все районные, межрайонные, городские суды заменят окружные суды. Согласно Закону о судоустройстве, местными общими судами являются окружные суды, местными хозяйственными ─ окружные хозяйственные суды, местными административными ─ соответствующие окружные суды. Апелляционные суды, которые создаются в апелляционных округах, рассматривают гражданские и уголовные дела. Апелляционные хозяйственные и административные суды рассматривают дела соответствующих категорий. В составе апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел.

Судебная реформа предусматривает полное изменение системы избрания судей, совершенствует и ужесточает процедуру квалификационной оценки судей. Следствием таких изменений будет наполнение судейского корпуса наиболее профессиональными юристами, что существенно повысит качество правосудия.

Законом о судоустройстве установлены квалификационные требования к кандидатам на должность судьи. Так, на эту должность может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати, но не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, владеющий государственным языком и соответствующий установленным критериям профессиональной компетентности и честности.

Повышение требований относительно возраста с 25 до 30 лет и опыта работы от 3 до 5 лет к кандидатам на должность судьи должно повысить качество правосудия в нашей стране.

Судей сразу будут назначать на должность бессрочно.

Полномочия судей, назначенных на 5 лет до вступления в силу указанного Закона, прекращаются с истечением срока, на который они были назначены.

Нужно отметить, что Закон содержит ряд новых механизмов для предотвращения коррупции в судебной системе: полный мониторинг образа жизни судьи, обязанность представления деклараций честности и родственных связей и тому подобное.

Предполагается, что при Высшей квалификационной комиссии судей Украины будет создан Общественный совет добропорядочности, который будет помогать комиссии в установлении соответствия судьи или кандидата на должность судьи критериям профессиональной этики.

Недостатком Закона можно назвать то, что выводы Общественного совета просто будут попадать в судейское досье и не будут иметь обязывающего характера для Высшей квалификационной комиссии судей. Например, если Общественный совет даст отрицательное заключение касательно той или иной кандидатуры, то Высший совет правосудия или ВККС Украины имеет право его не учитывать.

Предотвращению коррупции в судебной системе должно способствовать и повышение размера заработной платы судьям, которые пройдут квалификационное оценивание. Базовый оклад судьи местного суда составит 30 минимальных заработных плат, судьи апелляционного, высшего специализированного суда ─ 50 минимальных зарплат, Верховного Суда ─ 75 минимальных зарплат. Кроме того, к базовому размеру оклада судьи дополнительно будут применяться региональные коэффициенты. В Законе также предусмотрены различного вида доплаты.

Однако такие достойные зарплаты будут повышать постепенно в течение следующих трех лет.

Судьи будут назначаться исключительно по результатам публичного конкурса и квалификационного оценивания. Закон совершенствует процедуру квалификационной оценки всех судей. В частности, оценивание будет проводиться по критериям компетентности (профессиональной, личной, социальной и т.д.), профессиональной этики и добропорядочности. Квалификационное оценивание по критерию профессиональной компетентности будет проводиться с учетом принципов инстанционности и специализации.

Стоит отметить, что Законом о судоустройстве закреплено и новое основание для увольнения судьи с должности ─ неподтверждение легальности источников происхождения имущества.

Закон содержит еще одну новеллу ─ возможность командировки судьи с его согласия для осуществления правосудия в другой суд в определенных Законом случаях (например, чрезмерная загруженность суда). Это позволит оптимизировать срок рассмотрения судебных дел в тех судах, которые слишком перегружены.

Нужно отметить и создание высших специализированных судов, а именно: Высшего антикоррупционного суда и Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности. Указанные суды будут действовать как суды первой инстанции, а их решения сможет пересматривать только Верховный суд Украины.

Создание специализированных судов является весьма прогрессивным и очень долгожданным событием в Украине, поскольку позволит быстро и оперативно рассматривать споры, отнесенные к их юрисдикции, высококвалифицированными судьями соответствующей специализации. Например, общеизвестным является наличие дефицита специалистов в сфере интеллектуальной собственности в должности судьи, поэтому создание суда, специализирующегося на рассмотрении таких споров, упростит защиту прав интеллектуальной собственности, сделает решение судебных споров по интеллектуальной собственности более предсказуемым и быстрым для владельцев объектов интеллектуальной собственности.

Закон предусматривает сужение судейской неприкосновенности ─ судья может быть задержан без всякого разрешения во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан до вынесения обвинительного приговора суда.

Положения Закона об абсолютной монополии адвокатуры на представительство в суде являются одними из самых дискуссионных, поскольку исключительное право адвоката на представительство в суде ограничивает право человека на свободный выбор защитника своих прав, что предусмотрено статьей 59 Конституции Украины. Такие изменения можно назвать дискриминационными по отношению к другим представителям юридической профессии.

Вместе с тем, принятые изменения в целом позитивные, их утверждение – важный шаг на пути к созданию действительно независимой и справедливой судебной системы в Украине.

Наталия Гришина
старший юрист PLP Law Centre, адвокат, судья Постоянно действующего третейского суда при Ассоциации «Медиационное партнерство»

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢