Сколько еще мы будем вынуждены следить за ценниками в валютных обменниках

Точка зору

Не помешало бы главе Национального банка Украины Валерии Гонтаревой подсчитать, сколько за время ее руководства Нацбанком гривна потеряла нулей в своей покупательной способности, и какое количество населения лишилось всех своих финансовых сбережений. И что дальше делать тем, у кого финансовые сбережения еще каким-то чудом сохранились в коммерческих банках и вне банковской системы?

А вот в Ассоциации защиты банков это сделали. И, как отметила ее президент Екатерина Назимко, "более 163 млрд грн потеряли вкладчики на счетах ликвидированных банков в 2014-2016 гг. Потери вкладов физических лиц составили 111 млрд грн, и 52 млрд гривен – бизнеса". Также пресс-служба Ассоциации подчеркнула, что "несмотря на огромные потери вкладчиков, Фонд гарантирования вкладов физических лиц выплатил пострадавшим клиентам банков с января 2014 г. по 1 июля 2016 г. 80,8 млрд грн. Невыплаченными остаются более 30 млрд грн, и львиная доля этой суммы не будет компенсирована людям, поскольку размер их вкладов превышает 200 тыс. грн, гарантированных государством".

Соответственно, за период так называемого очищения банковской системы 1,5 млн вкладчиков были вынуждены получать свои депозиты через систему компенсации вкладов. И, как известно, "чаще в числе вкладчиков, суммы депозитов которых превышают гарантированные государством 200 тыс. грн, оказываются люди, хранившие свои сбережения в иностранной валюте. Из-за девальвации гривны их вклады за 2 года обесценились более чем втрое: безналичный курс национальной валюты просел с 8 до 25 грн за 1 долл. США. Государство должно обеспечивать безопасность вкладов населения. Однако цифры сегодня свидетельствуют о том, что нынешние чиновники не выполняют своих прямых функций, а проводимые ими регулятивные реформы приводят к обнищанию населения", – жестко и откровенно заключила президент Ассоциации защиты банков.

Итак, что делать в текущей ситуации? Есть ли вообще выход из этой тяжелейшей ситуации? Ведь все говорит о том, что банкопад продолжится. В связи с этим будет расти число банкротств и в реальном секторе экономики. По различным экспертным оценкам, действия Национального банка Украины за последние два года привели к выведению 80 кредитных учреждений с рынка и блокировке счетов сотен тысяч клиентов банков, на выплаты которым у Фонда гарантирования вкладов физлиц не хватает средств.

Судите сами. В 2015 г. ФГВФЛ было получено 41,5 млрд грн кредитов от Министерства финансов в виде облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), а на 2016 г. предусмотрено кредитование Фонда в объеме 16 млрд грн. По разным аналитическим заключениям, из неплатежеспособных коммерческих банков было выведено более 400 млрд грн оборотных средств предприятий реального сектора экономики.

Понятно, что из-за очень медленной и неэффективной системы продаж активов этих банков-банкротов не дойдет до выполнения обязательств перед, например, клиентами 6-й и 7-й очередей. Тогда закономерно возникает вопрос: а почему бы не создать специализированный фонд, который выпустит в обращение квазиценные бумаги и будет аккумулировать эту задолженность перед клиентами неплатежеспособных банков, затем в счет данных ценных бумаг можно будет выкупать активы у ФГВФЛ (управлять ими и начислять дивиденды участникам)?

Подобный пример в нашей финансовой истории уже был. В 90-е годы группа народных депутатов пролоббировала выпуск подобных квазиценных бумаг – компенсационных сертификатов вкладчиков Сбербанка СССР (КСов). В частности, с их помощью тогда осуществлялся выкуп, например, льготной подписки простых именных акций ОАО "ММК "Азовсталь" и ОАО "ММК "Им. Ильича". А с чем связаны сегодня наши ожидания? Ведь в эти дни все чаще и чаще собственники и топ-менеджеры предприятий, залоги под полученные кредиты которых оказались в неплатежеспособных банках, сталкиваются с ситуацией, когда их огромные усилия по выкупу своих же залогов "разбиваются о скалы" различных проблем, созданных Фондом гарантирования вкладов.

Что делать отчаявшимся предпринимателям? Главное, как говорится, не опускать руки, а обращаться за помощью к профессиональным участникам рынка. Например, для эффективного выполнения всех задач по выкупу активов неплатежеспособных банков ведущие специалисты компании по управлению активами "Инсайт эссет менеджмент" и факторинговой компании "Фактор-кредит "Феникс" объединились в одну группу и теперь вместе осуществляют в интересах клиентов комплекс работ и услуг. Практика работы специалистов этой группы стала действительно их важным стратегическим активом. Скоро на своем сайте они начнут делиться опытом, раскрывая методологическую базу организации и выполнения различных работ.

Конечно, не надо иметь завышенных ожиданий на действия Кабмина, НБУ и ФГВФЛ. К тому же в последние дни гривна подобралась к такому уровню, за которым она не может оставаться по простой причине: дальнейшее обрушение гривны очень плохо отразится на экономике страны и может вызвать дальнейший банкопад и гиперинфляцию. В 90-е годы мы это уже проходили. И "веселуха" еще не началась. Дефицит бюджета и долговая нагрузка продолжают расти, нет и роста налоговых поступлений.

Котировки гривны к "американцу" на валютном рынке продолжают снижаться. На прошлой неделе доллар в "обменниках" пробил психологическую отметку в 26 грн. Очередной антирекорд. Плюс инфляция начала активно реагировать на коммунальные платежи, плюс с сентября еще поднимутся цены за электроэнергию. Вообще, в Кабмине Гройсмана понимают, что делают? Уронив сейчас гривну, нельзя далее подпитывать денежный поток только за счет печатного станка. Более того, именно свобода бесконтрольной эмиссии гривны – это одна из наиболее опасных свобод.

Поэтому в правительстве и Верховной Раде надо в первую очередь позаботиться не о девальвации гривны, а о привлечении частных инвестиций, например, на внутреннем рынке совместного инвестирования. Именно внутренние сбережения финансово состоятельных граждан должны стать важнейшим источником длинных денег. Но справедливости ради, единственное, что действительно удастся властям, уронив гривну, – это сократить импорт, и как результат – получить оздоровление баланса текущих счетов.

Пользуясь этой ситуацией, Кабмину Гройсмана надо оперативно создавать механизмы финансирования экономического оздоровления и модернизации предприятий. Это особенно важно сейчас, когда надо компенсировать очень низкую активность частных инвесторов. Например, организовывать проектное финансирование с участием потребительских обществ, кредитных союзов, институтов совместного инвестирования.

И все же, сможем ли мы в повседневной жизни игнорировать курсы валют? Мой прогноз такой. В идеале, если бы мы смогли все производить сами, только тогда можно было бы не смотреть на курсы валют. Хотя не обязательно все производить. Просто достаточно, чтобы структура экспорта была похожа на структуру импорта. Например, если экспорт состоит на 50% из сырья и на 50% из готовой продукции, то, в принципе, как бы ни скакал валютный курс – инфляцию это особенно не разгонит. Или другими словами, чтобы структура экспорта и импорта была сбалансированной.

Однако при той структуре экономики и состоянии банковской системы, куда нас загнали все предыдущие и нынешние власти, мы еще как минимум пару десятилетий будем внимательно следить за ценниками в валютных обменниках. А в итоге нас ожидают очень серьезные перетряски в экономике страны, потому что после объявления дефолта формировать госбюджет будет существенно сложнее. Соответственно, нас ожидает очередной виток девальвации гривны и дальнейший рост инфляции, а также банкротство банков и предприятий. И в этих тяжелейших условиях особенно актуальным и необходимым становится создание и организация деятельности специализированного Фонда для компенсации пострадавшим клиентам банков.

Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢