Налоговая реформа по-новому: список изменений

Точка зору

23 сентября Минфин обнародовал новую версию пакета изменений в Налоговый кодекс. Предложения и замечания к ней принимаются до 30 сентября, и похоже, что эта версия примет вид законопроекта, который будет направлен в Верховную Раду. Видимо, законопроект будет подан как замена правительственного проекта №5132, который был зарегистрирован 15 сентября.

Минфин 9 августа опубликовывал предварительную версию законопроекта. 7 сентября министр финансов Александр Данилюк представил его обновленный вариант в комитете ВР по вопросам таможенной и налоговой политики. Получив новые предложения и замечания, Минфин 20 сентября представил экспертам презентацию обновленной версии изменений. Как утверждает министерство, проект поддержали Американская торговая палата, Всеукраинское объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса "Фортеця", Европейская бизнес ассоциация, Союз украинских предпринимателей, общественная инициатива "Реанимационный пакет реформ".

В документе учли предложения Южаниной

В новый документ вошли многие положения так называемого либерального законопроекта №3357, созданного в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной при подготовке налоговой реформы предыдущим правительством.

В новом документе, в отличие от законопроекта №5132, ничего не говорится об изменении действующих ставок налогов. По словам разработчиков, он направлен на улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы, на повышение прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидацию распространенных схем уклонения от налогообложения и устранения шероховатостей существующих процедур. В нем содержатся определения новых терминов; по-новому сформулированы права и обязанности налогоплательщиков; уточнены функции органов контроля и их права; детально расписано, что такое электронный кабинет налогоплательщика, и как он должен работать; приведен порядок учета плательщиков налогов и т. п. 

В части администрирования

  • Перевод на Минфин всей методологии налогообложения (порядок администрирования налогов, возмещения НДС, процедуры технического сопровождения баз данных, порядок учета налогоплательщиков и др.).
  • Администрирование всех баз данных переходит от ГФС к Минфину. Делается это для того, чтобы уменьшить возможности для манипуляций и ручного управления данными.
  • Открытие единого казначейского счета для уплаты всех налогов, кроме НДС и акциза с продажи топлива (с 1.01.2018 г.).
  • Новая структура ГФС: контролирующая работа находится на областном уровне, районные инспекции выполняют исключительно сервисные функции.
  • План-график документальных плановых проверок публикуется на сайте ГФС и в официальном издании налоговиков.
  • Решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, превышающей пределы бюджетного года, принимается Минфином.
  • Внедрение полноценного электронного кабинета налогоплательщика (доступ ко всей налоговой информации о плательщике, сверка расчетов с бюджетом, заполнение и представление налоговой отчетности, управление излишне уплаченными средствами, регистрация налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставление актов или справок проверок, переписка с контролирующим органом).
  • Реформа системы налоговых консультаций: приоритет обобщающим консультациям; запуск единого реестра налоговых консультаций; предоставление права на письменные и электронные консультации исключительно органу, формирующему налоговую политику, контролирующие органы имеют право предоставлять только устные консультации.
  • Отмена необходимости предоставлять документальное подтверждение вместе с предоставлением информации по запросу ГФС в ходе встречной сверки.
  • Установление пени за несвоевременный возврат налогоплательщику его средств.
  • Повышение порогов при контроле трансфертного ценообразования, в частности, операции признаются контролируемыми при годовом доходе плательщика налогов 150 млн грн (сейчас 50 млн) или объеме хозяйственных операций с одним контрагентом 10 млн грн в год (сейчас 5 млн).
  • Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, ведется исключительно средствами электронной связи.
  • Установление перечня оснований для проведения фактической проверки при совершении нарушения в прошлом.
  • Установление 30-дневного срока в течение которого может быть проведена камеральная проверка (сейчас такой срок установлен только по НДС).
  • Отмена права получать от налогоплательщика копии документов, относящихся к предмету проверки.
  • Ликвидация налоговой милиции и создание Финансовой полиции, деятельность которой будет регламентироваться отдельным законом.

В части налога на прибыль

  • Уточнение порядка амортизации основных средств и нематериальных активов, начисление которой осуществляется без учета их переоценки.
  • Корректировка финансового результата до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию и другие улучшения непроизводственных основных средств и нематериальных активов.
  • Уменьшение финансового результата до налогообложения на сумму первоначальной стоимости объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов в случае продажи такого объекта.
  • Уточнение правовых оснований списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов.
  • Предоставление права на перенос убытков при реорганизации.
  • В период с 1.01.2017 г. до 31.12.2021 г. применение при расчете амортизации основных средств 25-процентной годовой нормы амортизации по прямолинейному методу при выполнении условий, указанных в Кодексе.
  • Установление на период до 31.12.2021 г. налоговых каникул (применение нулевой ставки налога на прибыль), для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 млн грн, и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников не меньше, чем две минимальные заработные платы. Кроме этого, в Кодексе указаны и другие требования к потенциальным льготникам.

В части НДС

  • Совершенствование системы электронного администрирования: возврат переплат налога исключительно на счет плательщика в системе, с которого средства зачислялись; увеличение срока регистрации налоговых накладных с одновременным установлением штрафов за отсутствие такой регистрации и за нарушение сроков регистрации.
  • Запуск единого публичного реестра заявлений на возмещение НДС.
  • Запрет на снятие налогового кредита у добросовестных плательщиков налога.
  • Признание налоговой накладной, зарегистрированной в едином реестре, достаточным основанием для формирования налогового кредита.
  • Урегулирование налогообложения операций по продаже лизинговых портфелей.
  • Распространение обязательного реквизита – кода товара согласно УКТ ВЭД (первые четыре цифры), который отражается в налоговой накладной, на все без исключения товары (сейчас только для импорта, но указывается код полностью). Это делается для уменьшения возможности вбрасывания в систему фиктивного НДС.
  • Предоставление права на перенос налогового кредита при реорганизации.

В части налога на доходы физлиц

  • Включение в расходы физлица – предпринимателя (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) суммы акцизного налога при розничной торговле и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
  • Расширение обязанности заполнения налоговой декларации от имени плательщика налога на родителей – по доходам, полученным несовершеннолетним лицом.
  • Освобождение от налогообложения сумм, уплаченных любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений по подготовке или переподготовке студента или работника.
  • Снятие ограничения на размер суммы, уплаченной за обучение, для включения в налоговую скидку (в 2016 г. такая сумма не должна превышать 1930 грн в месяц).
  • Предоставление налогоплательщику права рассрочки уплаты в течение трех лет суммы налогового обязательства, начисленного на сумму долга (кредита), прощенного кредитором по его самостоятельному решению, до истечения срока исковой давности по ипотечному кредиту.
  • Увеличение размера суточных при командировках за границу с 0,75 минимальной зарплаты до 40 евро в день (не включаются в доходы физического лица).
  • Отмена обязательности наличия посадочного талона и отметок в загранпаспорте о пересечении границы в случае командировок.
  • Освобождение от налогообложения доходов, полученных от продажи дикорастущих травянистых растений, орехов, грибов, собранных в пределах нормы бесплатного сбора.
  • Ввод новых групп плательщиков для налогообложения на общей системе: 1 категория – мелкая личная деятельность (новая); 2 категория – "смягченная" общая система (новая); 3 категория – стандартная, ныне действующая.

Характеристики 1 категории:

– уплата НДФЛ по фиксированной ставке – в месяц 10% минимальной зарплаты (в 2016 г. – 137,8 грн);
– виды деятельности – розничная торговля товарами собственного производства, предоставление бытовых услуг населению, традиционные народные промыслы (перечень устанавливается местным советом);
– объем годового дохода до 250 размеров минимальной зарплаты (в 2016 г. – 344,5 тыс. грн);
– заявочный принцип регистрации через местный совет;
– отсутствие требований по ведению учета доходов и расходов;
– самостоятельное определение базы начисления ЕСВ.

Характеристики 2 категории:

– уплата НДФЛ с прибыли по ставке 18%, ежеквартально авансовыми платежами;
– физлица – предприниматели и осуществляющие независимую профессиональную деятельность;
– виды деятельности – ограниченные, как и для единого налога;
– количество наемных работников не ограничено;
– объем годового дохода – до 4000 размеров минимальной зарплаты (в 2016 г. – 5,512 млн грн);
– упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу;
– упрощенные требования к подтверждающим документам (произвольной формы, но с обязательным указанием реквизитов, идентифицирующих контрагента);
– право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей)
– перенос убытков на последующие годы до полного погашения (но не более 3 лет);
– не применение РРО при объеме дохода до 1 млн грн;
– самостоятельное определение базы начисления ЕСВ.

Характеристики 3 категории:

– стандартная ныне действующая общая система налогообложения доходов предпринимателей;
– объем годового дохода – более 4000 размеров минимальной зарплаты.

В части единого налога

При расчете общего количества наемных лиц у физлица – предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога, не нужно учитывать работников, призванных на военную службу по мобилизации.

В части акцизного налога

  • Отмена необходимости регистрации плательщиками лиц, реализующих топливо в емкостях до 2 л (кроме операций по продаже такого топлива его производителями).
  • Восстановление нормы об освобождении от налогообложения акцизным налогом табачного сырья и освобождение от налогообложения выращивания и переработки такого сырья.
  • Отмена для импортированных алкогольных напитков необходимости того, чтобы сумма акциза, обозначенная на марке, соответствовала сумме, действующей на дату розлива этой продукции.
  • Отмена возможности уклонения от уплаты акцизного налога путем отпуска топлива для собственного потребления и передачи его третьему лицу по поручению собственника.

В части рентной платы за специальное использование воды

Плательщиками такой платы будут только первичные водопользователи.

В части рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Состав расходов, не учитываемых при исчислении стоимости добытого сырья, дополняется затратами, связанными с предпродажной подготовкой, упаковкой, в том числе фасовкой (бутиливанием).

В части налога на недвижимое имущество (кроме земли)

Местные советы имеют право устанавливать льготы по такому налогу для физлиц, которые владеют хозяйственными (приусадебными) зданиями.

В части платы за землю

  • За земельные участки, на которых расположены здания (сооружения), плата начисляется с момента вступления в право собственности на эти объекты (чтобы не было уклонений от оформления прав на земельные участки).
  • За земельные участки, занятые жилым фондом, неприбыльными автостоянками, садовыми товариществами, гаражами и т.п. установить минимальный размер арендной платы – 0,3% нормативной денежной оценки земли.

Особенности налогообложения в зоне боевых действий

Урегулирование вопроса уплаты отдельных налогов (НДС, НДФЛ, акцизного налога, единого налога и налога на имущество) путем установления особых правил их администрирования – остановка начисления штрафов, освобождение от уплаты местных налогов.

Сергей Гусев

 

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢