Китай больше не хочет быть всемирной фабрикой
Точка зоруХуан Цзюда работает где-то на дальнем конце глобальной цепочки поставок китайской компании, производящей антипригарное покрытие для противней, сковородок и грилей, которые потом продаются в таких магазинах, как Wal-Mart (NYSE: WMTИнвестировать).
Еще несколько лет назад кастрюли и сковородки производились в Китае, но большая часть материалов для их изготовления ввозились из-за пределов страны. Хуан закупал большую часть смол, пигментов и паст для его покрытий у международных поставщиков, таких как Dow Chemical Co (NYSE: DOWИнвестировать) из США и Eckart Effect Pigments из Германии.
Теперь он закупает более 70% сырья у местных поставщиков — и подобные перемены ощущаются во всем производственном секторе Китая
«Все это сырье теперь производит кто-то в Китае», — говорит Хуан, главный технический менеджер GMM Non-Stick Coatings, завод которой расположен в небольшом городе неподалеку от Макао.
Китай, который долго играл роль всемирной фабрики, начинает контролировать большую часть мировых цепочек поставок и вызывает изменения во всей структуре глобальной торговли, меньше покупая за рубежом.
Второй после США экономике мира требуются огромные объемы сырья и комплектующих, от алюминия до микрочипов, которые она превращает в готовую продукцию, от iPhone до грилей George Foreman. Продукция китайских фабрик продается по всему миру. Эти цепочки поставок долгие годы были основой мировой торговли и сделали Китай одним из главных экспортных направлений.
Теперь поток китайского импорта сокращается, что больно бьет по торговым партнерам Китая, вносит свою лепту в замедление роста мировой экономики и снабжает дополнительными аргументами политиков, включая Дональда Трампа, которые подвергают сомнению преимущества глобальных рынков.
Экспорт в Китай, который с начала 90-х почти каждый год демонстрировал рост, в прошлом году снизился на 14%, что стало крупнейшим падением с 1960-го. С начала этого года по конец сентября он упал еще на 8,2%. Из-за этого рост мировой торговли в прошлом году оказался на 0,3 процентного пункта ниже, чем мог бы. По прогнозам, в этом году рост мировой торговли снизится еще сильнее, до 1,7% по сравнению со средним значением 5% в год за последние 20 лет — и снова одной из главных причин является Китай.
Положительное сальдо торгового баланса Китая с США в прошлом году достигло рекордных значений — в первую очередь потому, что Китай меньше покупает за границей, и лишь затем — из-за падения мировых цен на сырьевые товары.
Отчасти такое снижение стало результатом экономического спада и профицита товаров — как в Китае, так и во всем мире. Но важно и то, что китайские производители все чаще обращаются к собственным поставщикам, подыскивая местную замену иностранным материалам, особенно в высокомаржинальных областях, таких как индустрия полупроводниковой техники и автоматики.
Это вызывает беспокойство у многих мировых производителей, которые уступили китайским конкурентам производство более дешевых товаров, но сами сделали ставку на превосходство в создании дорогих аналогов, для которых используются более продвинутые технологии.
Чжан Цзялэ, директор по операциям отделения Eckart Effect Pigments в Чжухае, отмечает, что местные конкуренты до сих пор не всегда могут добиться стабильного качества в некоторых сложных в изготовлении пигментов. Он говорит: «С товарами самого высшего уровня у китайских производителей пока проблемы, но во многих областях они действительно догоняют Запад».
Стоимость компонентов и материалов, импортируемых Китаем для использования в других продуктах, в прошлом году снизилась на 15% год к году, что стало самым серьезным спадом со времен глобального финансового кризиса. По данным Wind Info, местного информационного агентства, которое использует официальные данные китайской таможни, за первые 9 месяцев текущего года этот показатель упал еще на 14%.
Одна из причин этого спада заключается как раз в том, что китайские экспортеры использовали меньше импортных компонентов в своих товарах, показывают результаты исследования Международного валютного фонда. Доля материалов иностранного производства в китайском экспорте последние 10 лет сокращается в среднем на 1,6 процентных пункта в год, и в прошлом году снизилась до 19,6%, — при том что в середине 90-х, по официальным данным, составляла более 40%.
Американская компания Wilton Brands производит в Китае формы для выпечки с антипригарным покрытием от GMM. Раньше в производстве использовалась сталь из Японии или Южной Кореи, потому что у китайской стали было слишком много недостатков, говорит Джеймс Хилл, исполнительный вице-президент по глобальным операциям. С улучшением качества китайской стали появилась возможность закупать сырье на месте, а это значит, что почти все составляющие формы, включая материалы для покрытия, в настоящее время производятся в Китае.
Министерство торговли страны ввело специальные антидемпинговые таможенные тарифы для недорогих продуктов, особенно в секторах, пострадавших из-за избыточных производственных мощностей. Мера была направлена против таких компаний, как Dow Chemical и Eastman Chemical Co (NYSE: EMNИнвестировать), — власти считают, что эти предприятия подрывают конкурентоспособность местной промышленности, поставляя в страну слишком дешевые материалы.
Dow Chemical отказалась прокомментировать введение тарифов, но сообщила, что продала затронутое ими предприятие и сосредоточилась на производстве более дорогих химических веществ. В настоящее время на эти вещества приходится более 95% выручки компании в Китае, утверждает Питер Вонг, президент компании по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Eastman отказалась от комментариев.
Чтобы помочь местным производителям освоить и производство более дорогих товаров и материалов, китайское правительство в прошлом году объявило о планах поднять использование основных компонентов и ключевых материалов отечественного производства до 40% к 2020 году и до 70% — к 2025 году. Для выполнения этой цели большие средства тратятся на исследования и разработки: только за прошлый год, по данным государственных СМИ, правительство выделило на эти цели 213 млрд долларов, или 2,1% от валового внутреннего продукта. В июне оно пообещало выделить еще больше денег на «технологические инновации».
По данным Wind Info, экспорт в Китай в биотехнологической, аэрокосмической и других высокотехнологичных областях с начала года по сентябрь снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; спад продолжается уже более двух лет.
В области дорогостоящих химических веществ, в которой как раз специализируется GMM, импорт в Китай из США за первые семь месяцев этого года сократился на 8%.
GMM была основана почти десять лет назад ветераном химической промышленности США Равином Ганди и его бизнес-партнером в Гонконге Рэймондом Чуном. Компания стала одним из многих производителей, которых привлекла дешевая рабочая сила и растущая сеть заводов Китая. На фабриках GMM производится 20 тонн покрытий в день — этого хватит примерно на 600 тыс. форм для выпечки или 200 тыс. электрических грилей.
Долгие годы GMM приобретала более половины сырья у химических гигантов, таких как DuPont Co (NYSE: DDИнвестировать) и Dow Chemical (сейчас компании проводят слияние). Компания импортировала два важнейших класса компонентов — силиконовые смолы и алюминиевую пасту. Их производство является довольно сложным, поэтому они были не по зубам китайским поставщикам. В Китае в основном закупались недорогие компоненты, например, растворители, производить которые было проще, чем транспортировать.
Глобальная рецессия и замедление темпов роста спроса, который начались в 2008 году, больно ударили по продажам химикатов и усугубили профицит складских запасов. Коэффициент использования производственных мощностей в химической промышленности резко снизился в период с 2008 по 2014 год, указывая на существенное ослабление отрасли. Местные производители, чьи доходы пострадали особенно сильно, были вынуждены нацелиться на производство более высокодоходных компонентов.
Примерно в 2012 году представители китайских предприятий начали появляться в GMM с ведрами смол и дорогих пигментов, которые стоили гораздо меньше, чем импортные аналоги и притом отвечали строгим стандартам качества, в том числе нормам Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, говорит Ганди, генеральный директор GMM. При этом клиенты GMM давно требовали более низких цен и большего разнообразия цветов, а также более гладких поверхностей посуды.
GMM начала закупаться у местных производителей. До прошлого года GMM закупала жидкости для покрытий на силиконовой основе у Dow Corning. В 2015 году она почти целиком перешла на материалы китайских поставщиков.
Поскольку отечественные поставщики на 10%-20% дешевле, чем иностранные, то переход на их продукцию изменил для GMM очень многое. В частности, с 2012 года это позволило компании сократить стоимость готовых покрытий на 10%, повысить прибыль компании на целых 15% и снизить конечную цену для клиентов. Сегодня более 70% из 200 поставщиков GMM — китайские компании, по сравнению с 40% пять лет назад, говорит Ганди.
Dow Corning отказалась от комментариев.
Одна из компаний, чьи компоненты теперь использует GMM, — Fujian Kuncai Material Technology Co Ltd, производитель блестящих пигментов и алюминиевой пасты. Компания, которая изначально распространяла свою продукцию в небольших магазинах лакокрасочных покрытий в южной производственной зоне Китая, теперь наращивает инвестиции в новые продукты, строит в Китае большой научно-исследовательский центр и начинает сотрудничать с китайскими университетами, чтобы отточить свое технологическое преимущество. Полтора года назад она создала совместное предприятие с нидерландским дистрибьютором, чтобы продавать свои пигменты в Европе.
Сейчас GMM покупает у Fujian Kuncai синий, серебристо-белый, серый и медный пигменты, говорит Хуан. По его словам, они стоят на четверть меньше, чем импортные аналоги.
Штаб-квартира китайского отделения Eckart Effect Pigments расположена примерно в 16 км от фабрики GMM в Чжухае. Директор по операциям Eckart Чжан Цзялэ говорит, что конкуренция с местными производителями становится все интенсивнее. Он объясняет:
«Они действительно хотят догнать нас. Они видят, что спрос на более дорогой продукт растет».
Eckart продает GMM алюминиевые пасты. Пять лет назад они ввозились для GMM из Германии, но теперь компания местный дешевый аналог. Правда, сама Eckart до сих пор делает эти пасты из импортного сырья, но тоже рассчитывает начать приобретать его в основном у местных поставщиков.
В свою очередь Dow Corning, дочернее предприятие американской Dow Chemical, борется с конкурентами, предлагая особо низкие цены только в Китае, говорит президент местного отделения Йерун Блемхард. Но и эта компания ищет дополнительные возможности для приобретения местного сырья. Блемхард говорит:
«Всегда, когда это возможно, мы предпочтем купить что-то прямо здесь».
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram