Поможет ли «Укрнафте» снижение ренты

Точка зору

На фоне резонанса, вызванного национализацией ПриватБанка, события вокруг других активов Игоря Коломойского отошли на задний план. А между тем в конце ноября парламентом зарегистрирован законопроект, предусматривающий снижение с 1 января 2017 года рентных платежей при добыче нефти и газа в Украине. Этот документ напрямую отражает интересы компаний, входящих в орбиту бизнес-интересов группы «Приват». Так, ПАО «Укрнафта» – крупнейшая нефтедобывающая компания страны – требует снизить размер рентных платежей, взамен пообещав значительные инвестиции в добычу. Но реалистичность этого плана под вопросом из-за нерешенной проблемы с огромными средствами, выведенными в пользу компаний Игоря Коломойского.

Печальная история

Добыча нефти и газового конденсата в Украине постоянно снижается (пик добычи на уровне 14,5 млн тонн был достигнут в далеком 1972 году). Около 90% отечественной добычи дает группа «Нафтогаза», причем доля ПАО «Укрнафта» – около 70%. В последние годы темпы падения ускорились: добыча снизилась почти на 40% с 2009 года («Укрнафта»: -41%, «УГВ»: -30%, независимые добывающие компании: -35%).

НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит 50%+1 акция «Укрнафты», группе компаний, связанных с акционерами ПриватБанка, – порядка 42% акций

Причины падения – системное и постоянное недофинансирование разведывательных и бурильных работ. Миноритарным акционерам «Укрнафты» выгодна ситуация, когда объем добываемой в стране нефти практически равен уровню потребления принадлежащего им же Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (ПАО «Укртатнафта»).

Остальные украинские НПЗ (Лисичанский, Херсонский, Одесский) остановлены практически без надежды на восстановление. Немаловажная (хотя и далеко не единственная) причина их краха – отсутствие доступа к дешевым стабильным поставкам. Еще два НПЗ – Дрогобычский и Надворнянский – принадлежат тому же «Привату» и по сути являются нефтебазами.

В результате, базируясь на полугосударственных предприятиях, «Приват» сформировал неформальную вертикально интегрированную компанию от скважины до заправочного пистолета. Убытки в этой ВИНК ложатся на госактивы, а сверхприбыли генерирует частный сегмент (АЗС).

К традиционным причинам падения в 2014-м прибавился новый режим налогообложения нефтяной отрасли. Повышение ставок рентной платы за нефть в 2014 году привело к увеличению темпов падения добычи.

Рента в Украине и у соседей

Аргумент о том, что рента в Украине велика – верен. Налоговая нагрузка на нефтегазодобывающие компании высока даже для стран-экспортеров. К тому же ставки рентной платы за нефть непропорционально высоки в сравнении со ставками для газа, что фактически дискриминирует инвестиции в добычу нефти.

В начале года международная консалтинговая компания Deloitte представила сводные результаты исследования с анализом ренты и подобных налогов в европейских странах. Deloitte выпустила отчет с обзором ставок ренты и подобных налогов в разных странах Европы в виде процента от дохода. Месторождения различаются между собой, особенно если они расположены в разных странах. Рента и налоги, специфические для отрасли, зависят от национальных приоритетов и реалий рынка. А в течение последних месяцев они также подверглись воздействию или находятся в процессе пересмотра в связи со значительным снижением цен на нефть.

В большинстве стран с внушительным объемом добычи нефти и газа наблюдается тенденция к снижению ставок.

Борьба за снижение ренты

Повышение ставок рентной платы за нефть в 2014 году в Украине не привело к существенному долгосрочному росту налоговых начислений. А новый британский менеджмент «Укрнафты» во главе с Марком Роллинсом начал активную борьбу за стабилизацию добычи.

Один из методов – требование снизить нефтяную ренту. Высвободившиеся средства британцы обещают направить на инвестиции в добычу. Что, в краткосрочной перспективе, остановит ее падение, а в среднесрочной – обеспечит рост.

«Снижение ренты на нефть и конденсат до уровня 29/14% позволит компании дополнительно направить на инвестиции примерно 1,5-1,6 млрд грн в год за счет снижения налоговой нагрузки, – указывает Марк Роллинс. – Эффект от организационно-технических мероприятий, профинансированных в 2017-м, отразится на показателях добычи 2018 года и составит порядка 400 000 тонн. Всего в 2018-2021 годах дополнительный объем добычи за счет мероприятий, профинансированных средствами, сэкономленными благодаря снижению ставки рентной платы, составит порядка 3,5 млн тонн нефти и конденсата. Дополнительные поступления в бюджет (по сравнению с сохранением действующих ставок) составят около 8 млрд грн».

В «Укрнафте» утверждают, что с учетом падения цен на нефть нынешние ставки для нее непосильны. При сохранении действующих ставок заместитель главы правления «Укрнафты» Джонатан Поппер прогнозирует сокращение добычи в 2017 году еще на 15%. Поппер считает, что снижение рентной ставки могло бы стать одним из факторов выхода из кризиса и помогло бы компании нарастить добычу. Согласно его подсчетам, неотложные меры для стабилизации ситуации предполагают инвестирование 3,3 млрд грн в 2017 году. Однако сейчас у компании после выплат налогов таких денег не остается.

В случае снижения ренты с 45% до 29% от товарной стоимости сырья, по информации Поппера, компания высвободит $100 млн в 2017 году, которые планирует инвестировать в добычу нефти.

«Если ставки на добычу нефти и газового конденсата будут снижены, ту экономию, которую получит компания, она готова реинвестировать в операционную деятельность. Снижение налогов даст нам дополнительный ресурс для инвестиций», – уверен Поппер.

В результате лоббистских усилий 23 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5444 о внесении изменений в Налоговый кодекс с целью снижения с 1 января 2017-го ставки рентной платы при добыче нефти и конденсата. Автором законопроекта выступил народный депутат от Радикальной партии Юрий Чижмарь. Документ предлагает снизить ренту при добыче нефти и конденсата с 45% до 29% (при глубине скважин до 5 км) и с 21% до 14% (свыше 5 км).

«Снижение ренты в перспективе позволит нарастить добычу нефти в стране в результате увеличения инвестиций в разведочные работы и применения новых технологий добычи, увеличит привлекательность отрасли для зарубежных инвесторов, повысит показатель загрузки украинских НПЗ, а также снизит импорт нефтепродуктов», – говорится в пояснительной записке к документу.

Обещания инвестиций и риски

Менеджмент компании перечисляет следующие преимущества от снижения ренты:

наращивание добычи нефти;
выживание области нефтепереработки;
сокращение импорта нефтепродуктов;
нефтедобывающая отрасль становится конкурентноспособной для инвесторов;
новые инвестиции в разведку и разработку существующих месторождений;
отрасль сохранит кадровый потенциал и сможет инвестировать в развитие персонала;
рост добычи и инвестиций приведет к увеличению спроса на отечественную промышленную продукцию;
внедрение современной системы управления экологическими рисками;
внедрение технологий, которые не представляют угрозы для окружающей среды.

За 9 месяцев этого года «Укрнафта» направила на реализацию инвестиционной программы 391 млн грн – это всего лишь 15% от минимального, по мнению менеджеров, уровня. В то же время компания уплатила в бюджет 5,3 млрд грн налогов, основную часть которых составляет рента.

При уменьшении ставок ренты на нефть уменьшение доходов бюджета в краткосрочной перспективе перекрывается ростом доходов в средне- и долгосрочной перспективе. Эксперимент обойдется бюджету в 2017 году в 2-3 млрд грн.

«Дополнительные инвестиционные ресурсы планируется направить на реализацию портфеля проектов, который включает бурение новых скважин, оптимизацию насосного оборудования, проведение операций ГРП, а также выведение скважин из бездействия», – перечислил Марк Роллинс.

При этом менеджмент компании уверяет, что если ставки налога будут снижены, компания сможет через 3-4 года нарастить объемы добытой нефти, и таким образом увеличить отчисления в бюджет. В противном случае можно ожидать постепенной остановки компании и падения добычи до нуля.

«Если продолжится снижение объемов добычи, можно ожидать, что отрасль прекратит свое существование. Страна станет полностью зависима от импорта нефтепродуктов. Это также будет сопровождаться сокращением рабочих мест», – предупреждает Поппер.

В «Укрнафте» указывают на следующие риски в случае сохранения текущей ситуации:

сокращение объемов добычи нефти;
почти полная зависимость от импорта нефтепродуктов;
продолжение выхода инвесторов;
потенциал роста добычи нефти останется нереализованным;
неотвратимое значительное сокращение персонала;
отрасль не сможет обучать и удерживать лучших специалистов;
сокращение спроса на отечественную промпродукцию;
негативное влияние на украинских производителей по всей цепочке поставок;
расходы на охрану окружающей среды по остаточному принципу;
рост рисков вследствие вывода из эксплуатации все большего количества старых скважин.

«В «Укрнафте» добыча падает на 10% уже несколько лет. С весны этого года удалось по некоторым месторождениям стабилизировать добычу за счет установки новых насосов, оптимального режима добычи, – отмечает аналитик компании UPECO Александр Сиренко. – Чтобы глобально изменить ситуацию – полностью стабилизировать и, может, нарастить – нужно бурить на существующих месторождениях и вести разведку на новых. Это дорого, и любой владелец при высоких налогах не будет инвестировать».

Долги Коломойского

Однако в этой картине настораживает важный момент. В критической ситуации компания оказалась не сама по себе. Годами «приватовские» менеджеры выводли из нее огромные суммы.

Вспомним лишь некоторые схемы. Первая – отгрузка в долг. В 2015-м ООО «ТД Прикарпаттянафтотрейд», ООО «Котлас», ООО «Галнафта», ООО «Гарант-УТН» и ООО «Техтрейд груп» не оплатили поставку нефти на 8,7 млрд грн.

Вторая – убыточные АЗС. В 2015-м «Укрнафта» заключила договор комиссии №1221/11/2118 с НПЗ «Укртатнафта». По договору, «Укрнафта» реализовывала через свою сеть (около 580 АЗС) и через неформальную сеть «Привата» нефтепродукты, получая фиксированное вознаграждение. Ставки комиссии в ходе действия договора несколько раз пересматривали (с 984 грн/тонна на первом этапе до 1462 грн/тонна). В рамках этого договора «Укрнафта» подписала субкомиссионные договоры о поставках топлива на сторонние «приватовские» АЗС. И эти структуры не вернули «Укрнафте» 3,5 млрд грн.

Третья – «Укрнафта» заплатила ООО «Котлас» более 3 млрд грн за нефтепродукты, которые так и не были поставлены.

Только по этим схемам миноритарии вывели из компании в общей сложности 13,2 млрд грн. То есть, в четыре раза больше, чем предполагаемая налоговая льгота.

При этом перспективы возврата указанных долгов призрачны. Миллиарды списаны в пользу сложного клубка ООО, некоторые из которых закрыты. Уголовные дела возбуждены далеко не по всем эпизодам и расследуются вяло.

Так, Национальное антикоррупционное бюро с сентября ведет расследование в отношении дебиторской задолженности в размере 7,745 млрд гривен, которая была сформирована рядом частных компаний в 2015 году по договорам о продаже нефти. Даже если расследование когда-либо и закончится и дело передадут в суд, шансы вернуть деньги – невелики. Ведь польза от обвинительного приговора, даже если суд рискнет его вынести, против конторы с микроскопическим уставным фондом сомнительна.

Более того, ни новый менеджмент, ни государство в лице главы набсовета «Укрнафты» Андрея Коболева, ни сам Игорь Коломойский связь «Привата» с пулом должников ни разу не признали.

Еще одна проблема – экспроприированный во времена премьерства Юлии Тимошенко у компании газ. А также газ, переданный НАКу на хранение. «Укрнафта» выиграла множество судов по этим вопросам, но газ компании так и не вернули.

«Укрнафта» постоянно предпринимает шаги для решения проблемы дебиторской задолженности как путем переговоров, так и в юридической плоскости, – рассказал Марк Роллинс. – С целью возвращения долга в июле 2016 года «Укрнафта» подала шесть судебных исков к компаниям-должникам на общую сумму 7,6 млрд грн. В сентябре два иска были удовлетворены судами первой инстанции. Одно из решений в ноябре текущего года оставлено без изменений после его пересмотра в апелляционном порядке, в связи с чем вступило в законную силу и предъявлено к принудительному исполнению».

Кроме того, по словам Роллинса, юристы «Укрнафты» работают над получением от «Нафтогаза» компенсации за 10 млрд куб. м газа, который был передан на хранение в 2006-2014 годы, и не был возвращен компании. «Судебное решение, касающееся 2 млрд кубометров, принятое в пользу «Укрнафты», прошло все судебные инстанции и находится на этапе исполнения», – уверяет Марк Роллинс.

Перспективы: санация и списание

С одной стороны, очевидно, что сверхвысокая рента несправедлива, экономически не обоснована и добивает лидера отечественной нефтедобычи.

То, что исполнительная власть в лице Минфина и парламент пришли к пониманию этой проблемы – безусловный позитив. По неофициальной информации, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики уже рассмотрел и одобрил законопроект №5444.

С другой стороны, предоставление финансовой помощи из бюджета – всего лишь временная мера. И многочисленных проблем компании она не решит.

Таким выходом может и должно стать решение о санации предприятия и договоренность сторон (миноритариев и государства) хотя бы частично вернуть в «Укрнафту» выведенные деньги и погасить долги. Но перспектива эта погрязла в вялотекущих переговорах. Общее собрание акционеров постоянно откладывается. Переговоры осложняются глубоким недоверием сторон. Впрочем, волне оправданным – поскольку стороны слишком часто нарушали обязательства, взятые друг перед другом.

«Все будет зависеть от того, насколько рационально будут использованы средства, которые «Укрнафта» дополнительно получит за счет снижения ренты. Это во многом предопределяется тем, насколько менеджмент «Укрнафты» независим от миноритарного акционера, группы «Приват», которая определяла поведение менеджмента на протяжении последних 13 лет, – считает глава Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – Иными словами, останутся эти деньги в компании или будут выведены из нее под разными предлогами».

Даже если деньги останутся в компании и будут реально направлены на финансирование добычи, результат в виде наращивания этой самой добычи может проявиться лишь через несколько лет, подчеркивает эксперт. «На данном этапе важным достижением будет остановка падения добычи, потом – ее стабилизация, и уж только затем – рост. Технологически в нефтедобыче невозможно получить быстрый эффект, не говоря уже об «Укрнафте», которая не инвестировала в обновление основных фондов и технологий последние лет десять», – резюмирует Куюн.

Максим Гардус

Новини

25 Квітня 2024

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

ВСІ НОВИНИ ⇢