Полиций мало не бывает: расследованием экономических преступлений займется единый орган

Точка зору

Расследование всех экономических, финансовых преступлений, махинаций в налоговой и бюджетной сферах правительство планирует передать Финансовой полиции. Это следует из оказавшейся в распоряжении РБК-Украина финальной версии законопропроекта, разработанного Министерством финансов. Вместо де-юре ликвидированной с 1 января 2017 года налоговой милиции Минфин рассчитывает создать "абсолютно новый орган, аналога которому нет в Украине".

Предполагается, что основной упор Финполиция будет делать на аналитической работе и превентивных мерах, а не на давлении на бизнес и выбивании финансовых ресурсов для выполнения бюджетных планов. Сформировать новый силовой орган планируют из новых кадров, которым дадут высокие зарплаты. Такими видит министр Александр Данилюк будущих финансовых полицейских. Но не все в Кабмине готовы поддержать законопроект Минфина. Да и депутаты сомневаются, что Данилюку хватит сил довести свою идею до конца, как, например, это произошло с его предложением по передаче баз данных от налоговиков в его министерство. По информации источников РБК-Украина, в ситуацию вмешался и президент Петр Порошенко.

Законопроект к принятию готов

В распоряжении РБК-Украина оказался законопроект "О финансовой полиции" (ФП), разработанный Минфином. Еще неделю назад министр финансов Александр Данилюк обещал его вынести на рассмотрение Кабмина "в ближайшие дни" и сразу же передать в парламент.

По данным РБК-Украина, до конца прошлой недели в министерстве работали над замечаниями, полученными в ходе согласования документа. В первую очередь, речь идет о работе над предложениями, поступившими в Минфин из Министерства юстиции. По версии Минфина, именно Минюст до последнего момента блокировал процесс согласования. Со всеми остальными заинтересованными органами процедура была завершена еще в сентябре 2016 года, рассказали изданию источники в Министерстве финансов.

В то же время в Минюсте РБК-Украина пояснили, что все материалы к законопроекту Минфин получил еще 9 декабря. "Наш вывод состоит из 20 страниц и включает много замечаний о несоответствии законопроекта Конституции, с актами такой же юридической силы, – отмечают в пресс-службе министерства. – А выводы секретариата правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека свидетельствуют, что законопроект не соответствует Конвенции по правам человека". В итоге 14 замечаний Минюста Минфином все же было учтено, 12 – нет.

В понедельник, 16 января, министр финансов Александр Данилюк подписал законопроект. Тогда же правительство планировало провести свое внеочередное заседание, где, среди прочего, в повестке дня стоял вопрос и о создании Финансовой полиции. Однако члены Кабмина так и не собрались.

В повестке сегодняшнего заседания Кабмина этого вопроса тоже нет. Причина на этот раз известна – Данилюк находится в швейцарском Давосе, где принимает участие в работе Всемирного экономического форума. Советник министра финансов, и один из соавторов законопроекта Сергей Коваленко заверил РБК-Украина, что о затягивании процедуры принятия речь не идет.

Минфин планирует пройти всю официальную процедуру: сначала документ рассмотрят на правительственном комитете по вопросам экономической, финансовой и правовой политики. Это должно произойти в понедельник, 23 января, а в среду, 25 января – на Кабмин. "Можем ожидать его принятия в среду", – прогнозирует Коваленко. Следует напомнить, что Александр Данилюк с момента вступления в должность министра не уставал говорить о том, что он добьется ликвидации налоговой милиции, как одного их наиболее коррумпированных и мешающих бизнесу силовых органов.

Собственно, принять законопроект о финполиции планировалось еще в конце прошлого года, когда правительство и парламент формировали госбюджет на 2017 год. В профильном комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, ожидали внесения этого законопроекта параллельно с налоговыми изменениями.

В этом документе предполагалась ликвидация налоговой милиции, но произойти это должно было после того как вступит в силу новый закон о ФП. Однако, как известно, поиск компромиссов, ночные переговоры в рамках бюджетного процесса привели к технической ошибке, а налоговая милиция оказалась вне правового поля с 1 января.

Данилюк отреагировал на это только в середине месяца в Facebook, но сразу дал понять, что исправлять ошибку и снова легализовывать репрессивный орган он не будет.

Ум, честь и совесть

Законопроектом предполагается, что Финансовая полиция станет органом, который бы занимался предупреждением, выявлением, прекращением, расследованием и раскрытием уголовных правонарушений в финансовой, экономической, налоговой и бюджетной сферах. Это должен быть качественный некоррумпированный орган по выявлению угроз национальной безопасности Украины в экономическом направлении.

То есть, в отличие от налоговой милиции, которая работает по части налогового и бюджетного законодательств, ФП должна сконцентрировать в себе все функции расследования, досудебного следствия, оперативно-розыскной деятельности в экономике и финансах, которые сейчас имеют, в том числе, Нацполиция и СБУ. ФП будет координироваться Кабмином через министра финансов.

Основная "фишка" Финполиции – аналитика. И, по словам Сергея Коваленко, акцент – на использовании мировых практик расследования финансовых преступлений. То есть, сотрудники должны прежде всего анализировать весь объем полученных данных, выявлять логические цепочки и связи, а не просто прийти и забрать документы, положить людей лицом на пол, парализовать работу бизнеса, а после еще месяцами терроризировать его.

Предполагается, что в ФП будет работать 2,5 тыс. человек (в налоговой милиции сейчас работает около 5,5 тыс. человек). Структура будет поделена на госслужащих и детективов, которые будут иметь спецзвания. Руководство полиции (выбирается на 5 лет; второй срок полномочий не предусмотрен), сотрудники и детективы будут отбираться на конкурсной основе.

Законопроектом предусматриваются определенные квоты. Новая служба на 25% будет состоять из тех, кто в течение года работали в ГФС, МВД или СБУ на должности следователей или оперативников. На 70% ФП будет состоять из новых сотрудников. По результатам первого конкурсного отбора в подразделения детективов должно быть зачислено не менее 100 человек, не менее чем 70 из которых – до этого не имели отношения к оперативной работе.

В Минфине отмечают, что сотрудники, имеющие развитые аналитические способности и ориентирующиеся в экономическо-финансовых вопросах, как правило, высокооплачиваемые и работают в лучших аудиторских и консалтинговых компаниях. Соответственно, государство им должно предложить более-менее конкурентные зарплаты. Так, предполагается, что глава Финполиции будет получать около 64 тыс. гривен в месяц.

Минимальная зарплата в ФП будет составлять 16 тыс. гривен. Кроме того, предполагается ежемесячная доплата за выслугу лет, за доступ к гостайне, знание иностранных языков. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что средняя зарплата налогового милиционера в первом полугодии 2015 года составляла 4,7 тыс. грн. Данных за 2016 год Минфин не предоставляет.  

Полномочия Финполиции определены законом "О Национальной полиции" и Уголовно-процессуальным кодексом. Они незначительно отличаются от тех, по которым сейчас работает налоговая милиция, сотрудники которой, как известно, также как и полицейские, могут проводить опросы, проверку документов, применять оружие.

Кроме того, ФП сможет получить доступ к базам данных госорганов, к информации об операциях, счетах, вкладах, сделках физических и юридических лиц. Но это все при наличии обоснованного запроса и разрешения от структур, имеющих доступ к этой информации, скажем, от НБУ. Имея решение суда ФП получит возможность на 10 дней опечатывать архивы, кассы, помещения (кроме жилых), хранилища, делать выемку документов и предметов.

Согласно законопроекту, ФП круг подследственных статей, по сравнению с тем, что сейчас имеет налоговая милиция, будет расширен. Например, Финполиция сможет заниматься досудебным расследованием фактов, которые привели банк к банкротству, а также махинациями на фондовом рынке, незаконным использованием инсайдерской информации, созданием преступной организации.

"У Департамента защиты экономики Нацполиции мы практически все хотим забрать. Основная мысль консолидации – экономические, финансовые, налоговые преступления связаны друг с другом, это, как правило, цепочка. Чтобы эффективно с ними бороться, необходимо, чтобы вся эта цепочка расследовалась комплексно, а не как сейчас: один орган свое расследует, другой – свое. Получается, что гидру победить не можем – с одной стороны отрубили, а другая голова выросла. Обмен доказательствами, информацией сейчас между органами не на высоте, но когда это все будет сконцентрировано в одном органе, будет эффект", – поясняет Сергей Коваленко.

Концепция новой независимой структуры была согласована с МВФ. Фонд, в частности, обращал внимание Минфина на то, чтобы деятельность Финполиция не пересекалась с полномочиями НАБУ. Поэтому в законопроекте сказано, что полиция сможет заниматься расследованиями, но не в зоне ответственности антикоррупционного бюро.

"Анализ экономической преступности свидетельствует о том, что в Украине экономические преступления во многих случаях имеют прямое отношение к коррупции высокого уровня. Таким образом, при качественной работе ФП по раскрытию масштабных преступных схем она будет получать информацию, в том числе и о коррупционной деятельности, и о схемах, которые используют коррупционеры для отмывания денег преступным путем. И эта информация будет передаваться в НАБУ", – говорится в сопроводительных документах Минфина к законопроекту.


Сторонники и противники

Стоит отметить, что разработанный Минфином законопроект практически дублирует депутатскую инициативу №4228 в соавторстве фракций "Самопоміч", Блока Петра Порошенко, Народного фронта и Радикальной партии Ляшко. Он был зарегистрирован в парламенте еще 15 марта 2016 года, но так и не был рассмотрен налоговым комитетом, и даже не внесен в повестку дня сессии.

"Мы его зарегистрировали, чтобы получить реакцию правительства, замечания по юридической части, – рассказала РБК-Украина соавтор законопроекта Татьяна Острикова ("Самопоміч"). – Потом мы его согласовали с МВФ, они поддержали идею создания единого органа по финансовым расследованиям. Такая реформа позволит консолидировать ответственность по борьбе с уголовными преступлениями в части защиты финансовых интересов государства в одном органе и избежать дублирования функций. И вот с ноября мы слышим от Минфина, что вот-вот они нам подадут свой вариант".

Острикова заверяет, что депутаты готовы отозвать свой законопроект. В частности, по той причине, что Государственная фискальная служба среди своих замечаний в правительственному тексту указала на то, что последний, по сути, является альтернативным. А, согласно регламенту Верховной Рады, он должен быть внесен в 14-дневный срок с момента подачи основного.

"Я, как основной соавтор готова его публично отозвать в присутствии всех заинтересованных лиц, чтобы правительственный законопроект на базе моего текста был зарегистрирован без препятствий", – отмечает Татьяна Острикова.   

Техническая доработка, по ее словам, дала результат – ликвидированы разногласия по подследственности с НАБУ, до 2,5 тыс. человек сокращена численность сотрудников. Кроме того, в ее законопроекте была норма об участии парламента в увольнении руководителя ФП. Минюст настоял на том, чтобы этой нормы не было, а такое решение будет принимать Кабмин, по инициативе Минфина.

В то же время некоторые замечания удивляют. Так, СБУ указывала на нецелесообразность создания Финполиции, так как это не предусмотрено указами президента. "Это попытка законсервировать налоговую милицию и многовекторность подследственности. Значит их устраивает нынешняя ситуация, – возмущена Острикова. – Кроме того, они были против того, чтобы ФП устанавливал прослушку без согласования с СБУ. Теперь очевидно, что Финполиция получит право прослушки без СБУ быстрее, чем НАБУ".

Несмотря на то, что в Минфине заверяют о полной согласованности действий с МВД, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил на своей странице в Facebook, что "никакой финансовой полиции допустить нельзя, а нужно делать современную Службу финансовых расследований, а не ремейк постсоветского ОБХСС".

И разница, по его мнению, не только в названии. По его мнению, все "экономические преступления" нужно забирать не только из Нацполиции, а и из СБУ. Вот тогда и будет полноценный современный контрольный орган, по сути близкий американскому формату. "А создавать промежуточный гибрид…Это может тактика пошаговая, но тогда лучше провозгласить, и лучше законодательно, конечную цель", – написал Аваков. В комментарии РБК-Украина глава МВД уточнил, что сегодня на заседании Кабмина он намерен высказать свою позицию по созданию Финансовой полиции.

В Минфине же уточняют, что СБУ расследует не совсем классические экономические преступления, поэтому Финполиция не может на них претендовать. Речь идет о расследованиях финансирования терроризма и контрабанды наркотиков, оружия и культурных ценностей.

Не все так просто и в парламенте. Один из депутатов коалиции заявил РБК-Украина, что у министра Данилюка не хватит сил и смелости отстоять свои предложения в Верховной Раде. В качестве примера он привел инициативу Минфина, "с которой они "носились" практически год, но, когда дело дошло до голосования, просто сложили руки". Речь идет о передаче баз данных от ГФС в Минфин. "Данилюк много ошибок допустил. Он настолько слаб, что, боюсь и в этой борьбе выиграют Насиров (глава ГФС Роман Насиров, – ред.) и Билан (первый замглавы ГФС-начальник налоговой милиции Сергей Билан, – ред.)", – отмечает депутат.

Следует отметить, что Роман Насиров и Сергей Билан проигнорировали просьбу РБК-Украина прокомментировать перспективы создания Финансовой полиции.

Глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (БПП) заверяет, что в комитете проблем с законопроектом не будет. Ее коллега по комитету и парламенту Татьяна Острикова все же опасается блокирования законопроекта. "Глядя на историю принятия изменений в Налоговый кодекс, оптимизма мало. Это был продукт компромиссов, а компромисс в данном случае – худшее зло. Нормы могут быть выписаны так, что вся философия пропадет. А она заключается в том, что это – независимый орган. МВД, налоговая милиция теряет методы давления, как же они могут допустить голосования за это. Все будет теперь зависеть от позиции премьера", – резюмировала депутат.

Однако советник министра финансов Сергей Коваленко более оптимистичен. Он рассказывает, что имел отношение к наработке законопроекта о НАБУ, который также никто не хотел принимать. Закон "О финполиции" ждет бизнес и не поддержка его депутатами чревата политическими рисками.

Во всей этой картине отсутствует еще один человек. Президент Украины Петр Порошенко. До сих пор эта тема не была в списке его приоритетов. В то же время, источник РБК-Украина в руководстве одной из парламентских фракций заявил: "Этого закона вообще не будет. Это позиция "главного". Министр, говорят, уже выгреб по полной программе за свои заявления на счет работы финполиции".

В этой ситуации закон о Финансовой полиции не просто документ или инициатива. По большому счету, это дело чести министра – и если, по каким-то причинам, она не будет доведена до конца, и Финансовая полиция в Украине не появится, то есть все основания предполагать, что Александр Данилюк уйдет в отставку. Или останется и, в таком случае продемонстрирует, что он "человек команды", а не амбициозный и самостоятельный политик.

Наталья Непряхина
 

Новини

29 Грудня 2023

Японія у листопаді скоротила експорт металопродукції

Нафтогаз повністю завершив інтеграцію облгазів та міськгазів

Бразильське металургійне лоббі заявляє про засилля імпорту з країн Азії

Виручка від реалізації труб Пінчука за 9 місяців зросла на 14,4%

У разі відсутності міжнародної допомоги індексація пенсій може не відбутися 

Блокада українського кордону скоро припиниться – Туск

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

ВСІ НОВИНИ ⇢