Обида на продажу

Точка зору

Компания «Укртатнафта» объявила о намерении расторгнуть договор на использование своего бренда на заправках фирмы «УТН-Восток» на Украине. Обвинение в нарушении лицензионного соглашения совпало с появлением информации о переговорах «УТН-Восток» о продаже ТНК-ВР всей сети, насчитывающей более 110 АЗС. Между тем конфликт может только укрепить позиции потенциального покупателя, считают эксперты.

Вчера компания «Укртатнаф­та» (Кременчугский НПЗ) заявила о намерении расторгнуть лицензионный договор с фирмой «УТН-Восток» на право использования одноименного товарного знака и фирменной символики. Нефтепереработчик обвинил розничную сеть в самовольном использовании бренда на 118 АЗС вместо 103 и некачественном обслуживании клиентов. По мнению «Укртатнафты», это наносит репутационный ущерб, вводит в заблуждение потребителей и является «недобросовестной конкуренцией». Руководство НПЗ заявило, что готово «в случае необходимости в судебном порядке обязать «УТН-Восток» немедленно прекратить использование товарного знака и фирменного цвета», а также намерено обратиться в суд для взыскания причиненного ущерба. В «УТН-Восток» действия «Укртатнафты» считают «черным пиаром» и называют «неджентльменскими».

По заявлению представителей сбытовой сети, за четыре года действия договора к ним не поступило ни одной претензии от «Укртатнафты». По поводу 15 АЗС, не попавших под действие лицензионного соглашения, в адрес нефтепереработчика было направлено около 20 официальных писем, оставшихся без ответа, что было расценено «как отсутствие претензий со стороны держателя марки». Как заявил вчера РБК daily коммерческий директор «УТН-Восток» Виталий Леончук, сейчас по поводу выдвинутых претензий ведется «переписка в правовом поле». Он отметил, что его компания хотела бы сохранить партнерские отношения с «Укртатнафтой», но при отсутствии компромисса откажется от бренда в указанные в договоре сроки. Однако никаких официальных документов о расторжении лицензионного соглашения в компании пока не получали. «Для нас ничего драматического в этом не будет», — резюмировал г-н Леончук.

Под брендом «Укртатнафты» на Украине сейчас работает более 200 заправок, в том числе все АЗС «УТН-Восток», за исключением двух лодочных станций. Примечательно, что претензии «Укртатнафты» к партнеру впервые были озвучены 28 июля, на следующий день после утечки информации о переговорах ТНК-ВР (владеет Лисичанским НПЗ, Украина) и «УТН-Восток» о продаже сбытовой сети. В настоящий момент ТНК-ВР скромно представлена на украинском розничном рынке — менее 1% (44 собственные АЗС).

Но украинские аналитики не видят прямой связи между этими событиями. «Группа «Приват», получившая сейчас фактический контроль над Кременчугским НПЗ, получает нефть от государства по аномально низким ценам — около 22 долл. за баррель. Разрыв соглашения может быть связан с желанием «Привата» полностью получать маржу при розничной продаже бензина», — предполагает аналитик ИК «Тройка Диалог — Украина» Питер Келлер. Не исключено, что претензии «Укртатнафты» последуют и к другим владельцам АЗС, работающим под этим брендом, говорит аналитик United Petroleum Consultants Александра Сиренко. Однако в «УТН-Восток» утверждают, что получают бензин с Кременчугского НПЗ по рыночным ценам, сохраняя право его покупки и у других структур, а лицензионное соглашение не оговаривает объемов поставок и скидок на топливо. «УТН-Восток» лишь платит фиксированную сумму за использование торговой марки на каждой заправке. Таким образом, конфликт для «Укртатнафты» экономически нецелесообразен.

Разгоревшийся спор может укрепить позиции ТНК-ВР на переговорах о продаже сети, которые, впрочем, стороны официально не подтверждают. При разрыве отношений с «Укртатнафтой» «УТН-Восток» придется самостоятельно изыскивать средства на проведение ребрендинга. Ранее представители «ТНК-ВР Украина» озвучивали планы расширения сбытовой сети под своей маркой. Неделю назад аналитики оценивали всю сеть «УТН-Восток» примерно в 50 млн долл. Но после обнародования информации о переговорах с ТНК-ВР они либо существенно затормозились, либо идут в другом ключе, говорит источник в отрасли.

Сергей Исполатов

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢