Экономические итоги работы Рады: капитализация, инвестиции и поддержка кино

Точка зору

Окончательно приняты 13 законопроектов, еще один принят в первом чтении, один возвращен на повторное рассмотрение, один отклонен и один рекомендован к рассмотрению. Напомним, что принятые депутатами проекты станут законами только после их подписания Президентом Украины.

Приняты окончательно

Законопроект №2302а-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах"

Закон предусматривает внедрение в законодательное поле Украины процедур squeeze-out и sell-out (принудительный выкуп и принудительная продажа акций). Это должно упростить процесс преобразования псевдо-ПАО в ЧАО и улучшить условия выхода из состава акционеров владельцев миноритарных пакетов акций, обеспечив им гарантию защиты прав и возможность получить средства за акции, продав их по цене, не ниже той, по которой аккумулировал свой пакет мажоритарный акционер.

№3081-д "О государственной поддержке кинематографии"

Этот закон был ранее ветирован Президентом, теперь Верховная Рада приняла его с поправками главы государства. Вводятся ежемесячные отчисления операторами лотерей, которые будут распределяться отдельно на кинематограф, отдельно на Национальный олимпийский комитет, и отдельно – в специальный бюджетный фонд, который используется для финансирования культуры, лечение детей, больных тяжелыми заболеваниями. Кроме того, прописана возможность государственного субсидирования производства фильмов, сериалов, а также госсубсидирование закупки мобильных комплексов для демонстрации фильмов в отдаленных городах и селах.

№4194 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно использования печатей юридическими лицами и физическими-лицами предпринимателями"

Будут исключены из законодательства требования об обязательном использовании печатей, независимо от их наличия у субъектов хозяйствования, а также возможность признания документа недействительным в связи с отсутствием оттиска печати. Отменяется необходимость использования печатей во взаимоотношениях субъектов хозяйствования с государственными органами и органами местного самоуправления и устанавливается административная ответственность за вымогательство государственным органом или органом местного самоуправления наличии оттиска печати на официальном документе.

Копия документа, поданного в орган государственной власти или местного самоуправления, будет считаться заверенной, если на ней проставлена подпись уполномоченного лица.

№4334 "О внесении изменений в закон "О теплоснабжении" относительно стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников"

Документом предусматривается утвердить процедуру тарифного стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников; передать полномочия от Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг органам местного самоуправления по установлению тарифов и местным администрациям относительно лицензирования хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии на установках (кроме теплоэлектроцентралей, ТЭС и когенерационных установок) с использованием альтернативных источников энергии. Подчеркивается, что установление стимулирующих тарифов предприятиям на тепловую энергию, производимую для нужд бюджетных учреждений и населения из альтернативных источников, на уровне 0,9 тарифа на тепловую энергию из газа, для нужд бюджетных учреждений, позволит сэкономить средства потребителей.

№4470 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно корпоративных договоров"

Документ направлен на повышение уровня корпоративного управления в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Он предлагает ввод в украинское законодательство нормы о заключении корпоративных договоров – о реализации прав участников (учредителей) общества и договоров между акционерами; внесение в Гражданский кодекс норм, которые предоставят возможность эффективно задействовать механизм управления и принятия внутренних решений путем заключения акционерами (участниками) корпоративных сделок и ряда других изменений.

№4549 "О внесении изменений в Закон "О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации" (относительно механизма закупки энергосервиса)"

Верховная Рада приняла закон об энергосервисных услугах (ЭСКО-услугах) в 2015 году. Его механизмы позволяют утеплить и провести тепловую санацию коммунальных, государственных зданий за средства частных инвесторов. Возврат инвестиций предполагается в виде выплат за счет экономии потребляемых энергоресурсов. Новым законом уточняются особенности проведения процедур закупки таких услуг.

В частности, вводится возможность использования процедуры открытых торгов и переговорной процедуры закупки, устанавливаются требования относительно объявления о проведении процедуры закупки энергосервиса и тендерной документации, устанавливаются особенности рассмотрения и оценки тендерных предложений и дополнительные основания для отмены торгов. Уточняются и увеличиваются также сроки согласования (утверждения) существенных условий энергосервисного договора. Вводятся новые гарантии для инвесторов. Определено понятие объекта энергосервиса, что позволяет осуществлять процедуру закупки сервиса сразу для нескольких зданий. Отменяется верхняя граница размера ежегодных платежей исполнителю. Предоставляется возможность заключать ЭСКО-договоры сроком до 15 лет, что соответствует среднему сроку окупаемости таких проектов.

№5105 "О внесении изменений в закон "Об инвестиционной деятельности" (относительно государственных инвестиционных проектов)"

Предполагается разграничить такие понятия, как "государственное инвестирование" и "государственная поддержка"; упростить процедуры получения господдержки для реализации инвестиционных проектов, изменив роль Государственного реестра инвестиционных проектов с разрешительной на информативную. Предусматривается размежевание общегосударственных инвестиций и местных, введение процедуры экономической оценки до начала инвестирования. Проекты, которым оказана господдержка, и инвестиционные госпроекты будут вноситься в Госреестр инвестиционных проектов с целью мониторинга их реализации.

№5113 "О финансовом оздоровлении государственного предприятия "Производственное объединение "Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова"

Закон предполагает проведение реструктуризации долгов единственного производителя ракет-носителей и спутников в стране, а также списание штрафных санкций в размере около 82 млн грн. По словам инициаторов законопроекта, на сегодняшний день завод имеет четыре контракта, которые дают возможность начать производство. В ходе обсуждения документа была учтена поправка о том, что правительству необходимо обеспечить завод, начиная с 2017 года, государственными оборонными заказами в качестве частичной компенсации потери российского космического и оборонного рынка.

Напомним, что 2 декабря 2016 года Президент Порошенко подписал закон о списании этому предприятию 400 млн грн. долга за потребление электроэнергии.

№6010 "Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков"

Считается, что этот закон позволит защитить интересы малых и средних банков, упрощая процедуру их реорганизации и докапитализации. В частности, он позволяет банкам отказаться от банковской лицензии без ликвидации юридического лица, что позволит финучреждениям продолжить деятельность в небанковском финансовом секторе, выполнив обязательства перед вкладчиками. Предусматривается уменьшить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения для обеспечения последовательных и согласованных действий со стороны регулирующих органов.

Закон является временным, он будет действовать до 1 августа 2020 года.

№6099 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно защиты прав отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя"

1 января 2017 года был отменен специальный режим налогообложения НДС сельскохозяйственных предприятий. В связи с этим возник ряд проблем с переходом на общую систему налогообложения. Значительное количество агропредприятий должным образом не смогла воспользоваться законным правом на льготный режим уплаты НДС за 2016 год.

Целью закона является обеспечение реализации законных прав сельскохозяйственных предприятий, восстановление равенства таких плательщиков перед законом, недопущение проявлений налоговой дискриминации. Предполагается внести изменения в Налоговый кодекс, которыми устанавливается возможность учета в формуле для регистрации налоговых накладных в Едином реестре тех средств, на которые предприятия имеют законное право.

№6161 "О внесении изменения в раздел VI "Заключительные и переходные положения Бюджетного кодекса" (относительно внедрения среднесрочного бюджетного планирования)"

Закон позволит перейти к трехлетнему бюджетному планированию. Также новая система предполагает перенос ответственности за планирование и расходование бюджетных средств на главных распорядителей, которые будут не только обосновывать перед парламентом потребности в средствах на три года, но и отчитываться о достижении показателей эффективности за предыдущий год. Формирование трехлетней бюджетной декларации является основной частью бюджетной реформы, предусмотренной Коалиционным соглашением, Стратегией развития страны до 2020 года, программой правительства и Стратегией управления государственными финансами на 2017-2020 годы.

№6172 "О внесении изменения в ст. 3 Закона "О предотвращении коррупции"

Предусматривается освобождение от е-декларирования солдат, сержантов и курсантов. В случае, если военнослужащий находится в зоне боевых действий, он не подает декларацию, пока он не вернется из зоны боевых действий. Будут подавать декларацию лица, входящие в состав наблюдательного совета госбанка, госпредприятия или госорганизации, имеющей целью получение прибыли; кандидаты в народные депутаты всех уровней и на пост президента Украины, на должности сельских, поселковых, городских голов и старост. Обязаны подавать е-декларации также физические лица, получающие средства в рамках реализации программ (проектов) технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции и др.

№6210 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уточнения некоторых положений и устранения противоречий, возникших при принятии Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата в Украине"

Целью закона является избежание дисбаланса местных бюджетов Донецкой и Луганской областей, а также устранения шероховатостей и технических ошибок, которые возникли после принятия закона о внесении изменений в Налоговый кодекс от 21 декабря 2016 года. Например, предполагается изложить в новой редакции п. 38 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса, согласно которому его положения будут распространяться исключительно на налогоплательщиков, которые по состоянию на 14 апреля 2014 года имели место нахождения (место жительства) на временно оккупированной территории или в населенных пунктах на линии соприкосновения; и/или налогоплательщиков, которые имеют объекты налогообложения местными налогами, сборами на этих территориях.

Также понижена ставка налога на доходы физлиц по дивидендам – с действующей общей ставки такого налога в 18% до 9%.

Принят в первом чтении

Законопроект №5598 "О Фонде энергоэффективности"

Документ удалось принять за основу только после третьего подряд голосования, и то его поддержали только 227 депутатов (при минимуме 226).

Целью проекта является определение основных правовых, экономических и организационных основ создания и деятельности Фонда энергоэффективности путем установления четкой и прозрачной структуры для его функционирования и финансового обеспечения, ответственности Фонда и его должностных лиц.

Предполагается создание внутренней иерархической организационной структуры, состоящей из наблюдательного совета, дирекции, технического и финансового офисов. Наблюдательный совет должен включать трех представителей Кабмина, трех независимых представителей и одного представителя доноров, в проекте закона четко определены критерии к членам наблюдательного совета. Дирекция фонда состоит из трех человек: директора, финансового директора и технического директора. Технический и финансовый офисы должны согласовывать проекты независимо друг от друга, ориентируясь на максимальный эффект достижения энергосбережения.

Готовится к рассмотрению

Законопроект №6081 "О внесении изменений в Закон "О регулировании градостроительной деятельности" по улучшению инвестиционных возможностей в сфере производства электроэнергии из альтернативных источников"

Комитет по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства рекомендовал Верховной Раде принять за основу этот законопроект, целью которого является устранение препятствий для реализации новых проектов в сфере возобновляемой энергетики, в частности по резервированию мощностей на неопределенный период в связи с выдачей бессрочных технических условий для объектов электроэнергетики, а также возможности злоупотреблений выданным техническим условиям. Законопроектом предлагается установить, что для объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии, технические условия действуют в течение трех лет с даты их выдачи.

Отправлен на доработку

Законопроект №3096 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли"

Сначала депутаты вообще хотели его отклонить, но потом все-таки отправили на повторное первое чтение. В проекте предлагались изменения, направленные на совершенствование процедуры предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ и работ по строительству, техническому обслуживанию, ремонту объектов трубопроводного транспорта, строительству нефтяных и газовых скважин и связанных с их эксплуатацией объектов и сооружений, подъездных дорог, линий электропередач и связи. Утверждалось, что это поможет оптимизировать затраты предприятий нефтегазовой отрасли и увеличить объемы нефти и газа собственной добычи.

Отклонен

Законопроект №5558 "О внесении изменений в некоторые законы (относительно обеспечения использования газораспределительных систем)"

В предложенном правительством проекте предусматривалось урегулировать проблемные вопросы использования газораспределительных систем, а именно определить правовые основы передачи их в пользование (аренду). Напомним, что в настоящее время такие системы используются облгазами бесплатно на основании договоров хозяйственного ведения. В свое время запрета на бесплатность такого владения не было, но 8 мая 2015 года вступил в силу закон "О рынке природного газа", который установил запрет использовать газораспределительные системы, владельцем которых является государство, на праве хозяйственного ведения. Согласно оценкам, убытки госбюджета от бесплатного использования государственных газораспределительных систем достигают 1 млн грн. в день.

Сергей Гусев

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢