Подробнее Запомнить город


Перед иностранцами неудобно. Почему налоговая система в России либеральнее украинской

размер текста:

Служба внутренних доходов США обрабатывает до 140 млн. годовых деклараций физических лиц. При этом, численность службы составляет чуть более 80 тысяч человек. Сравним это с 58 тысячами служащих ДФС Украины...

 

 

По состоянию на 01 января 2017 года, ДФС собрало в общий бюджет 429 млрд. грн. Таможенные службы ДФС перечислили 235 млрд. грн. Системообразующим налогом является налог на добавленную стоимость - перечисления за предыдущий год (по импорту и внутренним операциям) составили 331 млрд. грн. или более 66% от базовых налоговых поступлений. А теперь вспомним, что по признанию экспертов, НДС - самый "коррупциогенный" налог, из ныне применяемых в Украине.  При этом, сумма возмещения, выплаченная в 2016 году, в основном импортёрам, составила 94 млрд. грн. В такой модели, ДФС становится центром по перераспределению ключевых фискальных потоков: у одних плательщиков - забрать, другим - возместить. 

Впрочем, главная проблема в том, что сырьевая модель украинской экономики оказалась в тупике еще в 2008 году. Продолжать уповать на её оживление и ждать, когда она покажет признаки жизни - значит обрекать себя на постепенную деструкцию. Поэтому для "загрузки" новой модели и структурных реформ необходимо выигрывать конкурентную борьбу среди стран-конкурентов. И начинать надо с показателя налоговой нагрузки. Он должен быть ниже, чем у основных конкурентов. Иначе инвестиции уйдут к ним.

Paying Taxes 2017 (совместный проект группы PwC и Всемирного банка) представляет ежегодное исследование фискальной простоты в 190 странах мира. Критерии, по которым оцениваются экономики - совокупная налоговая нагрузка (общая ставка налогообложения), административная нагрузка (время, потраченное на составление и сдачу отчётности) и операционная нагрузка (количество налоговых платежей). В странах с высокой административной нагрузкой, малый и средний бизнес зачастую не может передать данные функции на аутсорсинг, как это происходит в развитых странах и находится в угнетённом состоянии либо переходит в "тень".

Украина в этом рейтинге занимает 84 место (2016 год), улучшив свою позицию лишь на один (!) пункт по сравнению с 2015 годом. Самый большой скачок в рейтинге наша страна осуществила, как это ни парадоксально, в период горячей военной фазы, в 2013 - 2014 годах: со 164 позиции в 2013 до 108 в 2014 году. Кризис подганял. С тех пор, желание реформироваться заметно ослабло. В 2015 году по инерции перешли на 85 позицию и забуксовали. В прошлом году, например, упростили учёт налога на прибыль, но усложнили администрирование НДС. В 2017 году, планируют упростить учёт НДС, зато ожидается усложнение администрирования налога на прибыль...

Украина с точки зрения налоговой нагрузки, значительно "превосходит" не только развитые экономики, но даже все крупные рынки развивающихся стран, за исключением Южной Америки, где, как у нас сильны популистские методы управления.

Та же картина маслом и при сравнении стран соседей. На старте нас обходят Польша и Турция, Грузия в жёлтой майке лидера. Даже РФ выглядит либеральнее. Допустим, что снижение фискальной нагрузки дело сложное. Особенно в стране где 20 миллионов льготников и 30% населения уже находятся на пенсии. Но что мешает снять административную нагрузку, что неминуемо даст толчок развитию малого и среднего бизнеса? А это уже не только внешние, но и внутренние инвестиции, тем более, что ресурс у населения и бизнеса в кубышке есть (по самым скромны оценкам - порядка 50 млрд. долларов).

Но, административная нагрузка в Украине одна из самых высоких. Здесь мы традиционно равняемся на латиноамериканских братьев. Среди стран - региональных конкурентов, ситуация ещё печальнее.

Тут, как ни странно, в лидерах не Грузия, а Беларусь и РФ. В случае ликвидации упрощённой системы налогообложения (введение которой дало старт улучшению национальных рейтингов Украины) как того требует МВФ в 2018 году, следует ожидать ухудшения наших позиций в мировой "фискальной" шкале. Ну а пока, нашими соседями по рейтингу (сверху и снизу) являются такие "тигры" как: Тонга, Сирия, Маршалловы острова, Болгария, Барбадос, Кабо Верде, Сьерра-Леоне и Армения.

Следующий аспект, который создаёт благоприятный либо негативный фискальный фон - процедура оспаривания решений фискальных служб и соответствующая судебная практика.

На данный момент, плательщику, который не согласен с налоговым решением, необходимо пройти процедуру апелляции в самой фискальной службе, а затем, в случае отказа, перейти к судебной процедуре. А там, рассмотрение дела может попасть даже в компетенцию Верховного суда. На всё это уходят годы.

Анонсированная судебная реформа растянется на несколько лет (в лучшем случае). Но этого времени у украинской экономики нет. Может так статься, что через пять лет применять нормы материального права будет уже не к кому. Дабы привлечь инвесторов, Украина могла бы пойти на беспрецедентное решение, на которое не решались страны-конкуренты. Ввести отдельный коммерческий арбитражный суд, который рассматривал бы споры государства и плательщиков налогов, сформированный на прозрачной, профессиональной основе, с привлечением ведущих специалистов материального права. Пусть его услуги стоили бы дороже, но он бы обеспечивал быстрое рассмотрение дел.

Если же сравнивать нашу фискальную службу с аналогичными структурами развитых стран, наибольшее отличие состоит в наборе сервисных функций. На западе, фискальные службы берут на себя большую часть администрирования налоговых обязательств, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Для этого, к услугам плательщиков - специальные консультационные службы, личные электронные кабинеты, а также процедура налогового аудита, когда плательщик может абсолютно бесплатно заказать аудит, который поможет ему определить налоговые обязательства. Уровень бюрократии и двойного дублирования функций на порядок ниже, чем у нас.

Например, в США налогоплательщики получают 90% причитающейся им компенсации переплаченных налогов в течение 21 дня. Служба внутренних доходов США обрабатывает до 140 млн. годовых деклараций физических лиц. При этом, численность службы составляет чуть более 80 тысяч человек: подразделения по обработке налоговых деклараций - 30 тыс. человек, по проверке налоговых деклараций - 35 тысяч; по взиманию налогов -15 тысяч, служба криминальных расследований - не более 3 тыс. Сравним это с 58 тысячами служащих ДФС Украины....

Ключевое значение имеет и правильно определённый функционал, "заточенность" государственного регулятивного органа. Применительно к налоговой службе США - это не задача поймать и "закошмарить" бизнес, а стимулировать добровольную уплату налогов.

Эта непростая задача решается посредством постоянного "диалогового окна" с плательщиком, своевременного возврата переплаченных сумм налогов, сокращения административной нагрузки на плательщиков.

В этой связи, хотелось бы, что бы наши фискалы иногда заглядывали на сайт налогового управления США. Данный ресурс является образчиком правильного диалогового окна с инвесторами и плательщиками налогов. Ведётся на английском, испанском, китайском, японском, вьетнамском и русском языках. 

И в завершении. Знакомство инвестора/плательщика с налоговыми правилами США, как в хорошем полицейском боевике, начинается с зачитывания прав.

Инвестируя в США, Вы имеете право на:

 • профессиональное и вежливое обращение со стороны сотрудников Налогового управления США.

 • на охрану личной информации и конфиденциальность в налоговых вопросах.

 • на знание причин, по которым Налоговое управление США запрашивает информацию, а также того, как Налоговое управление США ею воспользуется, и что произойдет в том случае, если запрошенная информация не будет представлена.

 • на представительство, как самостоятельное, так и назначенным представителем.

 • на апелляцию в Налоговом управлении США или в судах при наличии разногласий.

Хорошая фискальная система начинается с защиты прав тех, кто её "кормит". Государству пора научится не кусать руку дающего и не плевать в колодец, из которого "пьёт воду" вся страна.

Алексей КУЩ

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
13.12.17, ubr.ua
Авария на ПХГ Баумгартен увеличит привлекательность украинских хранилищ, которые как раз готовятся к аренде.
Україну та світ охопила нова фінансова лихоманка — гонитва за криптовалютами. Наскільки перспективний цей інструмент? Що треба знати, аби вийти на цей ринок і не програти? Фахівці радять і застерігають.
В частности, комиссия рекомендует освободить частные школы от новых языковых требований, в рамках реформы вести диалог с нацменьшинствами и всеми заинтересованными сторонами.
13.12.17, ubr.ua
Чиновники хотят ввести в строительстве понятие кредитор — им станет покупатель недостроенного жилья.
13.12.17, Газета.ru
В Австрии восстановили транзит газа на хабе Баумгартен.
13.12.17, Сегодня
Предлагаемые зарплаты растут из-за нехватки специалистов, но соискатели все равно хотят больше денег.
13.12.17, ubr.ua
Достаточно финучреждению найти ошибки в депозитном договоре либо квитанции о внесении средств, и оно уже может не платить.
На австрийском газовом хабе Баумгартен произошел взрыв на газокомпрессорной станции. На потреблении газа в Украине авария прямо не отразится, но может иметь геополитические последствия.
13.12.17, Сегодня
Считаем зарплаты, премии, льготы и компенсации для Верховной Рады.
Авария в Австрии лишила Европу трети российского газа
12.12.17
11.12.17
09.12.17
08.12.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!