Газовый аппетит. Местная власть плотно уселась на недра

Точка зору

Мягко говоря, это несколько не тот результат, который может удовлетворить амбиции правительства. Учитывая, что еще в декабре прошлого года Кабмин принял программу увеличения добычи газа до 28 млрд куб м до 2020 г.

На прошлой неделе премьер-министр Владимир Гройсман заявил о необходимости снижения ренты на добычу газа до 12% с 2018 года. "Мы обсуждали буквально недавно с фракцией Блока Петра Порошенко, что нужно создать благоприятные условия. И таких условий два. Нужно в конце концов с 2018-го понизить ренту на добычу газа, ввести единую ренту на добычу газа 12%. Такой подход может быть приемлемым. И вторая позиция, нужно сделать дерегуляцию", – заявил Гройсман. 

Проблема в том, что законопроект нужно не только разработать, но и принять до июля сего года. Ну и кроме того, чтобы компании смогли заблаговременно подготовить инвестпроекты, согласовать их с местными властями. Без снижения ренты и достижения договоренностей с местными властями о том, что они гарантировано получат доходы в областной бюджет за согласование лицензий, рассчитывать на значительное увеличение добычи не приходится.

В 2016 году добыча составила 19,9 млрд куб. м. То есть за 4 года планируется увеличить добычу на 8 млрд куб м, или на 40%. При сегодняшних темпах роста к 2020 г., в лучшем случае, удастся достичь отметки 21 млрд куб м., а для выполнения правительственных планов добычи газа ежегодный прирост должен составлять не менее 9%.

Последние несколько лет частная газодобыча пережила настоящий бум. Объемы добычи росли стремительными темпами, с 1,7 млрд куб м в 2010 г до 4,1 млрд куб м в 2016 г. Ежегодный рост добычи газа в этот период достигал 27%. Само собой, рост не остался без внимания государства. Три года назад решение правительства Арсения Яценюка о резком повышении (в два раза), ренты на добычу газа с августа 2014 года до 55% при добыче на глубине до 5 000 м (до 28% глубже 5 000 м) подкосило добычу. При этом рента насчитывалась на фиксированную цену газа, а реальная ставка ренты при этом могла доходить до 70%. В правительстве заявляли о том, что резкое повышение ренты – мера вынужденная и кратковременная, до января 2015 года. Но в результате ренту снизили только через год, в январе 2016 г.

Сегодня рента составляет 29% при добыче газа из залежей до 5 000 м, глубже – 14%. Но за это время ситуация на рынке радикально изменилась. Начиная с 2014 года произошел обвал цен на газ, в среднем в два раза. Высокие налоги, низкая цена на ресурс, ограничения на вывоз капитала за рубеж, а также другие ограничения привели к резкому сокращению инвестиций в добычу. Как результат, в концу 2016 года темпы роста добычи частными компаниями сошли на нет.

Местные заторы

Чтобы вернуть прежние темпы роста добычи газа, одного снижения налогов будет недостаточно. В нынешних условиях нужна поддержка правительства и дерегуляция, о которой говорил премьер, но к сожалению, не уточнил, какие именно законопроекты планируются.

Одной из главных проблем добывающих компаний сегодня являются взаимоотношения с местными властями. В частности, согласование специальных разрешений на пользование нефтегазовыми участками, то есть лицензий. Этот вопрос всегда был непростым, но так или иначе компании его успешно решали. Но, начиная с 2016 года, ситуация резко изменилась в худшую сторону. Яркий пример – ситуация с крупнейшей добывающей компанией "Укргаздобыча", которой полтавский облсовет не дал разрешения на геологическое изучение, с дальнейшей промышленной добычей 15 нефтегазовых участков.
По мнению депутатов полтавского облсовета, регион не получает должной компенсации за разработку месторождений на его территории.

На сегодня рента полностью уходит в госбюджет. Местные общины не имеют гарантированных доходов от добычи газа и нефти, довольствуясь добровольными социальными программами добывающих компаний. Верховная Рада приняла закон №3038 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно упорядочивания системы поступления и использования средств из рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата)". Этот закон предусматривает, что местные бюджет получат 5% от рентных платежей, остальные 95%, как и раньше, пойдут в госбюджет. Пятипроцентная рента также делится: 2% – получают сельские, поселковые и городские бюджеты, 1,5% – областной бюджет и еще 1,5% – районные бюджеты. Правда, в Полтаве побаиваются, что как только местные бюджеты получат 5% рентных платежей, то Кабмин тут же уменьшит субвенции области из госбюджета. Однако, пока все это дело будущего, поскольку упомянутый закон вступит в действие только в 2018 году. Пока местные власти не получают ничего. Как следствие, полтавский облсовет продолжил блокировать выдачу лицензий. В результате "зависло" 15 лицензионных участков для "Укргаздобычи", а кроме того, несколько лицензий частных компаний, в частности "Аркона Газ-Энергия".

Председатель полтавского облсовета Александр Биленький отметил, что отказ – решение временное. Пока обсовет предложил компаниям переводить средства на спецсчета для нужд области и местных громад. "В "Укргаздобыче" платить более 5% ренты не готовы. По поводу компаний Arab Energy Alliance UA и "Аркона Газ-Энергия", то они пока могут заплатить 1,4 млн грн вместе. Я вижу, что это не устраивает областной совет. Это очень мало", – говорит Биленький. В марте позицrию полтавских коллег поддержали депутаты Харьковского облсовета и отказали в согласовании шести лицензионных участков для "Укргаздобычи". Прецедент создан.

По большому счету, если правительство не намерено отказываться от планов увеличения добычи, то проблему надо решать: договариваться, принуждать (в рамках закона) либо вносить изменения в законодательство. Вопрос распределения ренты – не единственная проблема. Принятие "Кодекса о недрах", обобщающего документа, который бы заменил сотни действующих регуляторных норм в сфере регулирования взаимоотношений в поиске, добыче и охране недр, стимулировало бы развитие добычи. Пока же рассчитывать на резкое увеличение добычи сложно. 

Иноземная доля

Отдельного внимания заслуживают проекты добычи с участием иностранных инвесторов. В 2015 году из Украины ушли две крупные международные компании – Shell и Chevron. В 2016 году канадская Serinus Energy продала свою 70% долю в компании "КУБ-газ", на тот момент это была третья по объемам добычи частная компания. На сегодняшний день присутствие иностранных инвесторов в нефтегазодобывающем секторе минимальное. При этом, стоит отметить, что иностранные компании – это не только инвестиции, но и специалисты, а также технологии, без которых рост добычи немыслим. Но пока о привлечении крупных иностранных компаний для добычи газа в Украине речь не идет.

Для достижения благородной цели – наращивания добычи до 28 млрд куб м до 2020 года – правительству необходимо быстро реагировать на возникающие вызовы.

Виталий ДЯЧЕНКО

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢