Что выгадают простые украинцы от передела рынка между банками и финкомпаниями

Точка зору

На украинском финансовом рынке происходит новый передел. Небольшие банки и финансовые компании пытаются отхватить себе клиентов, интересующихся денежными переводами, валютообменом и платежами, все меньше претендуя на депозитный сегмент и кредитование юридических лиц. UBR.ua выяснял у управляющего директора «Кредит Оптима Банк» Игоря Львова, что смогут выиграть от перекраивания рынка рядовые потребители.

Игорь Рюрикович, неужели большие банки добровольно откажутся от дополнительных заработков?

Это тенденция времени. Кредитования, которое ранее давало 60-80% доходов банка, что позволяло, в том числе, содержать большую сеть отделений и сотрудников, нет. И большие банки вынуждены сокращать сеть своих отделений. То есть ниша «присутствия» освобождается и ее готовы занимать более мобильные структуры — малые банки и финансовые компании, которые получают лицензии на валютно-обменные операции и на денежные переводы.

По данным НБУ, за прошлый год из 15-17 финансовых компаний половина получила такие лицензии. К тому же, перед собственниками малых банков стоит вопрос повышения капитала до 200 млн. грн. до 11 июля. И они сегодня активно прорабатывают бизнес, который бы мог отбить такие вложения. Обычно это платежи, денежные переводы и валютообмен.

Но содержание отделений для них такое же дорогое, как и для больших банков…

Этот большие отделения обходятся дорого. Малые и средние банки, как и финкомпании, наоборот, открывают мини-отделения на 2-3 сотрудника, которые занимаются только транзакционным бизнесом. Такие точки уже можно встретить в тех же торговых центрах или на ж/д вокзале.

Да, интересы банков и финкомпаний пересекаются в части таких услуг как денежные переводы и валютный обмен, объемы которых будут только расти. Уже сегодня объем внутреннего рынка денежных переводов составляет 75 млрд грн. в год. И мы видим тенденцию, что финансовые компании, у которых десятки или сотни обменных пунктов, начинают обращаться к банкам с предложением совместной работы. По сути, они становятся отделениями какого-то банка и могут зарабатывать на платежах, переводах и своих валютно-обменных операциях.

В чем выгода банка, который «присоединяет» к себе структуру, которая владеет сетью пунктов валют?

Банк получает большую сеть готовых, оборудованных помещений, группу уже обученных кассиров и приученную к этим точкам продаж клиентскую базу. Люди раньше в этих местах только меняли валюту, а теперь смогут проводить платежи и получать переводы, тут же меняя их на гривну при необходимости что-то оплатить.

У ряда больших ФК по несколько тысяч точек по Украине и логично, что кроме обмена валют они хотят заниматься платежами и денежными переводами. Уже есть пилотные проекты, когда подразделения финкомпаний становятся отделениями банков.

Это полноценные отделения?

Нет. Эти мини-отделения на 2 человека по условиям не имеют права заниматься привлечение депозитов и кредитованием. Никаких других видов услуг, кроме уже названных — переводы, платежи, обмен валют. У них нет соответствующей технической и операционной возможности. Для этого надо расширять отделения, что финансово невыгодно.

Что получат люди от выхода на рынок таких точек мини-отделений?

Сегодня есть монополист, например, Ощадбанк, который берет за одну платежку 3 грн. или Укрпочта, взымающая плату в размере 4,5 грн. К ним стоят очереди, потому что это самые низкие цены для большинства потребителей. А когда увеличивается количество отделений, которые готовы предлагать аналогичные тарифы обслуживания, очереди у монополистов уменьшатся, а тарифы и у других банков, которые захотят обслуживать людей, будут снижаться. Конкуренция уже идет.

Если тариф по коммуналке на одной платежке был, например, 7 грн., то сейчас он снизился до 3 грн. Мы снизили до этого уровня более месяца тому. И даже думаем о цене в 2 грн., чтобы сманить часть клиентов Ощадбанка и других учреждений. Тем более, что те, кто выставляет 10-25 грн. за платежку делают это осознанно — отваживают от своих отделений определенные категории клиентов. Мы же считаем, что и 3 грн. за одну платежку — это много.

Банкиры всегда аргументировали рост тарифов при оплате тех же коммунальных платежей их высокой себестоимостью

Цена в 2-3 грн. экономически оправдана. Себестоимость платежа в мини-отделении составляет до 50 копеек. В большом отделении — 0,8-1 грн., потому что там затраты больше.

С другой стороны, мы знаем, что коммунальные предприятия доплачивают банку за обслуживание их платежей и банк зарабатывает на расчетах с коммунальными предприятиями. Это уже двойная выгода.

Третья выгода — получаемую от населения гривну, банк может использовать в валютообменных операциях, не завозя гривну для подкрепления касс, или ее «продать» другим банкам.

Предложение дешевого обслуживания сохранится долго или тенденция закончится, когда такие мини-отделения «захватят» нишу и своего клиента?

Да, выходя на рынок, сегодня трудно предложить какой-то особенный продукт, поэтому в начале ставка делается на классический демпинг. Но, повторюсь, мини-отделения — это не отделения Ощадбанка, где работает от 10 человек. Поэтому их низкие цены более обоснованы.

Тенденция сохранится, потому что на рынок заходит не одна структура, а большое количество мини-отделений и привлечь клиента они смогут только демпингуя. Думаю, что снижение цен по кассовому обслуживанию еще будет. Если за 3-4 месяца цены упали с 7 грн. до 3 грн. на одной платежке, то к концу года увидим цены на уровне 1-2 грн.

Как быстро будут ходить платежи через такие мини-отделения? Не будут ли они зависать на несколько суток?

Что касается вопроса безопасности, скорости платежей или подкрепления наличностью, то мини-отделения ничем не отличаются от других больших отделений. Ситуации, как и в банках могут быть разные и платежи могут доходить до адресата за 1-2 суток. Но, как правило, если у банка есть система SWIFT, то достаточно одного часа, чтобы платеж прошел систему электронных платежей Нацбанка и его увидел получатель.

Мини-отделение подключено к единой операционной системе банка, поэтому неважно, где оформляется платеж — в головном отделении или в мини-отделении на вокзале в Шепетовке. Боле того, они работают в удобное для людей время — в субботу и воскресенье с 9:00 до 21:00.

Эти мини-точки появятся по всей стране или только в Киеве (ведь иначе не получится конкурировать с Ощадбанком)?

По оценкам НБУ сегодня количеству отделений финкомпании превышает количество отделений многих банков. Там порядка 15 тыс. точек, которые занимаются валютно-обменными операциями или переводами. Конечно, не все будут идти под «крышу» банков, но количество таких отделений растет. ФК монополизируют рынок по части интересующих их операций. У них сегодня задача выжить.

Но потенциальные же конкуренты здесь не только крупные банковские отделения, но еще и платежные терминалы, стоящие почти на каждом углу.

Терминалы — это уже дорогое удовольствие: платежка 5% или 10 грн. Эти устройства становятся не такими интересными для рынка. И количество таких комплексов сокращается. Зачем платить 10 грн., если можно заплатить 3 грн.? Может есть те, кто не считает деньги, но основная масса людей считает – заплатить 18 грн. за 6 платежек или 60 грн. Люди вынуждены экономить. Когда мы, например, снизили цены, то сразу заметили разницу.

Было, например, 100-150 платежей по нескольким отделениям, а стало по ним же через 1-2 месяца — 1000. Поэтому мини-отделения становятся конкурентами большим банкам и платежным терминалам. А сегмент клиентов, использующих интернет-банкинг — просто не наша аудитория.

Стоимость денежных переводов также будет снижаться в мини-отделениях?

Да, это будет происходить. Хотя здесь и включаются дополнительные факторы. Такие как комиссии платежных систем, таких как Visa или MoneyGram. Они достаточно высокие.

Однако мы видим, что украинские платежные системы выходят на рынки и сетка их представительств растет. К тому же наши мигранты организовывают финкомпании в Италии, Испании, Португалии, Польше и они выходят на наши системы с тем, чтобы стать агентами не Western Union или другой международной системы, а стать агентами украинских систем переводов.

Если у таких денежных посредников как Visa, Western Union или MoneyGram тариф за операцию $4-5, то перевод по украинским системам, того же «Аверса», например, обойдется в $1.

Вита Филонич

Новини

24 Квітня 2024

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

ВСІ НОВИНИ ⇢