Кому винен — усіх прощаю. Як Кабмін дарував внутрішній борг наступникам

Точка зору

Уряд схвалив реструктуризацію, яка дозволить заощадити на обслуговуванні внутрішнього держборгу тільки в 2017 році понад 10 млрд грн. Частину коштів планується направити на дороги. За рахунок чого це вдалося зробити, чи буде економія?

24 мая. Заседание Кабмина.

Четыре-два-три. Маркарова. Есть замечания? Прошу поддержать, — обратился премьер-министр Владимир Гройсман к первому замминистра финансов Оксане Маркаровой и членам Кабмина.

Цифры, которые он озвучил, это номер пункта из повестки дня заседания Кабмина.

 Надеюсь, что нет. Прошу поддержать. Это… — начала говорить Оксана Маркарова.

Поддержать? Все, решение поддержано, — быстро констатировал премьер.

Этим малопонятным диалогом в десять секунд Кабинет министров осуществил масштабную операцию с внутренним госдолгом, которая планировалась много лет.

За последние пять лет внутренний госдолг Украины увеличился в 3,7 раза. Еще в конце 2012 он составлял 190 млрд грн, а в марте 2017 достиг почти 700 млрд грн.

99% внутреннего госдолга приходится на гривневые облигации внутреннего займа (ОВГЗ). Больше половины, а именно 378 млрд грн, находится в собственности у Нацбанка. Минфин должен платить Нацбанку за их обслуживание и погашение.

С одной стороны, финансовые отношения двух ведомств напоминают перекладывание из одного госкармана в другой. С другой — накопление внутреннего госдолга и разные сроки погашения ОВГЗ приводят к неравномерной нагрузке на бюджет.

Кабмин нашел способ как это изменить. Накануне правительство одобрило так называемый "репрофайлинг" — реструктуризацию выплат по обслуживанию и погашению ОВГЗ, которые находятся в портфеле НБУ.

Цель правительства — сбалансировать долговую нагрузку на бюджет и сэкономить на выплатах по обслуживанию госдолга только в 2017 году свыше 10 млрд грн.

За счет репрофайлинга чиновники хотят освободить дополнительный ресурс для финансирования дорог.

ЭП выясняла, сколько удастся сэкономить Кабмину, хватит ли на дороги, и может ли быть этот шаг эффективным.

Спасение банков. Расплата

Начиная с 2008 года власти стали чаще использовать ОВГЗ как способ закрытия бюджетных дыр.  Капитализация госбанков, докапитализация "Нафтогаза" и Фонда гарантирования вкладов физлиц решались путем выпуска ОВГЗ, которые потом скупал Нацбанк.

Только с 2016 года регулятор отказался от пагубной практики активного выкупа ОВГЗ.

Если вплоть до конца 2015 года портфель государственных ценных бумаг в собственности центробанка активно рос, то после этого, отмечает главный экономиста "Альфа-банк Украина" Алексей Блинов, НБУ стал его сокращать, воздерживаясь от покупки новых.

Исключением стал эпизод с выкупом облигаций в поддержку докапитализации Приватабанка в последние дни 2016 года.

В целом же в 2016 году портфель ОВГЗ в собственности НБУ сократился на 8 млрд грн. Сокращается он и в 2017 — за четыре месяца на 4 млрд грн.

Тем не менее, до 2020 года нагрузка остается высокой.

"В 2017-2020 годах Минфин должен обеспечить погашение свыше 50% ОВГЗ, которые находятся в собственности НБУ. В том числе, в 2017 году – 46,4 млрд грн, в 2018-58,5 млрд грн в 2019 – 78 млрд грн, в 2020 – 47,9 млрд грн", — говорится к пояснительной записке к проекту постановления о репрофайлинге.

Сколько Украина должна, миллиарды 

  доллар гривна

%

Общая сумма государствееного и гарантированного государством долга 72,35 1951,85 100,00
Госдолг 62,13 1676,13 85,87
Внутренний  25,93 699,60 35,84%
1. Задолженность по выпущенным ОВГЗ на внутреннем рынке  25,84 697,12 35,72%
ОВГЗ (10 – летние) 3,01 81,32 4,17%
ОВГЗ (11 – летние) 0,64 17,38 0,89%
ОВГЗ (12 – летние) 0,15 3,94 0,20%
ОВГЗ (12 – летние) 1,06 28,50 1,46%
ОВГЗ (13 – летние) 1,55 41,82 2,14%
ОВГЗ (14 – летние) 2,08 56,15 2,88%
ОВГЗ (15 – летние) 1,97 53,09 2,72%
ОВГЗ (18 – летние) 1,08 29,03 1,49%
ОВГЗ (2 – летние) 2,50 67,42 3,45%
ОВГЗ (3 – летние) 0,76 20,62 1,06%
ОВГЗ (4 – летние) 0,58 15,55 0,80%
ОВГЗ (5 – летние) 5,55 149,62 7,67%
ОВГЗ (6 – месячные) 0,00 0,01 0,00%
ОВГЗ (6 – летние) 0,85 22,85 1,17%
ОВГЗ (7 – летние) 1,66 44,74 2,29%
ОВГЗ (8 – летние) 1,02 27,42 1,40%
ОВГЗ (9 – месячные) 0,03 0,79 0,04%
ОВГЗ (9 – летние) 1,37 36,87 1,89%
2. Задолженность перед банковскими и другими финучреждениями 0,09 2,48 0,13%
НБУ 0,09 2,48 0,13%
Внешний  36,20 976,50 50,03%
Гарантированный государтсвом долг 10,22 275,72 14,13
Внутренний  0,72 19,32 0,99
Внешний  9,5 256,4 13,14

* Министерство финансов, на 31 марта 2017 

В свою очередь, инициативы по репрофайлингу в мае также не случайны. По словам Блинова, наступает череда погашений старых ОВГЗ, находящихся у НБУ.

Так, 31 мая истекает срок обращения ОВГЗ на 1,03 млрд грн, которые были выпущены в 2009 году для увеличения капитала падающего Укргазбанка. 7 июня истекает срок по облигациям на 1,12 млрд грн, выпущенных для спасения банка "Киев" в том же 2009 году. А 14 июня подходит к сроку погашение по 940 млн грн, выпущенных для капитализации печально известного Родовид банка.

"Соответственно, отсрочка погашения этих ценных бумаг моментально улучшит финансовую ликвидность госбюджета", — констатирует эксперт.

Сколько хотят сэкономить

Репрофайлинг коснется не всех ОВГЗ, которые находятся в портфеле НБУ, а только ценных бумаг на сумму 221,6 млрд грн.

"Чтобы равномерно распределить выплаты ОВГЗ в портфеле Нацбанка не обязательно "удлинять" все бумаги, можно ограничиться теми, которые создают излишнюю нагрузку в ближайшие годы", — объясняет главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Билан.

В процессе переговоров Мифин и Нацбанк обсуждали различные варианты репрофайлинга: с фиксированной ставкой доходности или привязанной к инфляции, всего портфеля или только его части.

Какие прописаны основные параметры в принятом Кабмином варианте проекта?

Так, объем новых ОВГЗ составит до 229 млрд грн, номинальная стоимость купонной облигации – 1000 грн. Срок обращения — от 8 до 30 лет. Выпуски новых облигаций погашаются единым платежом дважды в год — в мае и ноябре.

Ставка процентного дохода привязана к инфляции. Она будет определяться по формуле: годовая инфляция +1,5%, которая фиксируется не более, чем за два месяца до даты выплаты процентного дохода.

Новые ОВГЗ начнут погашаться в период с 2025 по 2047 годы.

"В своих действиях НБУ и Минфин исходили из того, чтобы распределить расходы на погашение основной суммы в ОВГЗ в портфеле НБУ и, соответственно, нагрузку на бюджет равномерно по годам на протяжении следующих 30 лет", — сообщили ЭП  в пресс-службе Нацбанка.

"Такой подход позволит распределить погашение ОВГЗ равномерно — приблизительно на 13 млрд грн ежегодно до 2047 года", — добавили в центробанке.

По ожиданиям Минфина, в случае успешного репрофайлинга, в этом году выплаты по погашению уменьшатся на 25,6 млрд, а сэкономить на обслуживании удастся 10,1 млрд грн.

Что может помешать экономии

Эффект от экономии может оказаться меньшим и на это есть две причины.

Фактор первый инфляция

Процентные выплаты по ОВГЗ привязаны к инфляции, и, если она окажется выше годового прогноза, расходы на обслуживание этих бумаг увеличатся.

"Поскольку тарифы на газ были приведены к импортному паритету, динамика инфляции теперь зависит в основном от рыночных факторов, в первую очередь от динамики валютного курса. Украинская экономика остается подверженной внешним шокам и скачки курса исключать нельзя", — отмечает Билан.

Но с другой стороны, считает эксперт, после репрофайлинга правительство будет больше заинтересовано в том, чтобы проводить сдержанную бюджетную политику и не создавать дополнительные валютные и инфляционные риски.

Старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович допускает, что именно из-за инфляционных рисков под репрофайлинг попали не все облигации, а только их часть.

"Это позволит снизить влияние роста инфляции на стоимость обслуживания. А также погасить часть облигаций раньше 2025 года", — отмечает он.

По словам Котовича, такой инструмент как ОВГЗ с выплатой купона в зависимости от уровня инфляции может быть интересен для негосударственных пенсионных фондов, поскольку его доходность будет гарантированно выше уровня инфляции.

Фактор второй — докапитализация Приватбанка

В бюджете на 2017 год не предусмотрены средства на обслуживание ОВГЗ по докапитализации Приватбанка и других госбанков.

"Докапитализация Привата может снизить сумму экономии (будут выпущены дополнительные ОВГЗ, которые также нужно будет обслуживать, ЭП), но насколько — будет понятно после объявления необходимых сумм и параметров ОВГЗ. Думаю, дополнительные расходы не превысят 2 млрд грн", — прогнозирует Билан.

"Мы подали свои предложение по докапитализации набсовету, он свое решение принял и передал его министерству финансов", — сообщил в комментарии ЭП Александр Шлапак. На вопрос, о какой сумме идет речь, он не ответил.

В апреле Валерия Гонтарева оценивала необходимость докапитализации Привата в 30 млрд грн. Экс-замминистра финансов Игорь Уманский уверен, что сумма будет большей.

"На докапитализацию потребуется 38,9 млрд грн, при том, что EY в своем аудите сказали о 57 млрд грн. Но на данном этапе сумма, которая "горит" и требует срочного формирования резервов — это 38,9 млрд грн. Набсовет Привата утвердил ее на своем последнем заседании", — сообщил ЭП Уманский.

Согласно его расчетам, на выплату процентов по ОВГЗ, выпущенных для докапитализации Привата и других госбанков, может понадобиться порядка 12-14 млрд грн.

"А это уже на 2-4 млрд больше озвученных 10 млрд. То есть очень похоже на то, что с дорогами придется повременить — чистой экономии хоть бы на выплату процентов хватило", — говорит он.

Долги против дорог

В феврале этого года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что репрофайлинг позволит увеличить финансирование дорожной отрасли на 15 млрд грн — ориентировочно до 35 млрд грн.

Эта экономия, уточняет Уманский, считалась при условии, что репрофайлинг будет проведен в январе, он будет касаться всего объема ОВГЗ в портфеле НБУ и по ставке 8%, а не 8+1,5%.

"С точки зрения нагрузки на бюджет на самом деле неплохо получается. График выплат значительно улучшается. Только вот к "экономии" есть вопросы", — отмечает Уманский.

Во-первых, уменьшения суммы погашения нельзя отнести к чистой экономии. Меняется вопрос ликвидности бюджета текущего года, но позже все равно эти суммы надо будет уплатить.

Во-вторых, в классификации расходов бюджета нет такой статьи как "погашение госдолга", есть только "обслуживание", на которое Украина должна направить в этом году 111,3 млрд грн.

Это значит, что вышеупомянутую экономию на процентах на 10,1 млрд можно считать сокращением расходов, а уменьшение суммы погашения — нет.

А чтобы выделить дополнительный ресурс на дороги, нужно увеличивать именно расходы. Поэтому перспектива увеличения дорожного бюджета пока туманна.

На вопросы ЭП о сроках докапитализации Привата, объемах процентных выплат, связанных с нею, и перспективе выделения средств на дороги от репрофайлинга в министерстве финансов не ответили.

Галина Калачова

Новини

24 Квітня 2024

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢