Сервис в УЗ: какие права есть у пассажира поезда и как их защитить

Точка зору

Сорокаградусная жара и забитые наглухо окна, спастись от духоты в раскаленном вагоне негде. В такой ситуации недавно оказались пассажиры поезда "Херсон-Киев" – им пришлось выбивать окна, чтобы облегчить поездку. А пассажирам рейса "Одесса-Киев" пришлось всю дорогу ехать стоя. Какие условия должны быть в поезде во время поездки, узнавал сайт "Сегодня".

Температура в поездах, окна и розетки: какие условия должны быть в поезде

Больше всего украинцы жалуются на плохую вентиляцию и грязные туалеты в поездах. В Украине условия комфорта и сервиса в поездах прописаны в санитарных нормах и правилах перевозки пассажиров. По нормам, температура воздуха в вагонах люкс и купе не может превышать 26 градусов и должен работать кондиционер. К плацкартным вагонам такого требования нет, однако постоянно должна работать вентиляция. Проверить температуру можно по термометру – он есть в каждом вагоне. По санитарным нормам, проводник должен включить вентиляцию или кондиционеры за полчаса до посадки пассажиров. Зимой температура воздуха во всех вагонах должна быть 18-22 градуса.

Если в вагоне люкс или купе не работает кондиционер, нужно писать жалобу и требовать переведения в вагон с кондиционированием. Книга жалоб находится у начальника поезда. Также жалобу можно продублировать на горячую линию "Укрзализныци".

По данным железнодорожной компании, в 62% вагонах кондиционеров нет. Практически во всех плацкартных вагонах они вообще не предусмотрены. А государственные санитарные нормы не устанавливают максимально допустимую температуру в плацкартных и общих вагонах. Однако обязательно должна работать вентиляция. Ее исправность можно проверить, если поднести к вентиляционной решетке руку. Если из нее не дует, нужно требовать проводника включить вентиляцию, поскольку ее выключать запрещено. Также следует правильно выбирать места, поскольку не все окна в вагоне открываются, так как являются аварийными выходами. В плацкартных вагонах это места от 9 по 12 и от 21 по 24, а также – 43, 44, 49 и 50.

В Украине поезда делятся на 10 классов. В каждом из них разные условия комфорта и сервиса – они указаны в Правилах перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

В вагонах поездов Интерсити+, Интерсити и Ночной экспресс обязательно должны быть работающие розетки – не меньше одной на два места, специальные места для людей с инвалидностью, кондиционер, видеомониторы и вакуумный туалет.

В поезде Ночной быстрый должны быть: для СВ и купе – розетки, кондиционер; для плацкартных вагонов – система обогрева и вентиляция. 

В Ночных пассажирских: для СВ и купе – кондиционер; для плацкарта – система обогрева и вентиляция.

В вагонах Регионального экспресса: розетки, места для людей с инвалидностью; в первом классе – кондиционер; во втором и третьем – вентиляция и информационные табло.

В региональных поездах – вентиляция, система обогрева, места для людей с инвалидностью, во втором классе – комфортабельные места.

При этом все должно быть в рабочем состоянии. Перед подачей на рейс, поезд должен быть чистым. Если в вагонах обнаружили тараканов или мышей, их запрещено подавать на маршрут. Также можно писать жалобу, если туалеты не поддерживаются в чистоте. Кроме того, проводник обязан протирать поручни двери на выходе из поезда.

Если пассажир заметил, что в вагоне не работает вентиляция, кондиционер или есть другие нарушения, нужно обращаться в первую очередь к проводнику, отмечает юрист компании "Ильяшев и Партнеры" Ильяс Магомедов. Свои требования к условиям поездки можно аргументировать, ссылаясь на Постановление Кабинета министров Украины №252 "О порядке обслуживания граждан железнодорожным транспортом" и требования СанПиН 7.7.2-015-99 "Эксплуатация движимого состава железнодорожного транспорта для пассажирских поездов".

"Если общение с проводником не принесло желаемого результата, и проблема не была устранена, следует обратиться к начальнику поезда. Если не получилось решить проблему через обращение к проводнику или начальнику поезда, следует потребовать книгу жалоб и внести суть проблемы уже в нее. Рекомендуем также подать жалобу по телефонам горячей линии или электронной почте, указанных на веб-сайте ПАО "Украинские железные дороги", – поясняет юрист.

Какие "особые" права и возможности есть у пассажира

Выехать раньше. Пассажир может бесплатно переоформить билет на поезд, который отходит на несколько часов или дней раньше того рейса, на который есть билет. Но если в этом поезде есть свободные места.

Ошибка в билете. В билете допускается три ошибки в написании имени или фамилии.

Сойти с поезда на несколько дней. Закон разрешает один раз сойти с поезда на любой промежуточной станции и через несколько дней продолжить поездку бесплатно. На промежуточной станции остановки пассажир должен в течении часа после прибытия поезда предъявить билет дежурному по вокзалу, начальнику станции или вокзала. Он должен поставить отметку "Остановка с продлением срока действия билета". На продолжение поездки дается 10 дней после отправления поезда. Для продолжения поездки оплачивается небольшая сумма плацкарты.

Бесплатно вернуться на станцию отправления, если сел не в тот поезд. В этом случае начальник поезда составляет акт, который дает пассажиру право вернуться назад на станцию отправления поезда без оплаты проезда. Если по возвращении на станцию отправления пассажир не успел на поезд, указанный в проездном документе, то он должен показать билет и акт для продления действия билета. Однако нужно будет заплатить тариф плацкарты.

Проехать станцию назначения и бесплатно вернуться. Если пассажир проехал свою станцию, начальник поезда составляет акт, который дает бесплатно вернуться на станцию назначения.

Если забыл билет у провожающих, получить его по телеграмме. Не позднее чем через час провожающий, у которого остался билет, должен показать его начальнику вокзала, который отправит телеграмму начальнику поезда. По этой телеграмме пассажиру выдается новый билет уже в поезде. Однако если телеграмма не придет через четыре часа, пассажиру придется заплатить штраф за безбилетный проезд и покинуть поезд.

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢