Нефть в Норвегии закончится, а благосостояние останется

Точка зору

"1 трлн долларов – это важный рубеж", – так прокомментировал глава суверенного фонда Норвегии Ингве Слингстад тот факт, что размер вверенного ему фонда достиг этой астрономической суммы. 1 триллион – таковой на 19 сентября 2017 года была стоимость всех активов, которые принадлежат NBIM, или Norges Bank Investment Management – фонду, в который норвежское государство ежегодно отчисляет часть своих доходов от продажи нефти и газа. Сами норвежцы иногда попросту называют его нефтяным фондом.

NBIM является крупнейшим суверенным фондом мира. Следующий крупный стабилизационный фонд – Объединенных Арабских Эмиратов – примерно на 15% меньше. Фонд национального благосостояния России меньше норвежского собрата примерно в 10 раз.

Благополучие за 20 лет

Астрономическая сумма накопленных денег является далеко не просто цифрой в бухгалтерии Банка Норвегии, в структуру которого формально входит NBIM. Главная и единственная цель фонда – за счет нынешних сверхдоходов от продажи сырья обеспечить финансовое благополучие будущих поколений. Ибо никаких иллюзий о бесконечности потока нефтедолларов в Осло не питают. Как значится буквально в одной и первых фраз на сайте NBIM, "нефть однажды закончится, но доходы фонда продолжат приносить пользу населению Норвегии". В итоге, с учетом численности населения страны в 5,3 млн человек, на каждого норвежца сейчас приходится доля NBIM в размере 193 тысяч долларов.

И все это – примерно за 20 лет существования фонда. Понимание небесконечности "нефтяного рая" пришло к норвежцам в 1990-е годы. Первые отчисления из бюджета были осуществлены в 1996 году, а с 1998 года ведется история прибыльности NBIM. С тех пор фонд рос в среднем на 5,9% в год, при вычете инфляции и расходов на управление – на 4%.

Обращает на себя внимание то, что во время последнего мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, активы фонда существенно не уменьшались. При этом большинство нефтяных стран были тогда вынуждены воспользоваться деньгами "будущих поколений" из своих суверенных фондов, так что, например, в России и Казахстане активы фондов уменьшились в разы, и эксперты даже серьезно опасались их полного исчерпания.

NBIM – это Google, Apple и 9000 других акций

В итоге сегодня норвежский фонд управляет огромной суммой, вложенной более чем в 9000 акций, облигаций и объектов недвижимости. Причем инвестиционный портфель фонда полностью открыт, и с ним может ознакомиться любой желающий. Наибольшую часть денег – около 65% – управляющие фонда не побоялись вложить в акции по всему миру. В портфеле "серьезного" NBIM можно найти все ведущие фирмы из новой интернет-экономики – Google, Amazon и другие. В фонде и не скрывают, что феноменального объема он достиг именно благодаря взлету фондовых рынков в последние два десятилетия.

При этом NBIM вовсе не скупает все подряд. Наоборот, фонд придерживается концепции так называемых "этических инвестиций", вкладывая деньги только в те предприятия, которые отвечают выработанным в Осло критериям. Причем опять-таки – отбор осуществляется максимально прозрачно и открыто, а "черный список" неподходящих для фонда предприятий также публикуется в сети.

Этические инвестиции норвежцев

Кому не достаются деньги крупнейшего суверенного фонда мира? Например, компаниям, производящим или участвующим в производственной цепочке изготовления ядерного оружия. Например, американским Lockheed Martin и Northrop Grumman, а также европейской Airbus Group. Невозможны инвестиции и в компании табачной промышленности, такие как Philip Morris и British American Tobacco. Категорически не готов работать фонд и с фирмами, использующими детский труд. К числу таких в NBIM отнесли, например, структуры американского торгового ритейлера Wal-Mart.

Табу для норвежцев – и фирмы, которые, по информации NBIM, нанесли серьезный ущерб экологии (ведь фонд создан для будущих поколений), а также компании, виновные в коррупции, нарушении прав человека или других "фундаментальных этических норм", отмечается в документах NBIM.

Напротив, не вызывают проблем у фонда агропромышленные компании, применяющие генную инженерию. Нет и странового подхода: так, несмотря на международные санкции, NBIM по итогам 2016 года держал акции 51 российской компании.

Павел Лось

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢