Осечка реинтеграции: как Рада с первого раза не смогла принять президентские законы по Донбассу

Точка зору

Кульминацией обещанной "осени реформ" в Верховной Раде должны стать новые законы об урегулировании ситуации в Донецкой и Луганской областях. Законопроект авторства лидеров коалиции и президентського офиса, якобы одобренные западными партнерами Украины, должны были быть приняты в четверг, 5 октября. Но, несмотря на личную поддержку президента – принятия не произошло. По крайней мере, с первого раза. Кто, как и почему провалил попытку утверждения законов о реинтеграции Донбасса – в материале РБК-Украина.

Разминка: заседания фракций коалиции

Законопроекты по реинтеграции Донбасса планировались к рассмотрению на комитете по вопросам национальной безопасности и обороны еще в среду, через час после их регистрации президентом в парламенте. Однако депутаты запротестовали, что им мало 15 минут для ознакомления с документами. Следовательно, рассмотрение перенесли на утро четверга. В четверг депутатов постигла уже другая проблема – отсутствие кворума. Ведь в то же время БПП и "Народный фронт" собрали своих депутатов на заседание фракций. Фракцию БПП даже посетил президент Петр Порошенко. Почти не собрала участников и неформальная парламентская "Минская платформа", которая должна была в то же утро обсуждать президентский проект о пролонгации особого порядка местного самоуправления на отдельных территориях Донбасса (проект "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" №7164).

Фракция "Народного фронта" оказалась довольно активной. Еще в среду один из соратников Яценюка уверял корреспондента РБК-Украина, что НФ ни в коем случае не будет голосовать за продление особого порядка самоуправления на Донбассе. А уже в четверг утром их позиция меняется – и они готовы поддерживать президентский законопроект, однако с их поправками. В частности, "фронтовики" предложили включить в проект ряд предохранителей. Первый – прописать, что особый порядок местного самоуправления может быть введен только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, боевиков и наемников из Украины. "Мы прописали предохранитель. Что особый статус может быть, как только оттуда уйдут все российские войска и будут разоружены местные террористы", – рассказывает источник в НФ. Второй – введение верификации. То есть гарантий, чтобы факт отсутствия российских военных, их техники и наемников засвидетельствовали органы украинской власти – министерство обороны, министерство внутренних дел и президент своим указом. Причем во фракции говорили, что такие жесткие позиции заняли лично Арсен Аваков и Арсений Яценюк. Турчинов же на заседании фракции особой активностью  не отличался.

Другим требованием НФ было убрать упоминания о "минских соглашениях" из проекта закона об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях (№7163). Речь идет о части 1 статьи 7 законопроекта. "Мы не можем ссылаться в нашем законодательстве на документы , которые подписывали Захарченко и Плотницкий. Мы таким образом легализируем эти соглашения", – поясняют позицию фракции сразу несколько депутатов. Зато предложили заменить упоминания о "минских соглашениях" на ссылку на резолюцию Совбеза ООН от 2015 года. Уже позже народный депутат от "Свободы" Андрей Ильенко заявит в парламенте, что это отнюдь не лучший вариант, ведь и в самой резолюции есть упоминания минских соглашений. К тому же, она была одобрена по просьбе российской стороны.

Депутаты рассказывают, что лидер НФ Арсений Яценюк прямо во время заседания фракции звонил президенту, чтобы заявить об упомянутых выше требованиях. Говорят, что президент даже согласился.

Однако фракция была не единогласной. "Были конфликты с Пашинским (глава комитета по вопросам нацбезопасности, член НФ Сергей Пашинский, – ред.). Он гнул линию президента. Он требовал оставить ссылку на "Минск" в проекте", – говорит собеседник.

Зато на заседании фракции БПП было относительно спокойно. Президент и заместитель главы АП Константин Елисеев еще раз напомнили депутатам о том, как важно поддержать данные законопроекты. В противном случае, по словам гаранта, Европа и США могут снять санкции, а Россия восстановить боевые действия на Востоке. Президент много не говорил о проектах, а рассказал одну жизненную историю. "Президент на примере одной семьи рассказал о важности голосования за проекты. Он сказал, что мама живет на оккупированной территории, а сын – здесь, воевал в зоне АТО, получил ранения, участвовал в "Играх непокоренных" и завоевал там медаль. И что он не может забрать мать сюда. Поэтому те территории нужно как можно быстрее вернуть", – пересказали трогательную истории депутаты президентской фракции.

Что было на комитете

После почти часового опоздания депутаты начали сходиться на заседание комитета. Где, кроме президентских проектов, были альтернативные – авторства вице-спикера Оксаны Сыроид и свободовца Юрия Левченко. Представителя президента в комитете не было. Поэтому, представил оба президентских документа секретарь комитета Иван Винник (БПП), что вызвало возмущение у представителя "Самопомочи" депутата Тараса Пастуха. Депутаты подискутировали, позволит ли президентский проект о реинтеграции применять Вооруженные силы только на Донбассе или по всей Украине, обратили внимание, что в проекте не установлена дата начала оккупации, на что Винник отметил, что полномочия определять дату начала оккупации получит Генштаб. "Муженко (руководитель Генштаба, – ред.) охрану складов не смог обеспечить", – скептично прокомментировал член комитета Семен Семенченко ( "Самопомич"). Народный депутат Андрей Левус (НФ) предложил коллегам убрать из 7 статьи проекта упоминания о минских соглашениях. Позже, именно с такой правкой комитет рекомендовал парламенту принять президентский проект №7163 за основу с предложением заменить упоминание о "Минске" на резолюцию Совбеза ООН. Собственно, на этом утром настаивала фракция Яценюка.

Вице-спикер Оксана Сыроид раскритиковала президентский проект, отметив, что в нем нет даты начала оккупации, упоминания об оккупации Крыма, легализуется торговля с оккупированными территориями, которая была приостановлена ​​решением СНБО еще в марте этого года, не определено, какую ответственность за оккупацию украинских территорий должна понести Россия и тому подобное.

"Почему БПП и НФ ссорятся? У них вся контрабанда разделена. А так она переходит под контроль Муженко (руководителя Генштаба, – ред.)", – заявили РБК-Украина источники в "Самопомочи". Также они называют угрожающими полномочия, которыми проект предлагает наделить президента по управлению вооруженными силами. Согласно Конституции, президент может выдать указ о применении ВСУ, а затем этот указ должна одобрить Верховная Рада. В проекте же предлагается, чтобы одобрение дал парламент.

"Сегодня россияне уже подготовили шампанское, чтобы откупорить его, если мы не примем закон", – уговаривал депутатов комитета лидер фракции БПП Артур Герасимов, добавляя, что в противном случае Европа и Штаты могут снять санкции с России, а о миротворцах можно будет забыть. О том, что от посольств иностранных государств поступали намеки о частичной отмене санкций, РБК-Украина подтвердили и в "Народном фронте".

Хорошую актерскую игру на комитете продемонстрировали депутаты от НФ, когда представитель этой фракции Андрей Тетерук заявил, что они поддержат проект только в случае, если там появится пункт о начале действия особого статуса только после вывода незаконных вооруженных формирований. Глава комитета Сергей Пашинский (НФ) поддержал идею и уже через несколько минут депутатам раздали доработанный проект с новым пунктом.

Однако, как оказалось, не все депутаты фракции Яценюка были согласны с такой формулировкой. Например, Юрий Береза ​​требовал, чтобы в проект также добавили норму о верификации границы, однако Пашинский отверг такую ​​идею и сказал, что эту норму пропишут в проекте о реинтеграции Донбасса. Несмотря на полную поддержку (за исключением Левуса и Чорновол из "Народного фронта") депутаты не смогли его рекомендовать принять за основу и в целом – поэтому решили рекомендовать Раде отправить документ на доработку президенту.

Но президент не стал ждать, чтобы Рада принимала решение и уже к обеду внес доработанный проект №7164 по пролонгации особого статуса с предложением комитета, а де-факто, "Народного фронта". Уже после 14:00 комитет по вопросам нацбезопасности снова собрался рассматривать законопроект. Представители НФ Юрий Береза ​​и Андрей Левус снова подняли вопрос, почему в перевнесеному президентом проекте нет верификации границы. И в БПП заверили, что ее пропишут в проекте о реинтеграции. В результате проект таки одобрили, в частности, благодаря голосу того же Юрия Березы. Хотя, опять Левус и Чорновол не поддержали проект. Как потом Андрей Левус пояснил РБК-Украина, причина его  неголосования заключалась в том, что на утренней фракции НФ говорилось, что в случае, если в проекте не будет прописана норма о верификации, то фракция не будет поддерживать такое решение. И якобы на этой позиции жестко настаивал министр внутренних дел Арсен Аваков. Но очевидно, фракция разделилась.

Позже другой член НФ подтвердил РБК-Украина, что значительная часть фракции не поддержит пролонгацию особого статуса из-за отсутствия там версификационной нормы. "Мы должны понимать, кто зафиксирует вывод российских войск. ОБСЕ? Сомневаюсь. Это должны быть украинские органы", – отметил депутат.

В БПП пояснили РБК-Украина, что якобы президент не внес эту норму, поскольку она не была согласована с международными партнерами. "Чтобы вы знали, там сегодня столько крови было", – заявил РБК-Украина, не объяснив деталей, один из лидеров БПП.

Итоговые позиции фракций

Позиции остальных сил были предсказуемы. В "Самопомочи" заверили, что не будут голосовать ни за первый, ни за второй проекты.

В "Оппозиционном блоке" подчеркнули, что будут голосовать за продление особого порядка и не будут поддерживать проект, предусматривающий признание России агрессором. "Мы считаем, что это консервация конфликта", – заявил РБК-Украина лидер фракции Юрий Бойко.

"Батькивщина" три года назад не голосовала за законопроект об особенностях местного самоуправления, где есть амнистия всех, кто принимал участие в событиях в Донецкой и Луганской области, где есть то, что местные советы могут выбирать себе прокуроров и судей, вообще на голову не налезает, мы как не голосовали в прошлом созыве, так и не голосуем", – пояснил ситуацию представитель фракции Алексей Рябчин. Что касается законопроекта, который предусматривает признание территорий оккупированными, то, по его словам, фракция пока изучает его, и называет недопустимым наличие там норм о легализации минских соглашений, нормы о переложении ответственности президента на новый орган – Объединенный штаб, и так далее.

Другой депутат фракции не под запись рассказал, что фракция не будет голосовать ни за один из законопроектов, хотя их член, бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк якобы рекомендовал поддержать проект о реинтеграции 7163. "Задача комитета Пашинского за 10 минут протолкнуть эти законопроекты в зал Верховной Рады. Это позорно ", – добавил Рябчин.

Во фракции "Радикальной партии" заявили, что не будут голосовать за продление действия особого статуса. "По большому (законопроекту 7163, – ред .), мы с ним согласны в большей части, кроме ссылок на минские соглашения. Мы настаиваем, что ссылка на минские соглашения и резолюцию ООН, которая базируется на минских сделках с авторством страны-агрессора РФ, с закона должны быть исключены", – пояснил народный депутат Игорь Мосийчук.

Можно только предположить, что позиция каких-то фракций могла измениться после переговоров с президентом. Ведь, как сообщила журналистам в конце дня представитель президента в парламенте Ирина Луценко, Порошенко в течение дня постоянно встречался с руководителями фракций и время от времени присутствовал в парламенте.

К примеру, как рассказал собеседник издания в "Народном фронте", к голосованию БПП пыталось склонить "Оппозиционный блок". На что последние ответили, что "после голосования за судебную реформу не могут собрать депутатов". Какие-то переговоры действительно происходили. Корреспондент РБК-Украина видел, как с лидером "Оппоблока" Юрием Бойко общался первый заместитель председателя фракции БПП Игорь Кононенко и лидер фракции Артур Герасимов.

К тому же, ряд депутатов придерживается версии, что на самом деле главной целью Банковой было протянуть пролонгацию особого статуса, а проект о признании России агрессором шел как приложение, которое, возможно, вообще не будет одобрено в парламенте. И проект о признании отдельных территорий Донбасса оккупированными должен был рассматриваться только в первом чтении. А в украинском парламенте много проектов "умирали" и не доходили до стадии второго чтения или были завалены.

Кульминация и провал

Представлять президентский проект в Раду приехал секретарь СНБО Александр Турчинов. Представили альтернативные проекты также "Самопомич" и "Свобода". Как выяснилось, в момент рассмотрения проектов еще один альтерантивный проект подал депутат от "Батькивщины" Игорь Луценко. На что вице-спикер Ирина Геращенко заявила Луценко, что он не будет рассматриваться в зале, а автор сможет представить свои правки к следующему чтению. Напомним, проект по реинтеграции Донбасса №7163 планировалось проголосовать только в первом чтении.

И уже на стадии обсуждения проектов рассмотрение было сорвано – депутаты от "Самопомочи" и "Свободы" заблокировали президиум парламента, а депутат Егор Соболев ("Самопомич") в прямом смысле слова начал выкручивать микрофоны спикера Андрея Парубия и его заместителя Ирины Геращенко. Также произошла незначительная стычка – между депутатом Юрием Левченко ("Свобода") и Татьяной Черновол ("Народный фронт").

После часа переговоров Парубий вернулся в зал и пытался склонить депутатов к голосованию, отмечая, что упоминание о Минске выброшено из текста проекта, на что услышал гул в зале "Закрой!", и закрыл заседание. "Мы сказали ему свои условия, при которых готовы разблокировать. Он сказал, что об этом не договаривались", – пояснил один из депутатов от "Самопомочи" суть разговора со спикером после его возвращения в зал.

Позже требования озвучила вице-спикер Оксана Сыроид после завершения заседания: "Признать агрессию и оккупацию – это не выйти на трибуну и это сказать, это даже не записать это в законе. Это значит определить даты, когда началась эта агрессия и оккупация и это определить, какие последствия будет иметь эта оккупация. Например, запрет на проведение выборов, запрет торговли, возложение обязанности содержания этих территорий на Российскую Федерацию", – заявила вице-спикер и добавила, что авторы президентского проекта были не готовы обсуждать эти вещи.

Как рассказали участники переговоров за закрытыми дверями, Турчинов и лидеры фракций коалиции выглядели растерянными. "Они были очень растерянными. Они думали, что на ура-патриотизме смогут это провести", – рассказал источник, присутствовавший на встрече. Собеседники говорят, что разговор Сыроид с Турчиновым в кабинете Парубия свелся к двум главным вещам: торговли с оккупированными территориями и применения президентом Вооруженных сил."Сыроид  требовала убрать полномочия Объединенного оперативного штаба по контролю за торговлей с оккупированными территориями. На что Турчинов сказал, что там налажена вертикаль", – рассказывают очевидцы.

"Говорили о необходимости предоставить разрешение президенту использовать Вооруженные силы прежде, чем он выдаст об этом указ, как предусмотрено Конституцией. Турчинов сказал, что у них есть тайный план, и как только будет закон, президент подпишет указ", – поделились с РБК-Украина деталями переговоров участники процесса.

На брифинге для журналистов секретарь СНБО возмущался, что блокирующие трибуну не дали возобновить работу парламента даже после того, как власть пошла на уступки и убрала из проекта по реинтеграции нормы о минских соглашениях. "На этом совещании приняли решение, что нет оснований для блокирования, потому что даже те предостережения, которые фантазировали, в частности, что касается первой части статьи 7, где говорится о приоритете безопасности при проведении переговоров в минском формате – даже это снимали! Мы договорились, что трибуна будет разблокирована. Вместо этого они тянули время, чтобы Верховная Рада не могла дальше работать, и выполнили заказ своих хозяев", – заявил Турчинов и добавил, что блокирующие "работали на Россию", чтобы не признать ее агрессором. Вместо этого, участники переговоров рассказали, что никаких договоренностей о разблокировании в кабинете Парубия не было достигнуто.

После закрытия вечернего заседания Олег Ляшко спешил на совещание к Парубию, поэтому на ходу собрал фракцию в кулуарах Рады, чтобы им сообщить, что уже завтра, 6 октября, в десять утра ждет их в зале заседаний. О полной мобилизации объявили и в БПП на вечерней фракции, куда приезжал президент. Собственно президент и сказал, что все депутаты должны быть в Раде. К примеру, те, кто планировал зарубежные поездки, должны сдать билеты и перепланировать поездку на субботу.

"Президент пришел на фракцию в хорошем настроении. Расцеловал Геращенко за то, что держала президиум", – рассказал изданию источник в БПП.

Три вывода одного дня

1. По данным источников РБК-Украина, фальстарт голосования по реинтеграции случился еще и потому, что в предлагаемых законах, в случае введения военного положения на территории Донбасса, все сферы общественной, экономической, хозяйственной и политической жизни переходят под контроль утверждаемого президентом главы нового Объединенного штаба. Читай – самого президента. Не все партнеры Петра Порошенко по управлению Украиной согласны отдавать эти важные инструменты и соблазнительные ресурсы в руки гаранта.

2. Отдельные оппозиционные силы предприняли попытку сорвать принятие закона не потому, что не хотят его принятия – внесенные в повестку дня проекты не отменить простым блокированием трибуны, до голосования все равно дойдет, а голоса в зале есть. Но их можно перенести во времени – например, до критического 17 октября (последний день перед отменой действия силы закона об особом порядке работы органов местного самоуправления ОРДЛО). Таким образом, обеспечив "тему" для массовых акций, запланированных на этот день разными движениями, в том числе, Михаилом Саакашвили.

3. Президент Порошенко в очередной раз продемонстрировал, что не владеет ситуацией в парламенте. Коалиция – это миф, не только потому что никто не видел ее списка, а больше по причине внутренних отношений среди ее лидеров. Даже в случае принятия реинтеграционных законов в пятницу, 6 октября, президент уже пошел на ряд уступок своим соратникам и оппонентам. Например, убрать из текста упоминание о минских соглашениях и внести туда несколько слов о Крыме. По данным источников РБК-Украина, поздно вечером 5 октября, после провального дня в парламенте, президент провел встречу с послами западных стран.

Надежда Андрикевич, Роман Чернышев

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢